05 мая 2002
1786

Вячеслав Захаренков: `Железные дороги уже приватизируют`

Начальник Главного управления внутренних дел на транспорте и по спецперевозкам МВД России Вячеслав ЗАХАРЕНКОВ никогда раньше не давал интервью. Он возглавил один из самых проблемных главков чуть меньше года назад - в то время как раз обсуждался вопрос о полной ликвидации транспортной милиции. Вопреки прогнозам генералу удалось сохранить ведомство и превратить ГУВДТиС в боеспособное подразделение. Многие объясняют успех Захаренкова его "питерским" происхождением - до перевода в центральный аппарат МВД он возглавлял Северо-Западное УВДТ. В интервью корреспонденту "Известий" Григорию ПУНАНОВУ Вячеслав ЗАХАРЕНКОВ рассказал о том, как ему удалось реформировать главк, слывший в свое время одним из самых отстающих подразделений МВД России.

- Вячеслав Владимирович, еще недавно в МВД поговаривали о том, что транспортную милицию вообще пора упразднить, как это произошло уже с транспортными прокуратурами. Как вам удалось переубедить начальство и сохранить подразделение?

- Действительно, когда меня назначили на нынешнюю должность, а это произошло 4 июля 2001 года, наш главк критиковали все. Тумаки сыпались на каждой коллегии и совещании. В этом нет вины предыдущего начальника - он в течение года находился в командировке в Чечне и не мог физически руководить подразделением. Здесь творился разброд и шатание. Пришлось начать с кадровых вопросов. В главке я сменил практически всех ключевых руководителей. Сейчас у нас новый начальник криминальной милиции, новый начальник милиции общественной безопасности, новый начальник управления спецперевозок, новый начальник уголовного розыска, новый начальник отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Затем я объехал все территориальные управления - их у нас 20. Там сменил семерых начальников и 46 заместителей. Постепенно порядок в главке стал налаживаться. И, как следствие, поутихли и разговоры об упразднении транспортной милиции.

- Похоже, вы просто запугали весь главк.

- Ничего подобного. Что касается уволенных - то все они лишились должностей за злостные нарушения. Некоторые милиционеры просто эксплуатировали свои должности. Например, бывший теперь уже начальник Азово-Черноморского управления внутренних дел на транспорте руководил так, что в итоге Новороссийский порт, находившийся в его ведении, прогремел с криминальной точки зрения на всю страну. А в самом управлении ни одного уголовного дела по этим фактам даже не было заведено. При бывшем начальнике Северо-Кавказского УВДТ милиционеры воровали оружие с военных эшелонов, шедших в Чечню, и продавали его боевикам. От таких людей я был вынужден избавиться.

- Вас в МВД называют "человеком Грызлова". Это помогало на новом месте?

- Такие штампы: "питерский", из "питерской команды", "человек такого-то" - не характеризуют человека с профессиональной точки зрения. Да, практически на следующий день после назначения Бориса Грызлова министром внутренних дел я был назначен его главным консультантом-помощником. А через несколько месяцев стал начальником транспортной милиции. Действительно, всю жизнь до этого я работал в Санкт-Петербурге. Но в первую очередь я профессиональный милиционер, прослуживший в органах внутренних дел 30 календарных лет. Из них 18 - на руководящих должностях. И транспортную милицию возглавил не случайно. До этого я целый год работал в должности начальника Северо-Западного УВДТ, которое обслуживает не только Санкт-Петербург, но и семь соседних субъектов федерации.

- У вас в главке вертикальная система подчинения. В регионах сотрудники УВДТ не подчиняются местному милицейскому начальству. Такая же вертикаль была в РУБОПах. Их реформировали, ваше управление - нет. Почему?

- Транспортная милиция - министерство в министерстве. У нас есть все структуры, как и в МВД: милиция общественной безопасности, дознание, розыск, служба по борьбе с экономическими преступлениями, которая, кстати, в последнее время дает очень хорошие показатели, подразделение по борьбе с оргпреступностью, ОМОНы, изоляторы временного содержания. Наш сводный отряд работает в Чечне. А что касается вертикали управления, то она нам действительно необходима, так как учитывает специфику транспортных артерий страны. Например, Московское УВД на железнодорожном транспорте обслуживает все объекты Московской железной дороги - то есть территории 9 субъектов федерации. Если подчинить руководителей УВДТ территориальной милиции, разбалансируется вся система, появится ненужный параллелизм. Преступления, совершаемые на транспорте, сложно раскрывать в границах региона. Вот недавнее громкое дело - банда бритоголовых подростков, которая ездила в электричках и убивала одиноких людей неславянской внешности. Убийства происходили на территории нескольких районов и областей. Преступление раскрыли наши сотрудники. Могу сказать, что это была устойчивая группа из четырех подростков в возрасте от 14 до 17 лет. Уже удалось доказать, что на их счету семь убийств. Все преступления совершены по чьему-то заказу. В качестве доказательств преступники приносили заказчикам документы своих жертв и получали за это небольшое денежное вознаграждение - такое, чтобы хватило на дозу дешевого наркотика. Кто являлся заказчиком преступлений - вопрос пока открытый. Мы в этом направлении работаем.

- Сейчас идет подготовка к реформированию МПС. Ваш главк в этом процессе участвует?

- Участвует непосредственно. Наши сотрудники входят в комиссию по реформированию МПС. Задача главка - не допустить непродуманной приватизации, такой, которая постигла авиационный и водный транспорт. Сегодня мы возбудили уже десяток крупных уголовных дел в отношении руководителей МПС регионального уровня, которые, злоупотребляя служебным положением, способствовали незаконному отчуждению подвижного состава, магазинов, стадионов, домов отдыха и культуры, находящихся на балансе МПС. К примеру, Приволжским УВДТ возбуждено уголовное дело в отношении двух заместителей начальника управления железной дороги. Более того, в России уже пытаются приватизировать и сами железные дороги. Нашими сотрудниками была пресечена продажа 20-километровой железнодорожной ветки, по которой осуществляется активная перевозка нефтепродуктов. Этот участок пути местные железнодорожные начальники намеревались продать всего за 450 тысяч рублей в собственность коммерческой структуре. Мы вовремя вмешались - суд признал сделку незаконной, и железнодорожная ветка осталась в собственности государства. Есть у нас дела, в которых фигурируют и высокопоставленные чиновники центрального аппарата МПС. Проводятся проверки в отношении трех бывших замов Николая Аксененко. Недавно появились вопросы к одному из действующих заместителей министра путей сообщения.

- К кому именно?

- Фамилию пока называть не буду. Уголовное дело еще не возбуждено.

- Президент поднял проблему беспризорников, которая касается вас напрямую: бездомные дети живут в основном на вокзалах.

- Мы активизировали работу по борьбе с детской беспризорностью с января 2002 года. Результаты уже ощутимы - сегодня на 21% по сравнению с прошлым годом сократилась детская преступность. Но функция милиции в решении проблемы беспризорников ограниченна. Все, что мы можем сделать, - это "изъять", извиняюсь за канцеляризм, беспризорников с вокзалов и передать их в приюты. Дальше - задача социальных работников сделать так, чтобы дети не вернулись на улицы. Конечно, мы часто отлавливаем одних и тех же ребят. Но постепенно картина улучшается. Дети начинают понимать, что в приюте лучше, чем на улице.

- Начинается дачный сезон, а электрички до сих пор считаются опасным видом транспорта. Как вы решаете эту проблему?

- Мы сопровождаем практически все поезда и электрички днем и абсолютно все - ночью. Причем наши сотрудники не всегда одеты в милицейскую форму. Так что если нас не видно, это еще не значит, что нас нет. Мы постоянно отслеживаем ситуацию, если на каком-то направлении криминогенная обстановка ухудшается - моментально усиливаем наряды. Возможности для этого у нас есть: в моем подчинении более 50 тысяч человек личного состава. Безопасность пассажиров - наша главная задача. Вторая задача - раскрытие преступлений, совершаемых на транспорте. Здесь нам тоже есть чем похвастаться. Например, наркотиков мы изымаем порой даже больше, чем специализированные отделы территориальной милиции. Объемы контрабандных грузов, задержанных нашими сотрудниками после прохождения таможни, тоже впечатляют. Недавно в "Домодедово" задержали семь грузовых самолетов, прилетевших из Китая с оргтехникой и электроникой. В таможенных декларациях это добро значилось как различная бижутерия. Недоплаченных пошлин - на десятки миллионов долларов. Весь груз мы задержали уже после прохождения таможенного контроля, когда его на фурах развозили из "Домодедово" по торговым точкам и складам. При этом мы столкнулись с противодействием некоторых сотрудников таможни. Но следствие идет. Скоро мы огласим кое-какие данные и назовем чиновников, которые у этой кормушки неплохо кормились.

- Столичные аэропорты тоже считаются криминогенными зонами. Часто милиция там не просто бездействует, но и помогает преступникам.

- Да, проблема действительно существовала. Мне пришлось сменить руководство Московского управления внутренних дел на воздушном транспорте. Уволен руководящий состав милиции в аэропортах "Внуково" и "Домодедово". Там произошло самое настоящее сращивание криминалитета с некоторыми сотрудниками транспортной милиции. Сейчас мы задержали две банды так называемых таксистов-вымогателей, которые грабили пассажиров, отъехав несколько километров от аэропорта. Недавно поймали группу аферистов, которые под носом у милиции применяли старый трюк с "потерянным" кошельком. Ограбленный гражданин шел в отделение, а там отказывались принимать заявление. С такими явлениями я борюсь ежедневно. И работы в этом направлении еще много. Недавно пришлось издать распоряжение об упорядочении проверок коммерческих структур. Эта мера должна облегчить коммерческую деятельность законопослушных граждан. И существенно ограничить возможности для злоупотреблений со стороны наших сотрудников.


"Известия"
http://www.mvd.ru/press/interview/531/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован