03 апреля 2006
1264

Выставка `Реликвии Святого Эчмиадзина` проходит в Москве

Москва, 3 апреля, Благовест-инфо. Выставка "Реликвии Святого Эчмиадзина" открылась 30 марта в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ) в Москве.

На церемонии открытия выставки глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Езрас Нерсисян зачитал послание Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II. В нем, в частности, говорилось: "Отрадно, что выставка реликвий Армянской Апостольской Святой Церкви, организованная в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, откроется и в златоглавой столице Российской Федерации Москве в рамках мероприятий, посвященных Году Армении в России. Представленные вековые ценности созданы верой, любовью и преданностью, испытываемыми армянским народом к Богу, и являются свидетелями его древнейшей истории, созидательной сущности и стремления к мирной жизни".

В своем приветственном слове директор ГМИИ И.А. Антонова отметила, что связи Пушкинского музея с Арменией давние и прочные. Представляя открывшуюся выставку, Ирина Александровна подчеркнула, что все ее экспонаты - это, в первую очередь, предметы религиозного культа, которые вызывают чувство высочайшего уважения и благоговения и, вместе с тем, восхищения совершенством искусства старых мастеров (представленные на выставке работы созданы в XIII - XIV вв.).

Выступивший затем чрезвычайный и полномочный посол Республики Армения в Российской Федерации Армен Смбатян сказал, что открывшаяся в Москве выставка - одно из самых ярких событий этого года, посвященного в России истории и культуре Армении. "Эчмиадзин - сердце Армянской Церкви, и поэтому тема первопрестольного Эчмиадзина очень дорога каждому армянину, живущему не только в Армении, но и за ее пределами", - подчеркнул посол Армении.

Представляя открывшуюся выставку, ее координатор священник Асогик Карапетян (директор архива и музеев Первопрестольного Эчмиадзина) пояснил, что экспозиция собрана на основе коллекции четырех возглавляемых им музеев: Золотой кладовой, Музея при кафедральном соборе, Музея-сокровищницы Манукянов, Старой и Новой патриарших резиденций. Собрание Эчмиадзинских музеев состоит из предметов религиозного культа, созданных в период IX-XX вв. в районах Арарата, Вайоц-Дзора, Эрзерума, Вана, Константинополя. Так, двумя первоклассными памятниками представлено рукописное наследие Армении - киликийское Четвероевангелие 1293 года и Четвероевангелие, написанное в 1374 году в Бардзр-Айке. Наиболее важную часть собрания Эчмиадзина составляют реликварии с частицами великих святынь христианской Церкви: Истинного Креста, Ноева ковчега, Святого копья, корытца, в котором Христос омывал ноги апостолам, Тернового венца - с мощами армянских и общехристианских святых.

Из четырех святынь, относящихся непосредственно к жизни Спасителя, в Россию прибыл "Хотакерац Сурб Ншан" - складень-реликварий с частицей Истинного Креста (о. Асогик заметил, что Святое копье, например, никогда не покидает Эчмиадзин).

В Россию также прибыли реликварий с частицей Ноева ковчега (причем один из углов реликвии с выемкой - эту частицу подарили Екатерине II), длань св. апостола Фаддея (апостола Армении), реликварий с зубом св. архидиакона Стефана, длань св. Акопа Мцбинского (Иакова Низибинского). Именно св. Акопу, по преданию, ангел передал частицу Ноева ковчега на горе Арарат.

Как сообщил о. Асогик корреспонденту "Благовест-инфо", сокровища Эчмиадзина "выезжают" почти ежегодно. Следующая выставка планируется осенью текущего года в парижском Лувре, Лионе и Марселе в связи с годом Армении во Франции. Также получено приглашение из Канады. Причем каждый раз выставляются иные экспонаты. На вопрос, какими критериями руководствовались устроители в отборе данной выставки, о. Асогик ответил, что выбор сделал Эрмитаж, который в 2001 году принимал у себя такую же выставку. На вопрос о том, принято ли во время экспозиций выносить святыни на поклонение верующим в храмы, священник ответил, что когда в городе, где проходит выставка, есть армянский храм, способный принять у себя подобные святыни, то организаторы стараются использовать такую возможность. К сожалению, в Москве такой возможности не представилось, добавил о. Асочик.

Справка. Эчмиадзин - первопрестольный собор возле города Вагаршапат (Эчмиадзин), основанного в первой половине II века на месте древнего поселения Вардгесаван. С 163 г. город стал политическим, культурным, а затем религиозным и просветительским центром страны. По преданию, собор построен около 303 г. (через два года после того, как усилиями святого Григория Просветителя, первого патриарха Армянской Церкви, и царя Трдата (Тиридата) III Великого христианство было провозглашено государственной религией армянского народа) на том месте, где в видении Григория Просветителя сошел с неба Христос и ударил землю золотым молотом. Слово "Эчмиадзин" означает "сошел Единородный". На протяжении веков в силу исторических обстоятельств резиденция глав Армянской Церкви перемещалась из одного города в другой. В 1441 г. на Вагаршапатском соборе было принято решение возвратить патриарший престол в Эчмиадзин. В 1770 г. императрица Екатерина II своим указом распространила власть Эчмиадзина (принадлежавшего тогда Персии) на все армянские церкви, которые находились на территории России.

Выставка "Реликвии Святого Эчмиадзина" продлится до 20 апреля.

Лариса Лапшина
03.04.2006

www.blagovest-info.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован