03 декабря 2000
1188

Выставки, ярмарки, конференции. Как обстоят дела на российском рынке информационных технологий?

20-21 октября Российская компьютерная ассоциация при поддержке фирмы "Антонюк-Консалтинг" провела первую конференцию "Российский рынок информационных технологий: состояние и перспективы", на которой представители отечественных компаний, государственных структур и компьютерной прессы обсуждали положение дел в этой области. Конференция, проходившая в подмосковном пансионате "Бор", состояла из четырех блоков. Темы первого дня - "Компьютерный бизнес в России" и "Рынок аппаратных средств", второго - "Рынок программного обеспечения" и "Системная интеграция". В конференции приняло участие около 70 человек, причем, кроме москвичей, с сообщениями выступили руководители компьютерных фирм из Екатеринбурга и Томска. Во вступительном слове председатель Комитета по политике информатизации при Президенте РФ Аркадий Голубков выразил надежду, что лидеры компьютерного бизнеса России не уступят инициативу в области информатизации страны крупным инофирмам и создадут мощные объединения, в рамках которых удастся сконцентрировать значительные финансовые и технологические ресурсы. Он также пригласил к сотрудничеству в выработке федеральных законов, регламентирующих использование информационных технологий, и пообещал сделать все возможное для поддержки отечественных производителей аппаратного и программного обеспечения, чтобы выгодным стало не только продавать продукты западных компаний и решения на их базе. Первый докладчик и ведущий первого блока, генеральный директор компании "Антонюк-Консалтинг" Борис Антонюк рассказал о состоянии рынка ПК в России, его динамике за последние несколько лет и прогнозах на ближайшие годы. Г-н Антонюк давно занимается этим вопросом и выступал на "Комтек- 95" с аналогичным докладом, краткое изложение которого было опубликовано в "CW-M" ы17, 1995. Аналитические службы информационного агентства RITMPress и еженедельника ComputerWeek-Moscow постоянно собирают сведения о состоянии компьютерного парка России, используя для этой цели результаты опросов посетителей выставок и своих читателей. Среди наиболее существенных изменений последнего года - все большая ориентация на продукцию brand-name (c 27 до 45% опрошенных) и появление фирм, претендующих на статус российского brand-name. Докладчик отметил также прогнозируемое замедление темпов роста объемов продаж ПК (со 102% в 1994 г. до 40 - 42% в 1995г.). В докладе генерального директора корпорации Stins Coman Леонида Паршикова прозвучали интересные оценки и прогнозы развития информационных потоков в территориальных и общенациональных компьютерных сетях и рынка вычислительной техники, однако нежелание автора раскрыть методику сбора сведений, оценок и построения прогнозов (это, по словам докладчика,"ноу-хау" его компании) вызвало недоумение аудитории и некоторое замешательство организаторов конференции, пообещавших опубликовать в течение двух месяцев материалы всех докладов.
Генеральный директор СП "КОРУС-АКС" Борис Шиманович из Екатеринбурга четко обозначил особенности регионального рынка информационных технологий по сравнению с московским. Выделив четыре основные категории фирм, оценив их доли и абсолютное количество для Уральского региона, он охарактеризовал методы работы каждой категории компаний. Г-н Шиманович сформулировал суть наиболее перспективных, на его взгляд, направлений дальнейшего развития, главное из которых - преобразование пятиуровневой модели системы поставок средств информатизации в трехуровневую. Интересная дискуссия относительно роли мелких фирм развернулась между докладчиком и президентом томской фирмы "Стек" Игорем Иткиным. По мнению г-на Иткина, мелкие фирмы зачастую дискредитируют продукты brand-name недостаточным уровнем послепродажной поддержки. Более перспективным он считает создание филиалов крупных региональных компаний с переводом на работу в них квалифицированных специалистов. Докладчик и его оппонент также выразили различные точки зрения на перспективы развития региональной дистрибуции (первый - оптимистическую, второй - пессимистическую). Развернувшаяся дискуссия, в которой приняли участие и другие выступавшие, показала, насколько различны условия для развития компьютерного бизнеса в разных регионах России, и то, что подходит для Сибири, неприемлемо для Урала и уж совсем непонятно для Москвы.
В выступлении вице-президента компании "Стиплер" Андрея Зотова прозвучали экспертные оценки объемов рынка ИТ, которые близки к цифрам г-на Антонюка (объем продаж ПК в 1994 г. примерно 1 млн. шт., общая стоимость ввозимых продуктов - 1,5 млрд. долл.). Докладчик привел также интересные данные, касающиеся долей Москвы и регионов в компьютерном бизнесе с динамикой по годам (1993 - 1995), а также их распределения (в денежном отношении) по различным сферам компьютерного бизнеса (см. диагр. 1, 2). Кроме того, г-н Зотов поделился опытом оптимизации процессов управления деятельностью "Стиплера" и высказал рекомендации по руководству компанией с количеством персонала свыше 200 человек и годовым оборотом более 100 млн. долл. Второй блок, который провела научный редактор нашего еженедельника Юлиана Петрова, открылся докладом о государственной политике в сфере развития отечественных средств информатизации. В дискуссии генеральный директор компании "Апстрим Консалтинг" Александр Громов привел в качестве примера американскую корпорацию Compaq, которая смогла достичь серьезных успехов во многом благодаря налоговым льготам в течение первых трех лет становления. Отвечая на эту реплику, г-н Голубков с сожалением констатировал, что все преференции по налогам и пошлинам в настоящее время отменены, однако выразил надежду на положительные сдвиги в следующем году. Президент АО "Аквариус Системз Инфо" Игорь Галкин и генеральный директор фирмы "Пирит" Александр Гуккин привели различные оценки состояния рынка ИТ, в частности ПК, в России в настоящий момент, а также потребности в его модернизации (об этом будет более подробно рассказано в специальной тематической вкладке к нашему изданию) (см. диагр. 3,4). Следует отметить различные точки зрения докладчиков на перспективы распространения российского ПК brand-name. Если г-н Галкин считает, что собственных сил даже самых крупных российских производителей компьютеров недостаточно для масштабной раскрутки новой торговой марки, то прогноз г-на Гуккина более оптимистичен.
Первая половина второго дня конференции была посвящена российскому рынку программного обеспечения. Первый докладчик и ведущий блока, обозреватель еженедельника ComputerWeek-Moscow Дмитрий Арапов проанализировал положение на рынке ПО на основе исследований, проведенных ООО "Антонюк-Консалтинг" в 1994 - 1995 гг. (CW-M. 1995. ы 33), а также дал экспертную оценку последних данных, полученных во время выставки WindowsExpo`95.
Много внимания было уделено и проблеме пиратства. Генеральный директор "РосАПО" Георгий Виталиев прокомментировал существующие и готовящиеся законодательные акты в области защиты интеллектуальной собственности на продукты ИТ, а также рассказал об опыте, по его мнению неудачном, борьбы с компьютерным пиратством в Санкт-Петербурге. На момент проведения обысков и изъятия средств незаконного размножения пиратских копий (июль 1995 г.) правовая ситуация была такова, что для осуществления указанных действий необходимо было исковое заявление пострадавшей стороны, т. е. Microsoft. Такого заявления не было. Не было и должным образом оформлено изъятие.
Выступавшие затем представитель Управления налоговой полиции Роберт Луговец, вице-президент фирмы Cognitive Technologies Ольга Ускова и генеральный директор АО "Диалог-Наука" Сергей Антимонов согласились, что силами только правоохранительных органов проблему пиратства не решить - центр тяжести находится вне пределов компетенции милиции. Успешный опыт продвижения на рынок продуктов двух упомянутых фирм свидетельствует о том, что даже при нашем уровне пиратства можно добиться значительного количества легальных продаж, устанавливая приемлемые цены, проводя качественную послепродажную поддержку программ и своевременно обновляя версии у легальных покупателей. Более того, по мнению г-жи Усковой, проблема компьютерного пиратства неоправданно раздувается средствами массовой информации, а также крупными западными компьютерными фирмами, не обеспечившими соответствующего масштабам распространения их продуктов качества технической поддержки и не учитывающими российской специфики рынка ПО. В частности, глупо требовать от нормального человека, чтобы он заплатил за пакет, который можно спокойно приобрести за несколько долларов, 100 или 200 долларов, при этом практически не получив, кроме фирменной коробки с продуктом, никаких дополнительных услуг. Легального пользователя невозможно завоевать только красивым видом коробок: необходимы доступность и качество дополнительных услуг. По этому поводу г-н Антимонов упомянул ответ Билла Гейтса на вопрос, как Microsoft решает проблему с воровством программ? "Мы стараемся работать так, чтобы пользователь реально получал бы в ДЕСЯТКИ раз большее удовольствие и пользу от программы именно в том случае, если он становится ее владельцем на законном основании. "Еще два доклада в этой секции, с которыми выступили директор дивизиона программных решений компании IBS Евгений Веселов и заместитель директора фирмы Argussoft Борис Позин, были посвящены технологии разработки больших программных систем, основанной на последних достижениях в области языков программирования, CASE-средств и других современных инструментальных средств и методологий. Последний блок, ориентированный на проблемы системной интеграции, начался с доклада технического директора компании Croc Евгения Мельника, в котором автор оценил объем рынка систем электронного документооборота в России к 1997 г. в 30-35 млн. долл.
Президент компании IBS Анатолий Карачинский посвятил выступление реализации крупных проектов. Он отметил, что ему не нравится словосочетание "системная интеграция", напоминающее, по его мнению, печально известное в недалеком прошлом слово АСУ. Поэтому лучше пользоваться вместо него английским вариантом Solution Provider (английский язык, по мнению докладчика, гораздо больше подходит для определения терминов в области информационных технологий, чем русский). Затем была нарисована довольно печальная картина, касающаяся реализации крупных проектов. Вот некоторые тезисы: - основными характеристиками крупных проектов, кроме масштабных капиталовложений и уникальности, остаются по- прежнему их слабая концептуальная проработка, огромная территория и разнородность используемого оборудования и ПО; - ни один из крупных проектов по-настоящему не доведен до конца; - большое количество проектов с западными компаниями закончилось простой поставкой оборудования, которое используется неэффективно; - нет крупных проектов без недоброжелателей, интересы которых не ущемлялись при реализации проекта. Оценив возможный уровень затрат на крупные проекты в 300-400 млн. долл. в год, г-н Карачинский привел пример крупной американской фирмы-системного интегратора ADS, для которой это составляет среднюю стоимость одного проекта и которая с большой неохотой берется за проекты стоимостью менее 150 млн. долл., поскольку затраты на проектирование чрезвычайно велики. Такого уровня организаций и проектов у нас пока нет, хотя некоторые, например Братский алюминиевый завод, дающий около 12% мирового производства алюминия, остро нуждается в качественной современной информационной системе и готов истратить значительную сумму на ее создание. Здесь также развернулась интересная дискуссия между докладчиком и уже упоминавшимся г-ном Иткиным, во время которой докладчик и оппонент несколько раз менялись ролями. И тем не менее они сошлись в том, что условий для реализации по-настоящему крупных проектов в России пока нет. Проектированию больших систем было посвящено и выступление генерального директора компании "Апстрим Консалтинг" Александра Громова, сформулировавшего ключевые моменты методологии этого процесса. Основной вывод докладчика - наше общество еще не созрело до понимания того, что за проектирование крупной системы нужно много платить, и не думает о том, что будет после реализации системы и как она будет развиваться. В качестве примера г-н Громов привел ГАС "Выборы", проектирование которой велось по принципу "система ради системы".
В заключительном выступлении Алексей Пекарский обнародовал планы проведения следующей подобной конференции в мае-июне будущего года, а Борис Антонюк отметил, что направленность блоков нужно было бы выбрать несколько иной, отойдя от стандартной тематики в сторону решений для клиента, и несомненно уделить внимание современному рынку телекоммуникаций.
Многие читатели нашей газеты, наверное, помнят "Русский день" на Шестом Международном компьютерном форуме, проходившем в июне нынешнего года (СW-M. 1995. ы 23). Участники форума сетовали на недостаток времени, отведенного на дискуссии, и отчасти на спонтанность проходившего мероприятия. Этого недостатка Ассоциация постаралась избежать (и довольно успешно справилась с поставленной задачей). Тезисы практически всех докладов были розданы участникам конференции при регистрации, на дискуссии и вопросы в каждом блоке уходило до половины рабочего времени, споры можно было продолжить во время двадцатиминутных перерывов в заседаниях каждого блока, а также во время обеда и вечером по окончании рабочего дня. Тем не менее выступавший во второй день генеральный директор АО "Диалог-Наука" Сергей Антимонов провел сравнение не в пользу Ассоциации с конференцией SPA, состоявшейся в г. Бостоне (США) 26-30 сентября этого года (г-ну Антимонову, в частности, хотелось бы приобрести кассеты с магнитофонными записями докладов и дискуссий сразу же по окончании конференции). Однако, по мнению автора настоящей статьи, конференция была проведена вполне на достойном уровне, а небольшое количество участников, о чем также посетовал упомянутый докладчик, позволило высказать свое мнение практически всем желающим и создало атмосферу, способствующую плодотворному обмену идеями и оценками и дальнейшим контактам. Мне хорошо знакомо ощущение "большого города", которое журналисты испытывают на конференциях с количеством участников более тысячи и строгой регламентацией проводимых мероприятий и пресс-конференций. С моей точки зрения, возможность общения с любым участником как во время выступлений, так и в неформальной обстановке была несомненным достоинством. И, по мнению большинства участников, первый блин Российской компьютерной ассоциации в новом деле вовсе не вышел комом. Определенную роль сыграла и установка достаточно высоких требований к участникам и докладчикам, в частности необходимость обязательного предоставления тезисов докладов. Возможно среди множества ежегодных выставок и конференций появился чисто российский форум, на котором можно без суеты и на серьезном уровне обсудить положение дел на российском рынке информационных технологий.
Все желающие приобрести тексты докладов конференции могут обращаться по факсу (095) 188-54-76, Ольга Гущина. Цена комплекта - рублевый эквивалент 260 долл. США.
Российская компьютерная ассоциация N40_95 c.10,52

my.online.ru
03.12.2000
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован