16 февраля 2005
1231

Выступление Г.Батанова на 28-й сессии Генеральной ассамблеи МАСО

О ходе пенсионной реформы в Российской Федерации

Выступление в ПекинеВ Российской Федерации практическая реализация пенсионной реформы осуществляется уже около трех лет. При этом основной целью пенсионной реформы является повышение уровня пенсионного обеспечения населения.

В связи с этим система пенсионного обеспечения России претерпевает серьезные изменения. Происходит постепенный переход от полностью распределительной пенсионной системы к системе, которая основана на страховых принципах и включает в себя распределительный и накопительный компоненты с добавлением персонифицированного учета пенсионных прав.

Принципы пенсионной реформы

Пенсионная реформа в Российской Федерации осуществляется на основе следующих основополагающих принципов:

снижение вдвое ставки единого социального налога на пенсионные цели и его зачисление в федеральный бюджет; финансирование за счет этих средств базовой части пенсии в размере, не зависящем от стажа и заработка;

введение страховых взносов в ПФР на уровне 14 процентов выплат в пользу работника с регрессивным снижением страхового тарифа;

индивидуальный учет пенсионного капитала (суммы страховых взносов в пользу каждого застрахованного лица);

полное сохранение пенсионных прав всех категорий нынешних пенсионеров; преобразование в пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных к моменту проведения реформы, исходя из расчетного размера пенсии, определенного по нормам прежнего законодательства;

направление части страховых взносов на накопление и их инвестирование; учет этих сумм вместе с доходами от их размещения в специальной части лицевого счета застрахованного; определение размера накопительной части пенсии исходя из величины пенсионных накоплений и ожидаемого периода выплаты пенсии;

развитие дополнительного пенсионного страхования; создание для лиц с особыми условиями труда профессиональных пенсионных систем за счет повышенного тарифа страховых взносов.

Правовая основа новой пенсионной системы

В настоящее время основополагающими законодательными актами, регулирующие механизм реализации права на трудовые пенсии, являются федеральные законы: от 15 декабря 2001 г. No 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 17 декабря 2001 г. No 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Первый из названных федеральных законов можно назвать правовым фундаментом новой пенсионной системы. Он устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в России, определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, а также их ответственность.

Страховщиком в сфере обязательного пенсионного страхования в России является ПФР, который осуществляет свои полномочия в статусе государственного учреждения и вместе с территориальными органами составляет единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. При этом по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами государство несет субсидиарную ответственность. Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. No 167-ФЗ предусматривается, что выступать в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию могут негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. No 167-ФЗ устанавливает круг страхователей, застрахованных лиц, а также определяет виды страхового обеспечения. Существуют две категории страхователей: лица (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), производящие выплаты физическим лицам, и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (адвокаты, индивидуальные предприниматели, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы).

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории России иностранцы и апатриды, если они: работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивают себя работой; являются членами крестьянских (фермерских) хозяйств и др.

Тарифы страховых взносов

Тарифы страховых взносов в ПФР установлены в неравных процентных долях отдельно для финансирования страховой и накопительной частей пенсии. Размер процентной доли тарифа на какую-либо из указанных частей зависит от возраста лиц, за которых страхователь уплачивает страховые взносы (чем старше гражданин, тем выше тариф на страховую часть и ниже на накопительную).

Адвокаты, индивидуальные предприниматели, а также лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, уплачивают суммы страховых взносов в виде фиксированных платежей.

Виды трудовых пенсий

В российской пенсионной системе выделяются три вида трудовой пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Принципиально, что в отличие от ранее действовавшего пенсионного законодательства Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. No 173-ФЗ не устанавливает каких-либо ограничений по выплате трудовой пенсии работающим пенсионерам.

Трудовая пенсия может состоять из базовой, страховой и накопительной частей. При этом каждая из частей трудовой пенсии определяется и индексируется по собственным правилам.

Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в твердой сумме для всех пенсионеров. Она является государственной гарантией минимального пенсионного обеспечения всем гражданам, имеющим право на трудовую пенсию, независимо от продолжительности страхового стажа.

Размер страховой части трудовой пенсии устанавливается исходя из суммы страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии за застрахованное лицо в течение всей его трудовой деятельности (расчетного пенсионного капитала). Данная часть трудовой пенсии носит условно-накопительный характер. Суммы страховых взносов, уплачиваемые за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии, учитываются на его индивидуальном лицевом счете в виде обязательств пенсионной системы. По достижении лицом пенсионного возраста он получит сумму пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его счете. Фактически страховая часть трудовой пенсии финансируется по распределительному методу.

Накопительная часть трудовой пенсии устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо на финансирование данной части пенсии, и инвестиционного дохода (пенсионных накоплений). Данная составляющая пенсионной системы финансируется исключительно на накопительной основе.

Индексация трудовых пенсий

Основания индексации самостоятельных частей трудовой пенсии (базовой, страховой и накопительной) отличаются друг от друга. В связи с этим индексироваться они могут в разное время.

Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете ПФР на соответствующий финансовый год.

Для страховой части трудовой пенсии предусматривается индексация по смешанному типу: путем авансирования в течение года, исходя из уровня цен, и путем дополнительного увеличения с 1 апреля следующего года, исходя из роста доходов ПФР и роста среднемесячной заработной платы в стране за истекший год.

Накопительная часть трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения ожидаемого периода выплаты пенсии.

Информационная основа новой пенсионной системы

Информационной основой новой пенсионной системы является система индивидуального (персонифицированного) учета, в которой содержится систематически актуализируемая информация о пенсионных правах граждан. Информационная база персонифицированного учета включает более 110 млн. индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц (работающие граждане, включая самозанятое население, безработные, учащаяся молодежь старше 14 лет, неработающие пенсионеры) с информацией об их пенсионных правах.

Отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации в 2003 г. от застрахованных лиц было принято порядка 700 тысяч заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании).

Одной из важных составляющих пенсионной реформы является создание у граждан мотиваций к участию в пенсионной системе и обеспечение их информацией для планирования своего пенсионного будущего. В числе других способов решения этой задачи используется предоставление каждому застрахованному лицу сведений о приобретенных им пенсионных правах.

С этой целью, в рамках реализации пакета федеральных законов по пенсионной реформе, Пенсионный фонд Российской Федерации с 2003 г. осуществляет информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе персонифицированного учета.

В органах, осуществляющих пенсионное обеспечение, выводится на качественно новый уровень работа с населением: создаются клиентские службы, обеспечивающие комплексное обслуживание застрахованных лиц и страхователей, консультационные пункты на предприятиях, передвижные консультационные пункты.

Модернизация накопительной составляющей новой пенсионной системы

В свете принятого в Российской Федерации концептуального решения о снижении ставки единого социального налога возникла необходимость проведения модернизации накопительной составляющей пенсионной системы путем введения дополнительного пенсионного страхования.

Под дополнительным пенсионным страхованием понимается система правовых, экономических и организационных мер, направленных на дополнительное увеличение получаемого гражданами обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. При этом страховщиками по дополнительному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации и негосударственными пенсионными фондами могут также выступать страховые организации, получившие лицензию на осуществление данного вида страхования и осуществляющие страхование жизни.

Предполагается, что вступление в правоотношения по дополнительному пенсионному страхованию осуществляется физическими лицами путем заключения со страховщиком договора дополнительного пенсионного страхования, предусматривающего уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Как показывает время, прошедшее в начала пенсионной реформы, ее стратегия выбрана правильно и развитие пенсионной системы Российской Федерации осуществляется в верном направлении.

За время ее проведения граждане успели заметить происходящие в пенсионной системе перемены к лучшему. Начинает складываться понимание, что размер пенсии будет зависеть от трудового вклада. Формируются пенсионные накопления, которыми каждый гражданин имеет возможность управлять.

Государство обязано помочь своим гражданам адаптироваться в новых условиях и обеспечить не только надежность, стабильность и результативность работы уже созданных институтов новой пенсионной системы, но и продолжить преобразования с тем, чтобы:

-значительно улучшить качество жизни старшего поколения;

-укрепить стимулы зарабатывания пенсии у работающих граждан.



Декларация ХХVIII Генеральной Ассамблеи МАСО
Пекин, 12-18 октября 2004 г.

http://www.pfrf.ru/content/view/2693/131/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован