15 апреля 2009
1247

Выступление главы Администрации муниципального района Иглинский район Исхакова Ришата Сальмановича: Изучение опыта работы органов местного самоуправления Иглинского района Республики Башкортостан

Уважаемые гости, участники семинара!

Мы рады приветствовать Вас на нашей Иглинской земле. Сегодня Вы сами имели возможность познакомиться с достижениями нашего района, посмотреть некоторые производственные и социальные объекты.

Думаю, что проведение данного семинара в нашем районе тоже говорит о том, что наши усилия по реформированию экономики, сельского хозяйства, формированию механизмов управления землей, имуществом, соответствующих сегодняшним жизненным реалиям, были не напрасными.

Уже несколько лет наш район по собственным доходам идет с опережением плановых показателей. По итогам мониторинга финансового положения и качества управления финансами, проводимого Минфином РБ наш район в 2006, 2007, 2008 годах занимает 1 место среди сельских районов республики по этим показателям. И вся наша политика направлена на то, чтобы было больше собственных доходов, чтобы быть самостоятельными и самодостаточными без помощи государства. И спустя несколько лет эти же задачи поставила перед нами федеральная власть в Законе об общих принципах организации местного самоуправления.

Главной задачей местных органов власти является решение вопросов местного значения, обозначенных в третьей главе Федерального Закона N 131, а также в докладе моего работодателя - Председателя Совета муниципального района Старухиной Веры Георгиевны, а они охватывают практически всю жизнь района. И представительная, и исполнительная власти совместно работают в этом направлении все эти годы. Вы, наверное, слышали о реформировании, которое шло в районе, так главной его целью было становление местного самоуправления, его бюджета, его пополнение, поиск дополнительных источников доходов, так как власти без денег не бывает. И многое в достижении этой цели нам удалось. По итогам прошлого года значительный рост доходов позволил выполнить первоначально утвержденные показатели бюджета по собственным доходам на 265%, что соответственно к уровню 2007 года составляет 189%.

Сельскими поселениями собственные доходы исполнены на 458%.

Чтобы у вас не создалось впечатление, что бюджет исполняется только за счет продажи земли, скажу, что перевыполнение плановых показателей по выполнению бюджета без учета продажи земли составило 180 %. Как видите, проводится соответствующая работа по выполнению бюджета за счет разных источников. Недаром по результатам мониторинга финансового положения и качества управления финансами, ежегодно проводимого Минфином Республики Башкортостан, наш район занимает 1 место среди сельских районов уже третий год подряд.

По итогам первого квартала 2009 года мы тоже идем с перевыполнением плановых показателей на 116%, а по сравнению с 1 кварталом 2008 года - на 114%.

Для того чтобы эффективно строить политику управления районом, необходимо четко знать, чем живут в каждом населенном пункте района, какие возникают вопросы у населения, какие планы у предпринимателей. Поэтому и нынешний год начался с традиционной эстафеты-семинара, которая как принято проходит во всех сельских поселениях района, с посещением производственных, социальных объектов различных форм собственности. Ее цель выявить проблемы, имеющиеся на территориях, оценить состояние объектов образования, здравоохранения, культуры, определить перспективные пути развития производства, сельского хозяйства. Такие встречи полезны и для районных руководителей предприятий, организаций, учреждений, которые принимают участие в данных встречах, так как заставляют вносить необходимые изменения в деятельность своих организаций для улучшения обслуживания населения.

Ориентируясь на потребности рынка, в промышленной сфере мы создаем условия для развития новых производственных объектов. Наша стратегия в данном направлении - не мешать. На нашей территории много мелких промышленных предприятий, которые ориентированы в основном на иглинского потребителя, и самое главное, они выполняют огромную социальную задачу - обеспечивают работающих иглинцев заработной платой, и их производственных показателей должно быть столько, чтобы хватало иглинцам, а не показатель ради показателя. (Как например, в МСХ - посеять столько-то, молока столько-то).

Учитывая то, что налог на прибыль теперь не идет в местный бюджет, для нас главным является создание новых рабочих мест для иглинцев, выплата достойной заработной платы для иглинцев, своевременные отчисления необходимых налогов в иглинский бюджет. Мы не сторонники того, чтобы с нашей территории уходили деньги в виде федеральных и республиканских налогов. В результате наравне со старожилами нашей промышленной сферы - Иглинским весовым, Башкирским керамическим заводами, районной типографией, начали функционировать новые налогооблагаемые базы. Например, в 2007-2008 гг. это предприятия: "Башстройтекс", выпускающее полиэфирный шнур для производства кордовых ремней и другую продукцию, Башкирский завод ограждающих конструкций "Мэком", производящий новые строительные материалы - стеновые и сэндвич-панели, ООО Инженерный центр "Энергосберегающие технологии", производящее теплогенераторы, ИП Смолина по производству железобетонных изделий и другие. Причем, хоть многие и говорят о давлении кризисных явлений, наши предприниматели не только не собираются сокращать производство, но и создают новые производственные объекты. Сегодня, на базе Иглинского хлебозавода монтируется оснащение для выпуска низковольтного оборудования. На территории бывшего комбикормового завода в с. Иглино в январе текущего года развернулся деревообрабатывающий цех. Так что жизнь не стоит на месте, люди работают.

Есть, конечно, и некоторые трудности, которые создает близость большого города. Так, например, на многих производственных объектах города федеральной и республиканской собственности, где работают иглинцы, происходят массовые увольнения работников. И поэтому, несмотря на то, что в районе ни одно муниципальное предприятие и частное предприятие с использованием муниципального имущества не допускает сокращений, уровень безработицы немного вырос за счет рабочей силы, высвободившейся в городе. А также у нас остановили стройки, которые финансировались из республиканского бюджета, также предприятие республиканской собственности - Иглинский весовой завод, федеральной собственности - УМПО. И здесь задача местной власти не допустить социальной напряженности, максимально трудоустроить эти категории людей - высвободившихся строителей, рабочих.

Реформы, проведенные в области сельского хозяйства, также позволили укрепить сельхозпредприятия, среди которых большую долю занимают крестьянско-фермерские хозяйства и общества с ограниченной ответственностью.

В 90-годы, когда начался развал колхозов и совхозов, проблемы села тяжелым грузом легли на бюджет района: задолженность по зарплате, из села в бюджет практически ничего не поступало, а из бюджета района в сельхозпроизводство уходила уйма денег, которая была предназначена для развития социального сектора, а отдачи не было. Поэтому мы и решили пойти своим путем, не подстраиваясь под существующие условия, а изменяя правила игры. Нужно отметить, что мы тесно взаимодействовали с депутатским корпусом, совместно разрабатывая стратегию деятельности. Колхозы и совхозы были реорганизованы, решениями коллективов их ликвидное имущество стало муниципальной собственностью. Мы разработали приемлемые для предпринимателей и муниципалитета условия, и в итоге появились желающие вложить средства в сельское хозяйство. Представители бизнеса получили в доверительное управление муниципальное имущество - сельскохозяйственные помещения, скот, технику, в аренду была передана земля. Главными поставленными задачами - была не выдача на гору тысяч тонн зерна и молока, а сохранение муниципального имущества, развитие на его основе собственного производства, сохранение и расширение рабочих мест для иглинцев, своевременная выплата зарплаты, налогов, платежей за энергоресурсы, горюче-смазочные материалы, то есть все задачи ставились социальные, так как в то время мы о коровах заботились больше, чем о доярках и скотниках.

Буквально через несколько лет возникшие сельхозпредприятия начали обходиться без кредитных ресурсов, самостоятельно, на свои средства, проводить посевную и уборочную, кормозаготовки и зимовку скота; все они своевременно оплачивают за потребленную электроэнергию, газ, ГСМ, выплачивают достойную заработную плату. В настоящее время все сельхозпредприятия являются исправными налогоплательщиками. С каждым годом поступления от них в бюджет и внебюджетные фонды увеличиваются. В знак благодарности, все выплаченные ими налоги, мы возвращаем им в виде дотаций, например, мы компенсируем 50 % приобретения автотракторной техники.

В то же время, передав значительную часть районного сельского хозяйства в частные руки, мы не потеряли контроль над отраслью, регулирование социальной составляющей стало осуществляться через имущественные и земельные отношения, через социальные показатели, а не авторитарными методами путем вмешательства в производственную деятельность. В итоге при администрации появилось муниципальное управление земельных и имущественных отношений - оно пока единственное в республике.

Конечно, земельный и имущественный налоги, которые оставило местному самоуправлению государство, не очень популярны, но мы начали наводить порядок в использовании недвижимости и земли, и добились определенных успехов. В районе приняты нормативные акты, которые регламентируют использование земли предприятиями федеральной, республиканской собственности. Таким образом, мы заставили их платить за использование местных природных ресурсов, земли. Не мы это придумали, а этому обязывает нас Федеральный закон N 131, хотя на нас за это обижаются Башнефть, Уралсибнефетепровод, Башкирэнерго и другие крупные землепользователи.

Схожим образом решили вопрос с карьерами, добычей ПГС на нашей территории. Раньше карьеры использовал любой, кто хотел, все пользовались нашими полезными ископаемыми. И зарабатывал кто хотел, но только не сельсовет. Мы решили изменить ситуацию. Карьеры находятся на землях сельских поселений и муниципального района. Если это наше богатство, находится оно на нашей территории, то и выгоду от этого должно получать сельское поселение. В итоге в 2008 году было реализовано ПГС на сумму 2,4 млн. рублей.

Выработана муниципальная политика в области земельных отношений, она исходит из 131-го Федерального закона. Наша задача, прежде всего, повысить эффективность земли, увеличить площади используемых земель. Для этого нужно, во-первых, привлекать инвестиции, частный капитал предпринимателей, которые будут использовать эти земли и платить в бюджет муниципалитета или арендную плату или налоги; во-вторых, всячески способствовать оформлению земли в собственность, чтобы в бюджет шли налоги; в-третьих, организовывать продажу неиспользуемых земель, тогда появятся собственники, которые потом тоже будут платить налоги.

Продавать землю надо, но на законных основаниях, проводя аукционы. Эти деньги должны идти только в бюджет, только муниципалитету. Первичной перепродажи бесплатно предоставленной для строительства земли частными лицами с извлечением личной выгоды быть не должно, это прерогатива местного бюджета.

При этом мы не забываем о местном населении - тем, кто хочет строиться, жить на этой земле, улучшать свои жилищные условия, мы выделяем бесплатно земельные участки один раз и без права перепродажи до строительства дома. Горожанам или жителям других районов, регионов - земля только продается на аукционах. Земля - это наше богатство, доход от нее должен идти в местный бюджет, и польза от нее должна идти местному населению в виде благоустройства, новых дорог, новых социальных объектов, использоваться на развитие сельских поселений и муниципального района.

Для расширения населенных пунктов, для продажи у нас определены земельные площади, также как определены те земли, продавать которые мы не намерены никогда, так как они издавна используются под сенокосы, пастбища, пашни. Предусмотрели мы площади и под выделение земельных паев, долей. Наши оппоненты считают, что мы всячески препятствуем оформлению паевых земель. Нет, это не так. Жители имеют такое право, и есть земля для этих целей, и мы не против выделения. Но нужно четко и ясно разобраться в этих вопросах: появляются некоторые граждане, которые вообще не имеют никаких прав на эти земли, причем они очень хотят, чтобы эти права откуда-то возникли и считают, что мешает им в этом глава сельского поселения или муниципального района. Кроме того, закон, который 15-летней давности и не соответствует теперешним земельным отношениям, не предполагает разрушение существующих (тем более успешно действующих) сельскохозяйственных предприятий. Выделяемая земля должна работать, поэтому паевые земли - это земли для организации нового сельскохозяйственного производства, и они не должны зарастать бурьяном, пока владелец в ожидании сверхприбыли бережет их для перепродажи. От раздела паевых земель муниципалитету пока нет никакой выгоды. На сегодняшний день - это разбазаривание земель, раздача земель мимо рынка, бюджета района, поэтому если это кому надо, то он сам должен этим заниматься, став членом комиссии - у нас такая политика.

Огромная работа проведена по регистрации недвижимого имущества в муниципальную собственность района. В 2008 году зарегистрированы такие социально значимые объекты как 566 км электрических сетей, 21 км тепловых сетей, 76 км водопроводных сетей. Сданы документы для регистрации в муниципальную собственность 134 км автомобильных дорог. Оформили мы также собственность на землю, на ту которая сегодня используется - разделили ее таким образом на земли муниципального района и земли сельских поселений. Но это решение обжаловала прокуратура, и сейчас мы судимся.

К сожалению, громоздкость законодательства, наложение одного нормативного акта на другой, наличие противоречий и пробелов правового регулирования, незавершенность процедуры разграничения прав на землю создают трудности для органов местного самоуправления в реализации полномочий по управлению земельными и имущественными ресурсами, а в конечном итоге - и в определении стратегии развития муниципального образования.



Развивая экономику и социальную сферу, нам приходилось экспериментировать, искать и находить новые пути, реформировать не только производство, но и производственные отношения. Имея в бюджете дополнительные доходы и привлекая инвестиции, нам самостоятельно удалось решить многие социальные проблемы.

Куда мы дели эти деньги? За короткий срок удалось укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений. За последние годы за счет республиканских средств было построено 7 школ. Но мы не привыкли только надеяться на помощь со стороны. На собственные средства района построено 5 школ. С одним, детским садом N 5, Вы ознакомились на месте. В начале этого года в реконструированном здании "Сельхозтехники" начал работу еще один детсад на 80 мест. Как вы могли также сегодня убедиться, в нем созданы все условия для полноценного развития ребенка. Нужно сказать, что мы широко практикуем реконструкцию пустующих зданий, в результате на месте неиспользуемых помещений появляются замечательные социальные объекты, в чем я думаю, Вы убедились.

За последние годы на новый качественный уровень поднялось медицинское обслуживание. Также в результате реконструкции за счет собственных средств появилось два корпуса районной поликлиники со стоматологическим отделением, женской консультацией, дневным стационаром.

Известно, что в деревнях проживает много пенсионеров, а это обязывает местную власть позаботиться о том, чтобы приблизить медицинскую помощь к этой части населения. Поэтому за последние годы открыта за счет собственных средств 1 врачебная амбулатория, 7 ФАПов. В 12-ти деревнях фельдшерские пункты переведены в реконструированные здания, закуплена техника. Капитальный ремонт проведен в акушерском отделении, вестибюле центральной районной больницы. В начале года закончен капитальный ремонт в детском отделении. Ведутся работы в приемном покое.

В последние годы за счет собственных средств построены клубы в деревнях Тикеево, Михайловка, Улу-Карамалы. Перешли в новые здания Казаякский, Нижне-Лемезинский, Старокубовский клубы.

Не остаются без внимания и другие социальные объекты. Ведется реконструкция здания республиканского детского психоневрологического санатория под психоневрологический интернат в с.Улу-Теляк. Первый этап реконструкции уже сдан в эксплуатацию. Благодаря поддержке республики, строится в Иглино новая библиотека, которая скоро будет введена в строй и обещает стать украшением райцентра. Еще одна новостройка, которую с нетерпением ждут иглинцы, - крытый бассейн.



Постоянной является деятельность администрации муниципального района и сельских поселений по повышению благоустроенности сел и деревень. По итогам прошлого года было заасфальтировано 18,1 км уличных дорог, 275 км отсыпано ПГС и щебнем.

Для более эффективного выполнения своих полномочий по содержанию дорог муниципалитетом было приобретено два "Урала". Сельские поселения за счет дополнительных доходов также приобретают тракторы, которые используются и для содержания дорог, и для помощи местному населению - вспахать огород, подвезти дрова, сено и т.д.

В недалеком прошлом очень жестко стояла проблема с мусором в общественных местах, на улицах райцентра. Но ситуацию удалось переломить. На многих улицах установлены контейнерные площадки, которые постоянно обслуживаются тремя мусоровозами, приобретенными за счет средств сельского поселения Иглинский сельсовет. В свое время удалось решить проблему с чистотой на остановках автотранспорта - предпринимателям района было предложено организовать там свои киоски, но с условием, что они будут заботиться о содержании и благоустройстве территории. В итоге хоть конкурс проводи на самую благоустроенную остановку - территории ухожены, вокруг разбиты клумбы. Да и люди стали сознательнее. Ведь без поддержки местного населения местная власть не сможет навести порядок. Конечно, проблемы еще остаются. На нашей территории огромное количество садоводческих товариществ, дачников, которые не всегда с заботой относятся к той территории, на которую приезжают отдыхать.

В рамках становления местной власти одной из главных задач, которые ставит перед собой администрация муниципального района, является формирование у населения ощущения причастности ко всему, что делается в населенном пункте, сельском поселении и районе в целом, привлечение жителей к решению вопросов местного значения. Необходимо соответствовать тем требованиям, которые предъявляет жизнь. Делать то, что населению не нужно и не нравится, думаю, нет никакого смысла. Поэтому нужно всегда держать руку на пульсе общественных ожиданий. Для этого совершенствуется работа по проведению собраний, сходов граждан. Собрания граждан практикуются с 2000 года. Мы заметили, что население без особой охоты идет на официальные собрания в СДК, клубы. Поэтому всё больше практикуются сходы граждан непосредственно на улицах, где они проживают. Благодаря оснащению всех сельсоветов видеокамерами постоянно проводятся съемки собраний. Население знает, что их слова, проблемы и идеи обязательно будут услышаны и восприняты. Мы непосредственно отслеживаем, какие вопросы волнуют людей, какие проблемы поднимаются. За 2008 год прошло 967 собраний граждан, по сравнению с предыдущим годом их число выросло на 22%, что говорит о нацеленности местной власти на решение возникающих проблем и возросшей активности населения.

Также зеркалом, отражающим настроения населения, являются обращения граждан. За 2008 год в администрации муниципального района Иглинский район было рассмотрено 226 обращений, что на 31 % больше уровня 2007 года. Этот факт свидетельствует, прежде всего, о росте доверия населения к местной власти. Видя реальную работу, преобразования, которые происходят в районе, жители обращаются со своими вопросами, надеждами на решение проблем на их улице, в их населенном пункте. Для заявлений граждан мы установили специальные ящики в наиболее посещаемых местах. Так что многие обращения мы воспринимаем как адекватную реакцию на деятельность глав сельских поселений, предприятий, учреждений, обслуживающих население, и администрации муниципального района в целом.

С помощью таких обращений тоже формируется ощущение причастности к тому, что делается вокруг. Раз человек написал руководству района, значит ему не безразлично то, что происходит. А это очень важно.

Бюджет страны и республики постоянно пересматривается в пользу сокращения расходов. Как уже ранее отмечалось, около 5 тыс. жителей в нашем районе работают в городе, а там некоторые предприятия закрывают, в итоге появляются бездомные, попавшие в беду люди.

Учитывая это, мы за счет собственных средств организовали бесплатное питание нуждающихся, бездомных в социальной столовой, чтобы люди ради еды не шли на преступление. Ежегодно увеличивается сумма средств, выделяемая на питание.

В целях охраны окружающей среды была создана муниципальная егерская служба.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что сила местного самоуправления складывается из двух основных источников. Первый - это поддержка населения, его активность, желание участвовать в реализации проектов. Второй - самодостаточность, наличие собственных доходов для реализации возложенных полномочий. Одно без другого невозможно. Без денег мы не сможем поддержать инициативы жителей, и их активность постепенно сойдет на нет. А без участия населения мы не сможем расставить приоритеты в реализации задач.

Таким образом, в каждом районе есть свои особенности, своя стратегия - как сделать жизнь населения лучше, комфортнее, благополучнее. И такие семинары по обмену опытом, конечно, очень полезны. Надеюсь, что сегодняшняя поездка была для вас интересной. И мы будем рады, если наш опыт будет для вас полезен, и всегда готовы к дальнейшему сотрудничеству.

Спасибо за внимание.

15 апреля 2009 г.
www.gsrb.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован