13 марта 2003
1228

Выступление Геннадия Селезнева перед слушателями Высших дипломатических курсов (ВДК) 13 марта 2003 года

Уважаемый ректор Дипломатической академии Юрий Евгеньевич Фокин!

Уважаемые слушатели Высших дипломатических курсов!

Я очень рад встретиться с вами в стенах такой прославленной кузницы кадров, как Дипломатическая академия. У меня была возможность ознакомиться с учебно-тематическим планом ВДК, и я вижу, что на этих курсах ответственные сотрудники, выезжающие на работу в российские загранучреждения, имеют ценную возможность получить информацию из первых уст о различных сферах государственной политики и общественной жизни нашей страны. Отрадно, что в числе выступавших перед вами были и мои коллеги по Государственной Думе - председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Пастухов, а также советник думской Комиссии по содействию политическому урегулированию и соблюдению прав человека в Чеченской Республике Сухарев.

Я хотел бы прежде всего отметить, что неотъемлемой частью деятельности нашей палаты Федерального Собрания Российской Федерации стали ратификация международных договоров и соглашений, обсуждение в Государственной Думе текущих вопросов внешней политики России, работа депутатов в сфере межпарламентских контактов. Лично я, как Председатель Государственной Думы, опираюсь на Концепцию внешней политики России, другие программные документы нашего государства, стратегические установки, выдвинутые Президентом Российской Федерации В.В.Путиным на совещании послов и постоянных представителей Российской Федерации за рубежом в МИД России 12 июля 2002 года.

Как вы знаете, в нашей стране, да и за рубежом находится довольно много охотников порассуждать о том, что, мол, Государственная Дума не имеет большого значения и веса в нашей политической системе, что она фактически подмята исполнительной властью и лишь выполняет указания Президента и Правительства. Это, конечно, не так. Что касается внешнеполитической сферы, то мы действительно стремимся к плотной координации и тесному взаимодействию с Президентом и Правительством Российской Федерации, Министерством иностранных дел России. Но при этом Дума вполне самостоятельно и независимо осуществляет свои конституционные полномочия и прежде всего рассматривает и принимает решения по международным договорам и конвенциям, а также по тем межправительственным соглашениям, которые подлежат ратификации обеими палатами Федерального Собрания. В 2001 году мы приняли 45 ратификационных закона, в 2002 году - 41. Достаточно много международных договоров и соглашений нам предстоит рассмотреть и в текущем году.

При этом депутаты отнюдь не автоматически одобряют договоры и соглашения, вносимые на ратификацию в Думу Президентом или Правительством. Стенограммы обсуждений законов о ратификации на пленарных заседаниях Думы наглядно свидетельствуют о том, какие активные дискуссии возникают в депутатском корпусе и какие порой острые вопросы законодатели задают представителям исполнительной власти. Депутатов постоянно интересует, насколько полно в договорах, соглашениях или международных конвенциях, выносимых на ратификацию, учитываются общегосударственные интересы всей России, а также интересы конкретных и особенно приграничных российских регионов.

Когда же в Государственной Думе рассматриваются соглашения, касающиеся взаимных обязательств России и других государств по избежанию двойного налогообложения или обоюдного отказа от взимания косвенных налогов, депутаты ставят обоснованные вопросы о возможных экономических последствиях вступления в силу этих соглашений.

Особой ответственности от депутатов требует процесс ратификации договоров по вопросам, касающимся ограничения и сокращения стратегических вооружений между двумя ядерными державами - Россией и США. В настоящее время на рассмотрении Думы находится Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Я расцениваю как безусловно положительный факт недавнюю ратификацию этого Договора сенатом Конгресса США. Мы в Государственной Думе готовимся к ратификации Договора, постоянно консультируемся с президентской стороной, Министерством иностранных дел, нашими военачальниками, экспертами и специалистами. То решение, которое мы в итоге примем, будет взвешенным, ответственным, учитывающим все аспекты современного места и роли России в системе международных отношений.

Помимо ратификации международных договоров и соглашений Дума осуществляет еще одну важную конституционную прерогативу. Я имею в виду то, что при назначении послов, а также других представителей России в зарубежных государствах и международных организациях МИД проводит соответствующие консультации с депутатами в профильных комитетах Государственной Думы - Комитете по международным делам и Комитете по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками. Эти консультации проходят конструктивно, доброжелательно и в то же время с соблюдением необходимых требований к кандидатам на ответственные должности. Таким образом, Государственная Дума принимает определенное ей нашей Конституцией и достаточно важное участие в кадровой политике, осуществляемой Президентом, Правительством, Министерством иностранных дел.

Наверное, не проходит ни одного пленарного заседания Государственной Думы, когда бы депутаты не поднимали наиболее актуальные вопросы текущей внешней политики России и международной обстановки в целом. Правда, в отличие от, скажем, официальных заявлений МИД России заявления депутатов нередко носят более эмоциональный характер. Какие-то высказывания и комментарии депутатов бывают явно спонтанны, как говорится, на злобу дня, и могут быть не до конца взвешенными. Но, с другой стороны, именно эти заявления от парламентского микрофона или с думской трибуны часто отражают преобладающие в тот или иной момент в нашей стране общественные настроения, мнения и возникшие реакции избирателей, которые также необходимо учитывать в общей палитре высказываний, мнений и оценок.

Помимо устных заявлений депутаты вносят проекты официальных документов нашей палаты Федерального Собрания, каковыми являются постановления Государственной Думы. В общем массиве принимаемых нами постановлений немало заявлений, обращений или парламентских запросов Думы по наиболее актуальным вопросам внешней политики России или международной обстановки. Среди постановлений Государственной Думы, принятых нами в последние месяцы - заявление "О расширении Европейского союза", обращение "К Конгрессу Соединенных Штатов Америки о расширении сотрудничества в области химического разоружения", обращение "К парламентам государств мира в связи с необходимостью развития международного сотрудничества в вопросах экстрадиции лиц, причастных к террористической деятельности", заявление "О ситуации в связи с расширением НАТО".

Государственная Дума активно содействует усилиям российской дипломатии в конструктивном разрешении калининградской проблемы. На прошлой неделе мы приняли заявление "В связи с попытками пересмотра положений Совместного заявления Российской Федерации и Европейского союза о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации". Депутаты призвали Европарламент и парламенты государств - членов ЕС не допустить срыва литовскими властями стратегически важных для отношений между Россией и Евросоюзом договоренностей по Калининградской области.

Естественно, что в последнее время предметом постоянного внимания депутатов является ситуация вокруг Ирака. По этой предельно обострившейся международной проблеме Государственная Дума в течение последних двух лет приняла несколько постановлений. Российские парламентарии последовательно выступают против силового решения иракской проблемы без санкции Совета Безопасности ООН. 21 февраля мы приняли обращение "К парламентам государств мира". В нем содержится призыв совместными усилиями не допустить принятия решений, противоречащих общепризнанным принципам и нормам международного права. В русле парламентской дипломатии я по приглашению руководителя иракского парламента, председателя Национального совета Республики Ирак Саадуна Хаммади совершил 10 марта визит в Багдад. В ходе этого визита я передал президенту Республики Ирак Саддаму Хусейну устное послание Президента Российской Федерации В.В.Путина. При этом было вновь заявлено о приверженности России курсу на решение иракской проблемы политико-дипломатическими средствами.

Одной из тем, ставших постоянными и в межпарламентских связях, и в общем взаимодействии российских представителей с их зарубежными партнерами, является проблема Чечни. Вокруг этой проблемы существует много всякого рода спекуляций, и на Западе продолжают активно использовать чеченскую тематику в отношениях с российской стороной. Недавно в Парламентской Ассамблее Совета Европы даже появилась идея создать некий Кавказский трибунал по расследованию преступлений в Чечне. Мы, российские парламентарии, не уходим от диалога по чеченскому вопросу и неустанно разъясняем нашим зарубежным собеседникам всю сложность и противоречивость обстановки в Чеченской Республике. Мы также информируем их о конкретных мерах, которые федеральные и чеченские власти предпринимают для скорейшего преодоления затянувшейся кризисной обстановки в этом субъекте Российской Федерации. Консолидированная, взвешенная и конструктивная позиция депутатов Государственной Думы изложена в принятом нами 24 декабря прошлого года заявлении "О мерах по нормализации обстановки в Чеченской Республике". В нем подчеркнуто, что борьба с терроризмом должна быть продолжена самыми жесткими и законными способами. Вместе с тем депутаты обратились к Президенту и Правительству с призывом значительно активизировать решение политических и социально-экономических задач в Чеченской Республике. Со своей стороны, мы намерены в ближайшее время сформировать группу депутатов Государственной Думы из представителей всех депутатских объединений для наблюдения за ходом референдума, проводимого в Чечне 23 марта по проектам Конституции Чеченской Республики и законов Чеченской Республики "О выборах Президента Чеченской Республики" и "О выборах в Парламент Чеченской Республики".

Как показывает наш опыт парламентской дипломатии, такой комплексный и многосторонний подход к чеченской проблеме находит понимание у многих непредвзято мыслящих зарубежных деятелей.

В целом, принятие заявлений, обращений и других постановлений является одной из важных форм участия Государственной Думы в сфере российской внешней политики. Строго говоря, данные документы не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер. Но от этого постановления Государственной Думы не перестают быть значимыми, в том числе для российской дипломатии. Мы, депутаты, тщательно работаем над своими постановлениями. Бывает, что на пленарных заседаниях вносят не одно, а несколько проектов постановлений на одну и ту же международную тему. И большинство депутатов неизменно выбирают самый взвешенный и наиболее содержательный проект. Показательно, что большинство депутатов не поддерживает проекты постановлений, отличающиеся показным радикализмом, от которого часто рукой подать до политического авантюризма. Для нас важно, как говорится, не наломать дров, сделать так, чтобы наши парламентские документы находились в русле общей внешнеполитической линии нашего государства и в то же время были нацелены на активное использование важных ресурсов публичной, в том числе парламентской дипломатии. И мы постоянно заинтересованы в том, чтобы постановления Государственной Думы были полезным инструментом обеспечения внешнеполитических интересов России.

Свои постановления по внешнеполитическим вопросам мы официально направляем Президенту, в Правительство и, разумеется, в Министерство иностранных дел. Далее МИД по своим каналам пересылает эти документы в наши посольства за рубежом, и эти постановления поступают к нашим послам и другим дипломатическим представителям. Именно они доводят постановления до сведения зарубежных официальных лиц и прежде всего руководителей парламентов, которым адресованы эти документы Государственной Думы. И мне хотелось бы пожелать нашим дипломатическим работникам, чтобы вы не ограничивались лишь функцией вручения этих постановлений адресатам, а активно использовали мнения, оценки и предложения российских парламентариев, содержащиеся в этих постановлениях, для общего воздействия на политические силы и общественное мнение за рубежом.

Одной из важнейших форм участия Государственной Думы во внешнеполитической сфере являются активно осуществляемые нами межпарламентские связи. В настоящее время в Государственной Думе третьего созыва имеется свыше 60 депутатских групп по связям с парламентами отдельных стран и целых регионов. Таким образом, почти со всеми зарубежными парламентами мы установили официальные связи, хотя, конечно, интенсивность этих связей различается от страны к стране. Например, с рядом парламентов государств - участников СНГ мы заключили двусторонние соглашения и создали соответствующие межпарламентские комиссии. Так, в прошлом году мы утвердили состав представителей Государственной Думы в российской части двусторонней межпарламентской комиссии Федерального Собрания Российской Федерации и Верховной Рады Украины.

Аналогичные комиссии Государственная Дума образовала с некоторыми парламентами ведущих европейских стран. В последние годы мы регулярно проводим заседания Большой российско-французской и Большой российско-итальянской межпарламентских комиссий. Я должен отметить, что и пленарные, и секционные заседания этих комиссий, как правило, содержательны и полезны, причем не только для дальнейшего развития межпарламентских связей, но и для решения общих стратегических задач российской дипломатии.

Государственная Дума активно участвует в работе всех крупнейших межпарламентских организаций современности. Я и мои коллеги по руководству нашей палатой Федерального Собрания осуществляем постоянные рабочие контакты с Межпарламентским союзом, Парламентской Ассамблеей Совета Европы, Парламентской Ассамблеей ОБСЕ, Парламентской Ассамблеей НАТО, Парламентской Ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества, Европейской Межпарламентской Ассамблеей православия и другими организациями межпарламентского сотрудничества. В течение последних лет я являюсь заместителем Председателя Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. Кроме того, мне доверено возглавлять думскую часть российской парламентской делегации в Межпарламентской Ассамблее государств - участников СНГ, а также нашу парламентскую делегацию в Межпарламентской Ассамблее Евразийского экономического сообщества. Постоянное внимание я уделяю своим обязанностям в качестве Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

В рамках этих межпарламентских организаций законодатели настойчиво ищут пути решения ключевых проблем современной эпохи. Российские парламентарии последовательно проводят курс на укрепление и дальнейшее развитие всей системы международного права, сохранение ведущей роли Организации Объединенных Наций в решении насущных задач мирового сообщества.

Глубоко символично, что в 2000 году в рамках проходившего в Нью-Йорке под эгидой ООН "Саммита тысячелетия" лидеров стран мира, состоялся и форум руководителей национальных парламентов, в котором мне довелось принять участие. На этом форуме с новой силой была подчеркнута роль парламентского измерения современных международных отношений и большой созидательный потенциал парламентской дипломатии. Мы, депутаты Государственной Думы, активно осуществляем парламентскую дипломатию в ходе двусторонних контактов как в нашей стране, так и во время зарубежных визитов и рабочих поездок.

У себя в Государственной Думе мы чуть ли ни каждую неделю принимаем зарубежные парламентские делегации, других официальных лиц, политических и общественных деятелей. На пленарных заседаниях Государственной Думы перед депутатами выступали, в частности, руководители парламентов Великобритании, Бельгии, Австрии, Ирана, Украины, а также Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. В последние годы у меня и моих коллег в стенах российского парламента состоялись рабочие встречи с генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном, председателем КНР Цзян Цзэминем, президентом США Биллом Клинтоном, президентом Чили Рикардо Эскобаром, королем Марокко Мухаммедом VI, Президентом Пакистана Первезом Мушарафом, другими мировыми лидерами. Стали традиционными наши ежегодные встречи с послами и главами дипломатических представительств европейских стран. В ходе всех этих встреч мы не только рассказываем гостям Государственной Думы о текущей деятельности нашей палаты Федерального Собрания, но и разъясняем им определяющие позиции российской внешней политики в целом.

Такую же работу мы активно проводим и в ходе зарубежных визитов официальных делегаций Государственной Думы. И здесь мы непосредственно взаимодействуем с вами - российскими послами, полномочными представителями, руководителями консульств и других наших загранучреждений. Пользуясь случаем, я хотел бы выразить всем работникам Министерства иностранных дел России и его руководству нашу искреннюю признательность и благодарность за то большое содействие, которое вы оказываете в ходе официальных визитов российских парламентариев. Мы высоко ценим ваше всестороннее информирование нас о стране пребывания, ваши суждения и оценки текущих событий и наших зарубежных собеседников, наконец, ваше товарищеское, теплое отношение, помощь и поддержку, оказываемую нам вдали от Родины. От лица руководства Государственной Думы и всего депутатского корпуса я рад от души сказать работникам МИДа: "Большое спасибо!"

География наших межпарламентских связей отличается исключительным разнообразием.Конечно, мы уделяем приоритетное внимание таким партнерам России на международной арене, как страны Содружества Независимых Государств, другие наши соседи в ближнем зарубежье, ведущие страны Западной Европы, Соединенные Штаты Америки, Китай, Индия, Япония. В то же время, исходя из стратегической цели российской внешней политики всемерно способствовать укреплению стабильного и устойчивого многополюсного мира, мы стремимся развивать и наши межпарламентские связи со странами Африки, Латинской Америки, других континентов.

Начиная с 1996 года, когда я впервые был избран Председателем Государственной Думы, я и мои коллеги посетили немало стран, в том числе и те, которые в силу целого ряда причин пока находятся в стороне от основных магистралей российской дипломатии. Так, мы посетили Парагвай, Никарагуа, Южно-Африканскую Республику, Республику Ботсвана, Государство Катар. Совсем недавно мы вернулись из поездки в Королевство Марокко и Тунисскую Республику. Во все эти страны, а также в Хорватию, где мы также побывали какое-то время назад, не наносились визиты российских делегаций высшего официального уровня, и мы в определенном смысле выступали в роли первопроходцев.

Нам приходится заниматься не только развитием собственно межпарламентских связей, но и обсуждать вопросы торгово-экономического, научно-технического, а иногда и военно-технического сотрудничества. К тому же, в программу практически каждого официального визита делегаций Государственной Думы входят встречи с представителями деловых кругов, деятелями культуры, представителями местной русскоязычной общины. В итоге мы успеваем общаться с широким кругом зарубежных представителей, а не только с нашими коллегами-парламентариями. При этом депутаты привносят и свое видение путей решения задач российской внешней политики, расширяют сферу международных контактов и публичной дипломатии подходами и чаяниями своих избирателей, широких общественных кругов. В целом, в русле парламентской дипломатии Государственная Дума вносит свой весомый вклад в общий процесс обеспечения внешнеполитических интересов России на международной арене.

Отдельно мне хотелось бы проинформировать вас о некоторых последних событиях на таком стратегически важном направлении внешней политики, как российско-белорусские отношения. Россия и Белоруссия объединились в Союзное государство, прямых аналогов которому нет в международной практике. Мы решаем задачи большой исторической важности и в то же время особой сложности. Эти сложности и проблемы вам известны. В прошлом году Президент Российской Федерации В.В.Путин поручил мне как Председателю Парламентского Собрания Союза Беларуси и России обеспечить успешное завершение работы над таким фундаментальным документом, как Конституционный Акт Союзного государства. С белорусской стороны нашу рабочую комиссию возглавляет мой коллега - Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Вадим Попов. 11 марта в Минске прошло очередное заседание российско-белорусской комиссии, и я могу сообщить вам, что нам удалось в целом выработать консолидированный проект Конституционного Акта. Уже в ближайшее время мы должны представить этот документ Высшему Государственному Совету Союзного государства, и окончательные решения будут приняты Президентами России и Белоруссии.

Уважаемые слушатели Высших дипломатических курсов!

Заканчивая свое выступление, я хотел бы еще раз подчеркнуть плодотворность тесного взаимодействия между исполнительной и законодательной властями в реализации задач российской внешней политики. Мы с вами вместе делаем большое общегосударственное дело и при этом существенно дополняем друг друга. У парламентской дипломатии имеются значительные возможности и большой потенциал. Государственная Дума будет и впредь активно осуществлять свои конституционные полномочия и проводить межпарламентскую деятельность, которая стала важной составляющей всей внешнеполитической деятельности Российской Федерации.

Я хотел бы пожелать всем вам доброго здоровья, благополучия и больших успехов в вашей ответственной работе на благо нашей России!

Благодарю за внимание.


13 марта 2003 года
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=955
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован