21 апреля 2003
761

Выступление Геннадия Селезнева на Международном Конгрессе `Доверие и безопасность в информационном обществе` 21 апреля 2003 года

Уважаемые участники и гости Конгресса!
Дамы и господа!

От имени Организационного комитета Конгресса и от себя лично приветствую вас и в вашем лице - большие коллективы ученых, специалистов и работников многих компаний России и зарубежных стран, представляющих одну из самых передовых отраслей науки и техники, с которой связано представление о глобальном информационном обществе!

Проведение таких конгрессов в штаб-квартире Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств стало доброй традицией с 1998 г., когда было принято решение о целесообразности регулярного проведения в Санкт-Петербурге конгрессов по проблемам развития телекоммуникаций.

Научно-техническая революция в области вычислительной техники и телекоммуникаций дала новую динамику процессам глобализации экономического и политического развития современного мира, усиления взаимодействия национальных культур, изменения социальной структуры человеческого общества. Все это создало предпосылки для перехода мирового сообщества к новому этапу развития, получившему название "глобальное информационное общество", которое иногда именуют одним словом - "Сеть".

В обеспечении информационной безопасности сегодня в равной мере заинтересованы все - и государства, и граждане. В условиях формирования единого межгосударственного информационного пространства эта проблема касается каждого. Она стала и всегда будет интернациональной проблемой.

Сеть меняет наши представления об иерархии ценностей национальной безопасности. Если раньше вершиной пирамиды этих ценностей была военная безопасность, то сейчас не менее важной является безопасность личности и общества. Система безопасности становится не пирамидой, а сетью слагающих элементов.

Сегодня международная информационная безопасность признана как самостоятельная общемировая проблема, а ее обеспечение - как одно из необходимых условий существования человеческого общества.
Под воздействием информационной революции объективно формируется "сетевой" общественный уклад. На многих направлениях общественной жизни Сеть выступает более эффективным, чем государство, организатором взаимодействия. Это выходит на совершенно иной уровень понятия суверенитета личности и общества и ведет к размыванию границ суверенитета государств.

Сеть превратила в объективную реальность возможность неконтролируемого перемещения больших массивов информации через границы государств. Сегодня поле Интернета насчитывает более 550 млрд. архивированных страниц. Ежеквартально объем передаваемых через Сеть данных увеличивается вдвое.
Существующие информационные технологии позволяют заинтересованным лицам проникать в информационные массивы, охраняемые государством. Использование национальных правовых норм применительно к Сети существенно затруднено, а действенной международной правовой защиты от электронного криминала и посягательств на интеллектуальную собственность, несмотря на широкий круг международных соглашений, пока нет.

Сеть стремительно вторгается в частную сферу. Становятся предметом продажи данные о банковских счетах и адресах частных лиц, личные данные персонала, цифровые истории болезни, интимная и компрометирующая информация. Это находит свое отражение в новых избирательных технологиях, дезориентирующих избирателей в выборных кампаниях и тем самым способствующих искажению их политической воли.Сеть снимает с личности многие социально-политические ограничения, обеспечивая тем самым резкий прирост ее дееспособности или, наоборот, подчиняя личность своему влиянию.

Сеть оказывает противоречивое воздействие на демократию. Она может играть положительную роль в ликвидации тоталитарных режимов, так как сокращает информационную монополию государства. Но она может создавать и проблемы для демократии, ослабляя регулирующую и управляющую роль государства. Это неизбежно приводит к нарушению законности. Так, законы о защите нравственности или запрете пропаганды расизма не могут выполняться в полной мере, если эта информация поступает по электронным сетям извне, обходя легитимные органы контроля и власти. К сожалению, для массовых пользователей, особенно для молодежи, Сеть дает очень мало доступа к мировым общественным и культурным ценностям.
Объектами информационного воздействия Сети сегодня стали национальное самосознание, политические настроения населения, моральное состояние войск, мировоззренческие установки правящей элиты, психика и ценностные ориентиры молодежи. Современная Сеть, расширяя сферу деятельности отдельных лиц и организаций, представляет собой высокоэффективный инструмент международного давления на мировую общественность и правительства в целях проведения или блокирования политических решений.Сетевая политика формирует то состояние общества, в котором традиционные политические партии и движения замещаются конфигурациями, формируемыми в Сети и воздействующими на ценностные установки основной массы граждан.

Сеть делает реальностью ведение бизнеса "со скоростью мысли". В ней меняется и характер конкуренции - преобладающим становится соперничество творческих способностей, а не готовых товаров и услуг. Все это позволяет многим специалистам и аналитикам справедливо говорить о том, что Сеть создала новое поле информационной деятельности, сотрудничества и конфликтов с мало предсказуемыми социально-экономическими и политическими последствиями для населения и правительств.


Информационные коммуникации и глобальная информационная структура человеческого общества сегодня развиваются быстрее, чем традиционные институты государства и отрасли права. Мы должны смотреть вперед и учитывать, что такие отрасли, как генная инженерия, нано-технологии, позволяющие манипулировать веществом на уровне отдельных молекул и атомов, неизбежно приведут к трансформации производств вещественных предметов и их слиянию прежде всего с информационными технологиями. Это является вполне логичной основой мнения многих ученых о том, что будущее развитие цивилизации неизбежно связано с формированием глобальной "сетевой экономики".

При этом будет неуклонно возрастать количество отказов в работе традиционных институтов государства и общества, а также увеличиваться опасность последствий технических и технологических ошибок в сфере использования компьютерных систем.

В последние десятилетия экономическая глобализация достигла невиданных масштабов. Транспланетные потоки ресурсов имеют скорость и размеры, никогда раньше невиданные. Только объем трансграничных банковских займов, по имеющимся оценкам, возрос за период с 1972 по 2000гг. более чем в 160 раз. Сегодня человеческое общество приобретает трансграничный характер быстрее, чем на это успевает реагировать традиционное государство. Нас волнует то, что многие процессы, протекающие в сфере новых компьютерных технологий, развиваются быстрее, чем реализуются возможности их правового регулирования.

Мы все понимаем, что информационная сфера и ее безопасность в своем правовом регулировании неизбежно затрагивают очень широкий спектр отраслей законодательства. К ним относятся Конституция, законодательство об интеллектуальной собственности, о средствах массовой информации, о связи и телекоммуникациях, о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг, законодательство о реализации права на поиск, получение и передачу информации, о создании и применении информационных систем, их сетей, информационных технологий и средств их обеспечения, а также многие другие сферы, регулируемые Гражданским, Административным и Уголовным кодексами и международными соглашениями и договорами.
В связи с этим дискуссии и мнение многих специалистов выдвигают такую теоретическую и практическую проблему, как признание информационного права в качестве самостоятельной правовой отрасли и необходимость осуществления комплексного подхода к формированию информационного законодательства.

Сегодня в условиях глобального воздействия Сети перед государством и обществом стоит и более широкая задача формирования у граждан нашей страны идеологии и мировоззрения, направленных на развитие и защиту национальных интересов и ценностей. Полагаю, что каждая страна имеет на это право и должна это делать. Только в условиях паритетного взаимодействия экономических, информационных и культурных систем наш мир будет действительно демократичным и открытым.
Одна из важнейших задач участия государства в формировании здоровых тенденций развития информации и телекоммуникаций - это создание и поддержание "чистого поля" Сети, содержащего общепризнанные ценности культурного и информационного характера, не зараженного сексом, насилием и прочими "прелестями" современного мира. Я полагаю, что работа нашего Конгресса позволит выявить и много других вопросов, требующих решения на государственном и межгосударственном уровнях.

Уважаемые участники Конгресса!

Глобализация мирового экономического и информационного пространства, взаимосвязанное функционирование мировых товарных рынков, рынков информации, знаний, капитала и труда - это объективный процесс.

Один из важнейших вопросов - это поддержание здоровой конкуренции в сфере информационных технологий и коммуникаций. Время тарифного протекционизма и опускания "железного занавеса" ушло в прошлое. Идею формирования глобальной сетевой инфраструктуры, развитие методов сетевой экономики можно было бы считать перспективными концепциями, если бы в их основе не лежали процессы абсолютного доминирования США в мировом кредитовании на протяжении всего ХХ века и в современных условиях.Сложившееся в результате этого неравенство национальных экономик, различия в степени развития информационных инфраструктур, в возможностях производить информационные и программные продукты, современные информационные технологии, а также значимость экономических, политических, социальных, оборонных и экологических последствий отставания в этих областях ставят многие страны перед историческим вызовом информационной колонизации.


В этих координатах для стран, участвующих в мировых интеграционных процессах, кардинальным является вопрос достижения финансово-экономического паритета в традиционном формате взаимодействия их валютных систем и компонентов торговых и платежных балансов. К сожалению, эта сторона современного мирового развития идет в абсолютно противоположном направлении от координат демократии и справедливости.Отставая в развитии отечественных информационных и других высоких технологий, мы естественно стали отставать в сфере информационной безопасности. Здесь мы неизбежно выходим на постановку вопросов о дефиците финансовых ресурсов для ведения паритетных по масштабу исследований и разработок в этой отрасли, которая впитывает достижения науки и технологий абсолютного большинства отраслей народного хозяйства.

Десять лет реформ на постсоветском пространстве по устаревшим догмам либерального монетаризма привели к тому, что большинство национальных экономик на этом экономическом пространстве оказались в сетях хронического спазма ликвидности, потери собственных инвестиционных ресурсов и парализации отечественного кредита. Стабильные долгосрочные отношения могут быть только между сильными партнерами.

Сегодня со всей очевидностью перед нами встает проблема масштабной корректировки курса реформ, целью которой должно стать паритетное восстановление отечественных инвестиционных ресурсов и дешевого отечественного кредита. Без решения этой задачи все разговоры об обеспечении национальной безопасности, научного и технологического паритета, а также устойчивой и взаимовыгодной интеграции останутся лишь разговорами.

Как справедливо отмечают многие аналитики, расширяющаяся глобальная экономика, рожденная революцией в области телекоммуникаций, сегодня управляется достаточно запутанными способами.
Правила и процедуры регулирования глобальной торговли, финансов и коммуникаций вырабатываются разными центрами. Это - государственные органы различных стран, наднациональные институты, субнациональные органы на местах, различные частные институты и плотные сети, которые связывают эти уровни и сектора. По этим причинам усилия по демократизации глобальной экономики и информационного общества объективно накладываются на многоуровневую, географически и политически разобщенную систему управления. Оптимизация управления этими процессами - задача очень сложного порядка. Но решать ее нужно уже сегодня.

В связи с этим представляется необходимой постановка перед официальными международными организациями вопроса о достижении международных соглашений в сфере осуществления технического и программного контроля глобальных компьютерных систем, который должен быть открытым, демократичным и подчиненным общечеловеческим гуманитарным интересам.

Наряду с этим неизбежно встает проблема корректировки функций центральных финансовых властей и экономической политики различных стран, с тем чтобы глобальная экономика и информационные обмены были уравновешены в смысле извлечения и присвоения прибавочной стоимости, создаваемой в таких условиях.Я полагаю, что одним из важных шагов международного уровня могло бы стать создание компетентной комиссии при ООН по изучению финансовых, экономических и гуманитарных последствий деятельности тех организаций и лиц, которые имеют глобальное трансграничное влияние на личность, общество и государство.

Дорогие друзья!


Я уверен, что наш Конгресс поможет глубже понять процессы, формирующие облик современного информацион-ного общества, и выработать новые координаты решений для создания климата доверия и безопасности личности, государства и мирового сообщества.

В заключение хочу поблагодарить Межпарламентскую Ассамблею СНГ, Министерство Российской Федерации по связи и информатизации, губернатора г.Санкт-Петербурга, благодаря усилиям которых стало возможным проведение данного Конгресса.

Желаю всем участникам Конгресса успешной работы, счастья и благополучия!



21 апреля 2003 года
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=1056
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован