16 мая 2003
264

Выступление Е.С. Строева на пленарном заседании встречи глав регионов России и Украины, г.Одесса

16-18 мая в Одессе в рамках года России в Украине состоялась встреча 25 глав регионов России и Украины. С приветствием к участникам встречи обратились Президенты В.В.Путин и Л.М.Кучма.

По итогам встречи руководители регионов двух государств подписали соглашение о создании постоянно действующего Совещания глав регионов Российской Федерации и Председателя Совета Министров Автономной Республики Крым, председателей областных государственных администраций Украины, государственных администраций городов Киева и Севастополя - "Содружество регионов". Сопредседателями совещания избраны председатель Одесской облгосадминистрации Сергей Гриневецкий и губернатор Орловской области России Егор Строев.

Украинские и российские губернаторы обратились к президентам, правительствам и парламентам двух стран с предложениями об активизации действий, способствующих укреплению экономического, технического, культурного и научного сотрудничества регионов Украины и России.

Ниже мы публикуем выступление Е.С.Строева на встрече руководителей регионов России и Украины.

"Межрегиональное российско-украинское сотрудничество:
актуальные проблемы и перспективы"

Одесса, 16 мая 2003 г.

Уважаемые друзья!

Прежде всего, хочу поблагодарить наших украинских коллег, Сергея Рафаиловича за радушие и теплый прием. Здесь, в Одессе нас встретили как старых и добрых друзей.

В содержательном докладе вы, Сергей Рафаилович, постарались поднять самые наболевшие вопросы наших отношений. Хочу подчеркнуть, что чувства симпатии и искреннего уважения взаимны. Мы в России дорожим проверенными веками дружбой и добрососедством. Мы дорожим нашим доверием друг к другу. А доверие, как известно, - самая прочная основа для партнерства.

Сегодня мы обсуждаем ключевые вопросы российско-украинского сотрудничества. Рассчитываю на заинтересованный и откровенный разговор о проблемах и перспективах совместной работы. Вижу в этом залог того, что наша встреча позволит открыть новые возможности для деловых инициатив, создать необходимые условия для прямого общения наших граждан.

Российско-украинские отношения сегодня динамично развиваются по всем направлениям. Постоянно происходит общение лидеров наших государств, политиков, бизнес-сообществ. Углубляются контакты в области образования, науки, культуры.

В целом эти встречи способствуют сближению наших народов, улучшению и развитию по сути родственных российско-украинских связей. Что касается результатов, скажу прямо: они, пожалуй, могли быть и лучше.

Крупную проблему, прежде всего, вижу в том, что основные движущие силы нашего сотрудничества действуют не всегда согласованно и последовательно. Остаются неиспользованными серьезные резервы.

Так, центральные власти наших государств, конечно же, заинтересованы в тесном двустороннем взаимодействии. Во многом благодаря их работе у нас начала формироваться обширная правовая база, определяющая главные направления сотрудничества. В том числе - и на уровне межрегиональных связей.

Вне всякого сомнения, важнейший итог их деятельности - это решение о формировании Единого экономического пространства, которое приняли Президенты России, Украины, Казахстана и Белоруссии 23 февраля этого года. Думаю, не народ и не здравый экономический смысл мешают нам кооперироваться.

Другая серьезная сила - крупные корпоративные группы наших стран. Поскольку экономики и технологические уровни России и Украины во многом схожи, - между этими группами объективно существуют и связь, и конкуренция. И поэтому ими нередко используются приемы недобросовестной конкуренции, которые проявляются в лоббировании различных протекционистcких мер. В результате каждый раз возникают новые бюрократические барьеры, которые наносят не только экономический ущерб нашим странам, но и негативно влияют на характер наших отношений. Так было с трубами, окатышами, сахаром, автомобилями. И это в условиях, когда уровень кооперации двух экономик достигает 80 %!

Есть и третья сила, потенциал которой далеко еще не задействован. Это неполитизированные структуры, не стоящие на службе у корпораций. Это мы, руководители регионов, возглавляем сверхбольшие группы людей, проживающих на наших территориях. Мы в ответе за устойчивое развитие наших регионов и социальное благополучие наших граждан.

Именно мы, в свою очередь, должны в полной мере использовать все наши возможности, чтобы добиваться реального продвижения вперед. Чтобы эффективно бороться с узковедомственным и корпоративным эгоизмом.

Убежден, в интересах каждого из наших регионов - постоянно влиять на те силы, от которых зависит принятие решений в российско-украинском сотрудничестве. При этом, очевидно, что наше взаимодействие только тогда принесет реальную отдачу, когда оно будет спланированным, согласованным и последовательным.

Уважаемые друзья!

Все мы были современниками, а многие - и непосредственными участниками событий, связанных с "тектоническими" изменениями на пространстве бывшего СССР. Прошедшие годы принесли с собой много перемен: мы стали жить в независимых государствах, иногда по-разному представляем будущее, нас разделили границы. Однако в некоторых отношениях и, думаю, в этом со мной согласятся все, мы стали ближе друг другу. Причиной тому - процессы глобализации и регионализации. Поэтому, ставя проблему активизации межрегионального сотрудничества наших государств, мы неизбежно должны говорить и о новых формах интеграции между Россией и Украиной, о новой модели взаимодействия с "центром тяжести" на уровне регионов и хозяйствующих субъектов, а также, если хотите, говорить о выработке и реализации единой стратегии межрегионального развития.

Здесь нужны взаимодополняющие действия как со стороны регионов и хозяйствующих субъектов, так и со стороны государств.

Другое дело, что при этом роль государственного регулирования по сравнению с недавним прошлым существенно меняется. Сегодня в умах господствуют две тенденции. Первая: государство должно уйти из экономической сферы. Вторая: необходимо усилить роль государства. В новых условиях государство должно содействовать развитию межрегиональных экономических связей, прежде всего, путем создания необходимых условий для успешного взаимодействия между собой регионов и хозяйствующих субъектов. Такие условия должны включать, в частности, снятие барьеров на пути развития взаимной торговли и других форм сотрудничества, создание эффективной системы взаимных расчетов, скоординированное проведение рыночных реформ, сближение хозяйственных законодательств стран-партнеров, их налоговых, денежно-кредитных систем, внешнеэкономического регулирования, меры по защите взаимных инвестиций.

Все это не лозунговая работа, а инструменты единого экономического пространства. Именно на этом пути возможно создание единого экономического пространства, заявленного президентами России, Украины, Белоруссии и Казахстана на саммите в Москве в феврале этого года в качестве цели совместных усилий.

Единое экономическое пространство, к которому в предыдущие десятилетия пришли страны Европы, снизит издержки движения капиталов, товаров, рабочей силы и услуг, которые сегодня непомерно высоки. Я думаю, что мы, региональные руководители, полностью разделяем такой подход наших президентов.

Для активизации межрегионального экономического, торгового, социального, научно-образовательного и культурного взаимодействия нужен эффективный инструмент. Таковым, на мой взгляд, может стать создание нами постоянно действующего Совещания глав регионов России и Украины "Содружество регионов". Его деятельность следует основывать на принципах добровольности, равноправия всех участников, самоуправления и законности.

Продуктивность сотрудничества, как известно, определяется его выгодностью для всех сторон. Поэтому особую важность приобретает правильный выбор направлений и приоритетов нашего взаимодействия. Очевидно, что, прежде всего, следует оживить имевшиеся в прошлом и потенциально перспективные в будущем торговые связи, восстановить некоторые кооперационные отношения технологически связанных производств и активизировать взаимное инвестирование.

С удовлетворением отмечу, что наши гостеприимные хозяева-одесситы уже начали работу в этом направлении. В сентябре прошлого года в Одессе был успешно проведен Первый украино-российский Международный деловой форум и тем самым создана площадка для прямого общения ведущих предпринимателей, представителей политической и культурной элиты наших стран. В нынешнем году, спустя несколько месяцев после нашей встречи, Форум пройдет вновь. И в этом, на мой взгляд, обнаруживается вполне жизнеспособная рациональная логика.

Наши инициативы - не кабинетные фантазии. Начало движению регионов наших стран навстречу друг другу положено более десяти лет назад. В нынешнем году с Украиной взаимодействуют более 75 субъектов Российской Федерации. Из числа присутствующих на сегодняшней встрече глав регионов России все имеют соглашения с украинскими территориями. Ростовская область, например, успешно сотрудничает с Донецкой, Запорожской и Луганской областями Украины. Украина - крупнейший торговый партнер Орловской области: 76 % нашего внешнеторгового оборота сконцентрировано на Украине. И сотрудничество приносит выгоду обеим сторонам. Есть прямая связь между процессами экономического роста и ростом межрегионального взаимодействия.

Аналогичные процессы характерны и для Украины. Так, общий объем внешнеторгового оборота одесситов с регионами России за последний год увеличился в 2,4 раза. Резкое увеличение товарооборота в 2002 году произошло, прежде всего, благодаря увеличению поставок в область российскими фирмами нефти и нефтепродуктов. Значительный удельный вес в импорте имели также черные металлы, медь и изделия из них.

Несмотря на введение Россией существенных ограничений на экспорт металлопродукции и кондитерских изделий украинского происхождения, в экспортных поставках в Россию в 2002 году преобладали продовольственные товары и сырье для их производства (43,9 % общего объема товарного экспорта, в том числе сахар и кондитерские изделия из сахара - 29,5 %), а также машины и механизмы (36,3 %), черные и цветные металлы, изделия из них (8,1 %).

Скептики могут сказать, что основные межрегиональные торгово-экономические контакты лежат в сырьевой сфере. Но у нас также есть убедительные примеры того, как регионы, не имеющие запасов нефти и газа, тем не менее, успешно развивают экономические связи с соседями в Украине. Это, прежде всего, Белгородская область, активно сотрудничающая с тринадцатью украинскими регионами.

Торгово-экономическая политика белгородцев привела к впечатляющим результатам. В последние годы их торговый оборот с Украиной превышает 600 млн. долл. ежегодно, что составляет примерно две трети от общего товарооборота области, достигшего в 2002 году 1,1 млрд. долларов.

Говоря об успехах регионального сотрудничества, следует обратить внимание и на недоиспользованный потенциал. Так, в 2002 году товарооборот Москвы с регионами Украины дал почти 30 % общего объема российско-украинской торговли. В то же время доля товарооборота с Украиной во внешних связях приграничных областей - Воронежской и Брянской - за тот же период составила всего менее 1,5 %, а во внешнеторговом обороте Краснодарского края - менее 1 %.

Несколько слов о нормативно-правовых основах нашего взаимодействия. Существующая правовая база, хотя и открывает возможности для сотрудничества на региональном уровне, тем не менее, не позволяет в полной мере компенсировать состоявшийся в недавнем прошлом разрыв экономически оправданных межрегиональных связей. Более того - значительно ограничивает прямые контакты между хозяйствующими субъектами, в том числе в приграничье.

12 февраля 2001 года в Днепропетровске президентами России и Украины была подписана Программа межрегионального и приграничного сотрудничества России и Украины на 2001 - 2007 гг., которая ставит целью ускорение структурной перестройки экономики регионов, специализацию и кооперацию в промышленности и т.д.

В ней подчеркивается намерение сторон гармонизировать и упростить пограничные и таможенные формальности, осуществлять совместные проекты в приграничных областях. Особое внимание уделено улучшению использования рабочей силы и занятости, координации научных исследований, обмену студентами и специалистами, взаимодействию между правоохранительными органами приграничных регионов.

Однако история деятельности Совета руководителей приграничных областей России, Украины и Белоруссии, созданного в середине 90-х годов, свидетельствует также и о недостатке полномочий региональных властей в вопросах сотрудничества между территориями.

Поэтому, отдавая должное усилиям, предпринятым этой организацией, мы сознаем и более сложный характер стоящих перед нами задач. Ведь наша цель - сотрудничество не только граничащих между собой регионов, но и активизация взаимодействия всех регионов наших стран, проявивших к этому интерес.

А если далее следовать логике договоренностей, достигнутых в феврале этого года президентами России, Украины, Белоруссии и Казахстана, то следующим шагом для нашей организации станет включение в нее белорусских и казахстанских регионов.

Существующие сегодня на уровне регионов различия в степени их экономической активности можно объяснить непропорциональностью экономического развития. Однако это лишь частичное объяснение. Сдерживающим фактором сегодня является недостаточно четкое представление у региональных органов власти и экономических ведомств наших государств о потребностях и возможностях территорий соседней страны, которые имеют свою специфику и интересы. Отсутствие необходимой информации значительно ограничивает возможности для сотрудничества потенциально заинтересованных предпринимателей и предприятий.

Поэтому работа по углублению интеграционных процессов должна начинаться с оценки экспортно-импортных потенциалов регионов, заявивших о своем намерении сотрудничать, а также с выявления спектра взаимных интересов субъектов хозяйствования.

В связи с этим поддерживаю идею создания межрегиональной торгово-информационной системы. Хочу сказать, что важный фрагмент этой системы создавался у нас в Орле. В частности, 25 июля 2000 года я подписал постановление N 364 о внедрении в области Интернет-торговли хлебопродуктами. К такой форме сотрудничества, как межрегиональная торгово-информационная система, мы готовы и подготовительную работу в значительной степени проделали.

Мне известно, что желание подключиться к этой системе есть у многих трейдеров зерновой продукции. В том числе - и у одесского торгового элеватора, который готов организовать транспортный коридор поставки зерновых из различных регионов России и стран СНГ, а также обеспечить полный комплекс документарной поддержки.

Согласен я и с необходимостью издания специализированного украинско-российского журнала, а также с рядом других предложений. Думаю, что сегодня мы их предметно обсудим.

Мы уверены: потенциал межрегионального сотрудничества между Украиной и Россией огромен. И задача в том, чтобы создать условия для его практической реализации.

Серьезным недоиспользованным резервом углубления наших связей является инвестиционное взаимодействие. Перекрестные инвестиции (из российских регионов в Украину и из украинских - в Россию) уже получили определенное развитие. Уверен, что, по мере достижения устойчивых темпов экономического роста в обеих странах, они будут расширяться. По объемам вложений в украинскую промышленность российские инвестиции занимают четвертое место (8,5 % всего импорта прямых иностранных инвестиций в промышленность Украины) среди стран-доноров украинской экономики после Нидерландов (13,8 %), США (12,4 %) и Республики Корея (9,1 %). Хорошие перспективы и у сотрудничества в форме совместных инвестиций, создания различных совместных предприятий. Например, в Орле в июне пройдет уже седьмая по счету ежегодная ярмарка инвестиций. В ходе их проведения мы привлекаем объем средств, в 2-3 раза превыщающий доходы областного бюджета. Это наш резерв.

Важным направлением активизации межрегионального сотрудничества могла бы стать и совместная реализация заинтересованными регионами (в том числе на многосторонней основе) перспективных проектов, прежде всего, в области транспорта, энергетики, коммуникаций, на рынках аграрной и металлопродукции.

Завершая выступление, хочу отметить: опыт наших стран, накопленный в 90-х годах, ясно показывает, что только стабильные и добрососедские политические и экономические отношения могут обеспечить условия для осуществления на рыночной и суверенной основе программ межрегионального сотрудничества.

Сегодня у нас есть реальные возможности продвинуться вперед по целому ряду ключевых направлений. И мы должны использовать эти возможности максимально эффективно.

Спасибо за внимание.

http://www.adm.orel.ru/index.php?head=6&part=7&unit=2&in=34
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован