А избирательные комиссии как массовики-затейники
Об авторе: Андрей Юрьевич Бузин - председатель Межрегионального объединения избирателей, член Московской городской избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Сроки подведения официальных итогов федеральных выборов в нашей стране постепенно сокращаются. В 2003 году ЦИК РФ потребовалось для этого 12 дней, в 2004-м - 9 дней, в 2007-м - 6 дней, а в 2008-м - всего 5. Экстраполируя наметившуюся тенденцию, легко подсчитать, что результаты следующих выборов в президенты в 2012 году будут объявлены за 4 дня до дня голосования. Хотя некоторые утверждают, что они уже сейчас известны...
Действительно, выборы у нас проходят все легче и веселее. "Выборы-лайт", как шутит одна известная правозащитная организация.
Изящно и непринужденно наша ЦИК 7 марта этого года подвела итоги выборов президента. Первым делом председатель комиссии поздравил женщин, затем заместитель председателя перешел к следующему по важности вопросу - сообщению итогов голосования. До таких мелочей, как разбор двух сотен жалоб, поданных в день голосования и после него, члены комиссии коллегиально не снизошли.
Еще более оперативно и, главное, с тем же вниманием к жалобам прошло подведение итогов в избирательных комиссиях нижнего уровня - в региональных и территориальных. По крайней мере так было в Московской городской избирательной комиссии, которая собрала экстренное заседание на третий день после дня голосования и вместо рассмотрения жалоб рассмотрела отписку с убедительнейшей формулировкой "жалобы не подтвердились".
После столь экстренного заседания, в силу российской электоральной традиции, я выпил казенного Black Label (по рангу комиссии). За упокой российских выборов, не чокаясь.
В нижестоящих комиссиях не менее ответственно отнеслись к всенародной забаве под названием "выборы". Вот из одной участковой комиссии внимательный наблюдатель наблюдает: "...на каждом участке выделили по специальной комнате для наблюдателей, куда Управа района навалила кучу еды и:
1) 6 банок пива, 2) бутылку коньяка, 3) бутылку водки, 4) бутылку красного вина. И такое на всех трех участках, расположенных в школе". И даже (провокатор!) приводит фотографию. Что же он хотел, чтобы в участковых комиссиях виски давали?
Ну и избирателей тоже немного порадовали: конечно, не икрой с водкой, но пирожками по рублю (за фотографирование таких пирожков другой наблюдатель угодил в милицию), концертом, беспроигрышной лотереей. И музыка...
Не сомневаюсь, что некоторым нравится. Могу даже предположить, что многие члены избирательных комиссий - от участковых до Центральной - верят, что главная задача выборов - "праздник на душе", и убеждены в том, что граждане не хотят вникать в детали организации выборов. Потому избирательные комиссии охраняются от граждан по их рангу: территориальные - милиционером, региональные - спецпостом, Центральная - Федеральной службой охраны. Несмотря на принцип "открытости и гласности в работе комиссий".
Впрочем, смотреть там, в общем-то, нечего, кроме столовой, конечно. Система избирательных комиссий Российской Федерации превратилась в один из многочисленных рубежей, обороняющих государство от граждан. А собственно организацией выборов занимаются совсем в других местах. Нет, конечно, комиссии исполняют ритуалы, предписанные им законом. Утверждают сметы и протоколы об итогах голосования, пишут решения, часто, впрочем, невнятные, производят награждение и премирование. Но чтобы вот так вот взять и честно обеспечить свободные, равноправные и честные выборы? Зачем? Себе на голову? "Попейте чайку", как предлагает мне председатель Московской комиссии, когда я ему говорю, что на участке происходит грубое нарушение. Выборы ведь праздник, и незачем омрачать настроение людям.
Конечно - праздник, коли главным событием в избирательной комиссии будет раздача слонов. Слоников явных в виде премий - от 1,5 тыс. в участковых до 50 тыс. в региональных комиссиях. И слонов больших, но не оставляющих следов, - за особые заслуги. Меня всегда поражала та "скромность", с которой Московская городская избирательная комиссия сразу после подведения итогов голосования принимала решение премировать по результатам выборов председателя комиссии и поручать ему премировать остальных членов комиссии.
7 марта заместитель председателя ЦИК Станислав Вавилов рассказал на весь мир о том, что ЦИК выполнила свои обязанности по рассмотрению заявлений о нарушениях в день голосования. Сам по себе факт, что все жалобы были рассмотрены за пять дней, говорит о многом. Большая часть жалоб была "спущена" в региональные комиссии, которые спустят их благополучно в территориальные, которые дадут суперубедительный ответ "нарушения не подтвердились". В лучшем случае нарушения не подтвердит еще и дружественная милиция, и прокуратура. После чего председатель ЦИК с чистой душой будет нам рассказывать о том, что нарушения не подтвердились, а жалобы - клевета и провокация. Это - добросовестная работа?
Кстати, среди жалоб, поданных в ЦИК РФ, есть жалобы не только на участковые комиссии, но и на непосредственно нижестоящие - региональные. Ну и почему нас товарищ Вавилов обманывает? Почему он не говорит о сотнях нарушений, зафиксированных на горячих линиях как родного для ЦИК "Российского фонда свободных выборов", так и чуждой ассоциацией "Голос"? Почему он рассказывает, что сбоев электронных средств голосования не было, хотя в интернете легко найти сообщения о таких сбоях? Может - некомпетентен? Но думаю, что главная причина в том, что для членов избирательных комиссий выборы - это праздник. И поэтому они члены избирательных комиссий.
По Вавилову, свидетельства нарушений на выборах в участковых комиссиях - вообще не компетенция ЦИК. Тот факт, что в ЦИК жалуются на действия аж участковых комиссий, свидетельствует не о том, что граждане не знают, куда жаловаться, а о том, что вся система комиссий под ЦИК не выполняет своей основной функции - защиты избирательных прав граждан.
С прошедшим вас праздником, россияне! С ушедшими выборами!
18.03.2008
Андрей Бузин
www.ng.ru