Эксклюзив
Борисов Игорь Борисович
23 июля 2015
2577

Выступление Борисова И.Б. на международном семинаре Действующего председательства ОБСЕ по избирательной проблематике

Уважаемый председательствующий!

Уважаемые участники и гости мероприятия!

На нашем уже ставшим традиционном семинаре ОБСЕ по вопросам выборов вновь затрагивается очень важная тема, связанная с лучшей практикой организации и проведения демократических выборов. Разделяю озабоченность директора БДИПЧ г-на Г.Линка о существовании целого ряда серьезных проблем в абсолютном большинстве государств ОБСЕ.

Каждое цивилизованное государство, каждая нация и каждый народ стремятся организовать национальные электоральные процедуры с максимальной эффективностью и полным соответствием ожиданиям своих избирателей. Для содействия реализации этой задачи наши страны создали межгосударственные объединения, в сферу полномочий которых включили и задачи по содействию демократическим выборам.

Именно с этой целью 25 лет назад государства-участники ОБСЕ приняли решение «создать в Варшаве Бюро по свободным выборам для содействия контактам и обмену информацией о выборах в государствах-участниках». «Наши государства будут сотрудничать и оказывать друг другу поддержку с целью сделать демократические завоевания необратимыми», - отмечалось в Парижской хартии для новой Европы (1990 г.).

В 1996 году вышло первое издание «Руководства по наблюдению за выборами» БДИПЧ ОБСЕ, в 2010 – уже шестое. И сегодня можно проанализировать, какова роль института международного наблюдения, который в зоне ответственности ОБСЕ олицетворен Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ).

Не умоляя заслуги этого института в демократических процессах, хотелось бы остановиться в первую очередь на проблемах, которые не дают развиваться международному наблюдению как одного из акторов реализации избирательных прав и свобод, а загоняют этот институт в тупик. В связи с последним в рамках ОБСЕ даже принималось дополнительное соглашение о взаимодействии БДИПЧ ОБСЕ и ПА ОБСЕ.

1.     Обратите внимание, не одно издание БДИПЧ по наблюдению за выборами (право на подготовку которого в 1994 году достаточно опрометчиво со стороны государств-участников было поручено той организации, которая его и исполняет)  не указывает цель наблюдения, как содействие реализации избирательных прав и свобод граждан (ради чего и создавалось БДИПЧ государствами-участниками). Цель наблюдение, как сегодня трактует его само БДИПЧ, - это контроль за выполнением государствами-участниками обязательств в сфере организации выборов. Не содействие, а контроль. Содействие подразумевает участие в позитивном процессе реализации прав граждан, контроль – пассивное наблюдение и выставление оценок.

2.     Невмешательство во внутринациональный избирательный процесс. Речь идет о публичном участии в виде промежуточных и предварительных заявлениях. Эта функция не входит ни в одну из задач БДИПЧ: ни в ту, которую определили государства-участники при создании Бюро, ни в ту, которая БДИПЧ сама себе установила. Решение СМИД ОБСЕ (2002 г., Порту) призывает государства-участники более действенно реагировать на рекомендации БДИПЧ, однозначно подразумевая, что рекомендации направляются в адрес государства, а не в адрес неопределенного круга избирателей. По факту помимо контроля БДИПЧ пытается участвовать в электоральном национальном  процессе и одновременно оценивать его, что объективно стаскивает деятельность международных наблюдателей в политическую плоскость.

3.     Открытость и гласность работы международных наблюдательных миссий (в качестве примера рекомендую обратить внимание на организацию работы независимых международных наблюдателей на федеральных выборах в РФ в 2011 и 2012 годах – на сайте и в изданиях РОИИП). Призываю нового директора БДИПЧ раскрыть секрет «полишинеля», доставшийся ему от предыдущего директора, и придать гласности заполненные формы краткосрочных наблюдателей с выборов в Российской Федерации последнего цикла  

4.     Также хочется отметить еще ряд проблем современного института международного наблюдения ОБСЕ, в котором отсутствует:

·        Гласность и открытость работы миссии

·        Порядок контроля обобщения форм для заключения и проверка их подлинности

·        Механизм предварительного согласования заявлений с наблюдателями

·        Механизм обсуждения и одобрения выводов с наблюдателями и получение отзывов от национального избирательного органа

·        Механизм учета особых мнений наблюдателей

·        Механизм сопряжения процедур наблюдения с национальными правилами и нормами организации избирательного процесса

Сегодня центробежные силы пытаются разорвать институт международного наблюдения и БДИПЧ ОБСЕ необходимо двигаться дальше от разработки логистических процедур к содержательной помощи в реализации избирательных прав граждан.

Пользуясь случаем, приглашаю директора БДИПЧ г-на Линка войти в попечительский совет Российского общественного института избирательного права, который в пять раз старше европейской демократической платформы, в которой г-н директор возглавляет попечительский совет, да и география деятельности у РОИИП гораздо шире.

Спасибо за внимание!

Пресс-служба Комитета

И.Б. Борисов - Председатель Совета Российского общественного института избирательного права (РОИИП), член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член Правления Общественного комитета «За честные выборы!»  

(Вена, 20 июля 2015 года)

 

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован