Высшее образование. И корм не в коня?!

Канцлеру Бисмарку, создателю второго германского рейха приписывают слова, сказанные якобы после того, как Пруссия разгромила Францию в 19-м веке.  "... Эту войну выиграл немецкий школьный учитель, а французский учитель её проиграл...". В наш век, когда всевозможные конкуренции в мире приобрели характер беспрерывных войн: торговых, информационных, научно-технологических, переходящих в локальные вооруженные столкновения, стратегическое значение образования, особенно высшего,  приобрело абсолютную непреодолимость.  "...Кадры решают всё!".

Однажды моё внимание привлекло одно телеобсуждение, в  ходе которого пожилой преподаватель вуза сообщил, что в его учебном заведении очень церемонятся со студентами, которые самостоятельно оплачивают свою учёбу. Мол, когда он экзаменует подобных студентов в соответствии с установленными требованиями, то руководство ему либо мягко намекает, чтобы он был "поснисходительнее", а если он не проявляет такого "снисхождения", то нерадивого студента-платника в дальнейшем экзаменуют более "добрые" преподаватели.                                                                              

 В связи с этим, пожилой профессор вспомнил советскую систему высшего образования, сказав, что тогда такой проблемы не существовало, ибо образование было бесплатно, а теперь волей-неволей, из-за этой платности, мы сами создаём условия, при которых наши вузы снижают качество российского образования и падают в международных рейтингах из-за этого.                                                                              

 Послушав это обсуждение  и сопоставив со своими воспоминаниями, я хотел бы высказать впечатления, соображения и удивления...                                                             

 Во-первых - смутно припомнилось, как ещё в начальной школе города Костромы, где привелось учиться, тамошние учителя нам рассказывали, что вот в социалистической Чехословакии якобы есть правило, мол, родители ученика, которого оставили на второй год, обязаны в течение этого года сами оплачивать учёбу своего оболтуса. Во-вторых - все вузы, которые входят в первую сотню мирового рейтинга, почти полностью платные, вернее полностью, просто за бесплатников вузам платит кто-то; либо государство, либо заинтересованная корпорация.  В третьих - в советское время в вузах, особенно периферийных, тоже проявляли "снисходительность" к тем, кому не место  на студенческой скамье, просто из-за того, что если студентов станет не хватать, то будет сокращение преподавателей.                                                                                                  

 Когда в советское время я сам учился в нынешнем Университете путей сообщения (МИИТ), наш факультет автоматики и вычислительной техники был в Москве не менее престижен и труден, чем МВТУ или МФТИ. Всех, кто не способен был у нас учиться, безжалостно отчислили ещё ко второму семестру второго курса. А к концу третьего курса по разным причинам на нашем потоке выбыло ещё сколько-то студентов, но освободившиеся места тут же с избытком заполнили студенты-условники, приглашённые из других вузов со схожей специализацией. Все эти студенты были вечерники и обязаны  до конца учебного года досдать недостающие им экзамены. Что характерно, они досдали абсолютно все и в дальнейшем показали себя сильными учащимися.  А теперь мне приходит на ум, что в дореволюционной России, да и по всей  нынешней  Европе имеется понятие "вечный студент". Это студенты, которые растягивают свою учёбу на срок, гораздо более длинный, чем он отведён обычными учебными планами университетов. Причём, сейчас в Европе, в отличие от Америки или, например, Израиля, полно бюджетных мест, но требования на экзаменах самые жёсткие, а преподавателей отнюдь не волнует возможный недостаток студентов. Лишь в Америке преподавателя могут сократить из-за недостатка студентов. Но там студенты сами записываются на занятия к тем или иным профессорам, поэтому курс преподавателя обязан быть востребован.                                                                                            Теперь рассмотрим, как работает система во Франции, насколько лично мне это известно. Там в университет поступаешь и учишься бесплатно, но если завалил экзамены, то пересдача уже платная. Коррупция исключена, ибо все экзамены письменные и анонимные, также всегда можно потребовать дополнительного пересмотра оценки результатов сданного экзамена.                                                              

Вот мне и непонятно, почему у нас наличие платных студентов стало проблемой, снижающей качество образования, вместо замечательного инструмента как раз для повышения этого качества!? Ведь чего проще: не справляется студент-платник с программой, так и пусть учится столько, сколько ему нужно для освоения этой программы, а вуз имеет с этого свой навар. Учится платник блестяще, так перевести его на бесплатное обучение, а отстающих бесплатников - на платное обучение. И студенты всегда будут, и доходы, и требования можно не снижать, а даже ужесточать до самых высоких стандартов.                                                                                                 

 После появления у нас платного образования, оно прошло несколько стадий развития: сначала дипломы можно было покупать в подземных переходах, потом в вузовских филиалах, куда можно было только иногда приходить, чтобы отметиться и заплатить за то, что тебя числят в студентах необходимый срок обучения. Теперь вот продают дипломы за счёт "снисходительности" к тем же платникам. В принципе - "растём" по восходящей...                                                                                                                                           Вот и напрашиваются сами собой вопросы: нынешняя "снисходительность" к студентам-платникам кому-то как-то просто выгодна, или, что ещё хуже(!), просто отсутствует грамотное администрирование в сфере высшего образования России?

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован