29 августа 2006
220

Выступление Губернатора Орловской области Е.С.Строева на областном совещании работников образования

Уважаемые преподаватели,
работники народного образования и высшей школы!

В этом году наша традиционная встреча проходит в самый канун 1 сентября - Дня знаний. По истине, это всенародный праздник! Конечно, вслед за ним придут школьные и студенческие будни. Однако в наших с вами силах сделать все, чтобы атмосфера этого дня - торжества знаний - всегда оставалась с нами и воплощалась бы в новые и новые созидательные дела и поступки.

Давайте и дальше будем к этому стремиться, потому что именно в таких делах на благо людей - призвание и смысл всей нашей работы.

Начало каждого учебного года - событие не просто не рядовое, это событие огромной общественной и государственной важности. Равно как и весь комплекс вопросов поддержки системы образования. Для нас это и есть реальная политика, в ходе которой определяются отношения между народом и властью.

Дорогие друзья, разрешите мне от имени руководства области выразить благодарность 20-тысячному педагогическому коллективу Орловщины, принимавшему непосредственное участие в подготовке всей системы образования к новому учебному году.

Сегодня мы подводим итоги этой работы, уточняем ближайшие и перспективные планы. И на районных совещаниях, и на нашем областном совещании в центре внимания находятся вопросы реализации приоритетного национального проекта "Образование".

Это абсолютно закономерно. Вместе с другими нацпроектами - "Здоровье", "Доступное и комфортное жилье", "Развитие АПК" - он стал воплощением новой стратегической линии Президента Владимира Владимировича Путина, Правительства страны, направленной на решение социальных проблем подавляющего большинства граждан.

Для нас эти приоритеты - не просто очередная программа. Это осознанный выбор по решению стратегических задач России. Главная из них, которая есть во всех четырех направлениях, - это инвестиции в человека, воссоздание интеллектуального потенциала нации.

Национальные проекты дополнила система мер, предложенных Президентом в Послании Федеральному Собранию. Вместе эти инициативы окончательно обозначили новый этап в нашей истории, главное содержание которого - объединение усилий власти и общества для решения задач по защите национальных интересов в экономике, существенному росту уровня жизни людей.

Одним из базовых и масштабных является именно проект "Образование". Его результаты должны повлиять на все сферы жизни нашей страны. А главное - поднять престиж учительской профессии, поскольку ключевой фигурой в образовании был и остается учитель.

В августе Правительством одобрен проект федерального бюджет на 2007 год с профицитом более чем в 1,5 триллиона рублей. На реализацию национальных проектов в следующем году планируется направить 206 миллиардов рублей - в полтора раза больше чем в текущем году. На нацпроект "Образование" будет выделено свыше 48,5 миллиарда рублей, это почти на 66 процентов превышает расходы нынешнего года.

И пусть пока увеличение расходов идет за счет сверхдоходов, получаемых от продажи нефти и газа. Однако это необходимый и неизбежный шаг, направленный на то, чтобы создать условия для развития экономики знаний, экономики интеллекта - в том числе благодаря национальному проекту "Образование".

Уважаемые коллеги. В последние годы России приходится решать огромное количество проблем в разных сферах. Среди них, пожалуй, самая крупная, напрямую влияющая на будущее нации - демографическая. Мы видим, что система образования оказалась на самом первом рубеже, по которому сильнее всего прошелся этот каток. Демографический провал будет довольно глубоким. Минимальное количество школьников будет у нас примерно в 2008 году. По этой причине в 2010-м из стен школ выйдет на треть меньше выпускников, чем в нынешнем году.

Улучшение ситуации ожидается только к 2025 году. На это и направлены меры, о которых Президент заявил в Послании Федеральному Собранию, назвав демографическое развитие сферой стратегических государственных интересов. На эти цели федеральным бюджетом в течение ближайших трех лет будет выделено свыше 110 миллиардов рублей.

Все эти годы у себя в области мы именно с этих позиций - позиций заботы о сбережении народа, сбережении России - подходили к вопросам поддержки образования и, в частности, сельского образования.

Я поэтому не просто с огорчением, а с болью в сердце воспринимаю попытки вновь почти исключительно за счет села решать пусть даже такие важнейшие вопросы как комплектование Вооруженных Сил.

Все-таки я считаю, что идея военных лишить отсрочек сельских учителей не до конца просчитана. Я сам вырос в селе и 50 лет жизни отдал становлению аграрного комплекса. Роль сельского учителя трудно переоценить. Надо дать ему закрепиться, поработать на селе, а потом уже думать: брать его на военную службу или нет. Тогда будет определенная гарантия того, что он вернется, а не уедет искать счастья в город. Не надо так торопиться выгонять молодежь из деревни. Мы все живем за счет глубинки. Нельзя гнать молодежь от родной земли. Надо беречь врачей, учителей. На это и направлены национальные проекты.

На орловской земле, где все корни земледельческой России, мы продолжим свои усилия по развитию образования. Это наш политический и человеческий выбор. Все это предполагает длительную и очень тонкую, в непосредственном общении с людьми, работу.

На местах, там, где демографическая ситуация особенно тяжелая, мы объединяем под одной крышей начальную школу и детский сад, отдаленные школы получают статус филиалов базовых образовательных учреждений.

Недавно газета "Сельская жизнь" опубликовала материал из Тульской области. Там власти одного из районов решили закрыть школу, ссылаясь на дефицит районного бюджета. В школе 36 учеников, штат педагогов укомплектован, их средний возраст - 40 лет, меньше, чем в иных городских школах. Здание ухоженное, просторное, есть котельная, компьютерный класс с выходом в Интернет. В самом поселке почти 200 домов, много семей с маленькими детьми. Живут оседло, потому что есть работа, поселок расположен на железнодорожной станции, рядом с градообразующим предприятием.

Спрашивается, что же это за руководители во главе района, которые помогают вымиранию своих же деревень и сел? Довели дело до открытого конфликта: люди стоят стеной у школы, чтобы не вывезли оборудование.

Я думаю, это пример недопустимого отношения к сельской школе, к российской глубинке. На Орловщине мы не должны такого позволить и не позволим!

Чиновники Министерства образования назвали такую работу "оптимизацией и реструктуризацией". А я думаю, что надо вещи называть своими именами. Да, в самых отдаленных деревнях, там, где уже практически никого не осталось и некого учить, закрываются школы. Это жизнь, и против ее законов ничего нельзя сделать. Но и сидеть сложа руки мы не будем.

Поэтому уже сейчас, в тесном контакте с главами районов, поселений, общественностью, надо изучить вопрос о создании на базе крепких школ - на центральных усадьбах - образовательных центров интернатного типа: для детей из самых отдаленных деревень. Но, повторяю, только там, где такая необходимость действительно есть. И эти учреждения оснащать по последнему слову: решать все вопросы не только по учебе, но и по транспорту, питанию, проживанию, организации досуга, медицинского обслуживания, безопасности.

У нас есть уникальный опыт работы сельских школ. На него и надо равняться. Прежде всего я говорю о победителях президентского конкурса, внедряющих инновационные программы, которым предоставлен грант в размере миллиона рублей. Это Жилинская школа Мценского района, Тагинская школа Глазуновского района, Ярищенская - в Колпнянском районе, Хотимль-Кузменковская - в Хотынецком, Хотьковская средняя школа в Шаблыкинском районе и другие наши передовики.

Давайте мы от всей души поздравим эти коллективы с заслуженной победой!

Давайте также поздравим и выразим нашу благодарность победителям творческого конкурса учителей в рамках национального проекта - их у нас 58 человек, и в следующем году по их стопам пойдут другие их коллеги.

Дорогие друзья. Позвольте мне также с особым чувством передать вам учителям Орловщины слова благодарности Президента России Владимира Владимировича Путина, которые он адресовал российским регионам, активно включившимся в реализацию национального проекта и осуществляющим собственные инициативы в образовании.

Напомню, что за пять последних лет у нас введены в эксплуатацию 13 новых школ почти на 2 тысячи мест, в стадии строительства находятся 19 школьных зданий, в том числе школа на 850 учащихся в микрорайоне Лужки в Орле.

Вчера открыли новый школьный корпус в Тросне. Такие же подарки орловцам мы сделаем еще и к Дню учителя.

Вы знаете, что на региональном уровне у нас уже несколько лет проводятся конкурсы "Учитель года". Для лучших школьников, студентов, аспирантов учреждены 226 стипендий Губернатора.

11 августа мною подписан указ, по которому, дополнительно к президентским грантам, будут определены 20 педагогов - они получат областную премию в размере 30 тысяч рублей, и 10 учреждений образования, которым будет выделено по 200 тысяч рублей на реализацию программ инновационного развития.

Местные власти со своей стороны также должны проявить инициативу и учредить свои гранты и стипендии. Такая практика на муниципальном уровне у нас уже есть.

Уважаемые коллеги, на совещании в августе прошлого года мы подробно рассмотрели вопрос работы системы образования в условиях 131-го Федерального закона о местном самоуправлении. Данный закон разграничил полномочия и ответственность уровней власти, в том числе в сфере образования. И от этой ответственности местные власти уже никуда не уйдут: закон им этого не позволит, люди, которые их избирали, и мы не позволим.

Хочу также напомнить руководителям агрохолдингов, всех сельскохозяйственных организаций, чтобы и они не забывали о школе, не устранялись от ее проблем. Устраняться не от кого, потому что все вопросы, которые возникают, только сообща можно решить.

При этом я говорил и вновь готов повторить: будущее образования, социальной сферы зависит от того, насколько успешно будет развиваться местное самоуправление. Но и последнее в свою очередь зависит от эффективной работы системы образования как института гражданского общества.

И правильно, что учителя, руководители образовательных учреждений активно работают в составе депутатского корпуса на всех уровнях.

Благодарю вас за вашу гражданскую позицию, за все усилия в этом направлении!

Учительство и школа всегда были оплотом государственности. Но только сильная власть могла обеспечить нормальные условия развития образования и успех реформ.

Мы видим, с какой ненавистью враги сильной и независимой России воспринимают шаги страны по пути упрочения единства, политической стабильности, закона и порядка, пытаются оболгать и извратить любые наши действия.

Особенно безрадостная ситуация складывается, когда вирус противостояния начинает разъедать систему местной власти. Тогда руководители на местах, увлекшись политиканством, пускают на самотек вопросы хозяйственной жизни. Такие сигналы от людей поступали к нам не раз, в том числе и в связи с подготовкой школ к учебному году. Кроме растущего недоумения и тревоги это поведение ничего не вызывает.

Порой складывается впечатление, что кто-то из местных руководителей удивлен и даже обижен на то, как много проблем у него в бюджетной сфере. И все их надо решать. А хотелось бы "строить" большую политику и раздавать красивые обещания. Ошиблись такие руководители и местом, и временем. Надо строить новые школы, содержать это беспокойное хозяйство в порядке, чтобы оно не ветшало у вас как ненужная вещь.

Школой надо интересоваться не только к 1 сентября. Вопросы жизни школ должны быть на постоянном контроле, особенно безопасность детей, включая пожарную безопасность и охрану школ. Пока ситуация здесь вызывает больше вопросов и озабоченности.

А ситуация с нехваткой мест в детских садах? Когда, наконец, дело сдвинется с мертвой точки, сколько можно издеваться над людьми, над молодыми семьями? Здесь надо уже давно принимать решительные меры.

Недопустимо, чтобы дети оказывались заложниками чьих-то политических капризов и обид, циничной безответственности и нежелания заниматься решением конкретных дел.

Школа, ученики и учителя, вся система образования - это наш стратегический приоритет, и она никогда не останется один на один со своими проблемами и один на один с теми, кто эти проблемы создает. Государство жестко будет это контролировать.

Приступая к реализации нацпроекта "Образование", мы прежде всего определили стратегические цели участия в этой работе.

В центре внимания должны оставаться учитель и ученик, и как главный вопрос - повышение заработной платы учителя.

К сожалению, в настоящее время уровень материального обеспечения работников образования остается низким. В этой связи мы поставили задачу в период реализации проекта довести уровень средней зарплаты учителей до 8 тысяч рублей. Одновременно будет действовать механизм поддержки лучших учителей, качественного образования в целом.

С января этого года в рамках нацпроекта осуществляются выплаты за классное руководство. На эти цели из федерального бюджета в область поступило свыше 39 миллионов рублей. Сейчас, по указанию Президента, эти выплаты будут получать классные руководители всех образовательных учреждений.

Одновременно мы полностью сохранили все надбавки, которые установлены областным бюджетом за классное руководство, причем, без учета наполняемости класса: это свыше 14 миллионов рублей. Сохранена 25-процентная надбавка для сельских учителей. Молодые учителя - по областному закону - получают зарплату по 12 разряду, как уже имеющие 5-летний стаж работы. Для сельских учителей предусмотрены также льготы по оплате коммунальных услуг.

Все эти меры дополняют региональный компонент нацпроекта. Наряду с другой важнейшей его частью - оснащением школ современными техническими средствами, подключением их к сети Интернет.

Вы знаете, что в марте под председательством Владимира Владимировича Путина прошло заседание Госсовета, посвященное вопросам образования. Президент справедливо отметил, что российское образование подошло к черте, требующей его коренного реформирования.

Современный мир, включая и Россию, уже вступил в постиндустриальную эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, роль информации, информационных технологий.

В этих условиях рост интеллектуального потенциала нации - важнейший фактор технического прогресса и повышения жизненного уровня людей. Не случайно в 2006 году вопросы модернизации образования в мире стали одним из пунктов повестки дня "большой восьмерки", заседание которой впервые прошло под председательством России.

Отстаивая наши принципы развития образования, принципы его господдержки, мы должны понимать, что таким образом мы отстаиваем способность нашей страны оставаться на острие научно-технического прогресса, влиять на мир силой идей, культуры, надежно обеспечивать безопасность государства и граждан, качество их жизни.

При этом, прежде всего, образование должно быть доступным для наших граждан, а качество его - соответствовать лучшим отечественным и международным образцам.

Стратегическая цель, которая была определена, - это выход образования на горизонты инновационного развития, обеспечение его конкурентоспособности в мире.

В образовании должны появиться новые управленческие технологии и финансовые механизмы. Деньги должны идти на обучение конкретного ученика, студента, ведь важен конечный результат, а не безликая отчетность за работу учреждения. Это повысит эффективность расходования бюджетных средств.

Хотя надо сразу оговориться, что задуманный масштабный перевод школ и вузов в форму автономных учреждений вызывает крайне неоднозначные оценки. Уже сейчас понятно, что он будет болезненным, здесь большое конфликтное поле. Поэтому отрабатывать его нужно не так как закон о монетизации, а нужно выбрать экспериментальные площадки и на них сначала все проверять. Надо советоваться с общественностью, с учительским сообществом.

В самой структуре основного доклада на Госсовете на первое место были поставлены действительно общенациональные проблемы. Защита детей, ликвидация беспризорности в стране, сохранение и укрепление здоровья детей, как генофонда нации, и в этой связи - восстановление и развитие школьного здравоохранения, школьного питания, развитие массового спорта и физическое воспитание детей

С учетом этих подходов и всего предыдущего опыта, разработана областная программа развития образования до 2010 года. Ее финансовая составляющая - около 1,5 миллиарда рублей.

Предусматривается дальнейшее усиление роли региона в развитии образования, безусловное обеспечение прав граждан в этой сфере.

Одна из наиболее актуальных задач - связь образования с производством на всех уровнях. В этой связи особое внимание уделено обновлению базы учреждений начального и среднего профобразования.

Хороший инновационный потенциал накоплен нашими вузами. Сегодня они активно развиваются. Строительство учебных корпусов ведут институт культуры, институт экономики и торговли. Орловский государственный университет ведет строительство фундаментальной научной библиотеки. Технический университет завершает возведение современного спортивного комплекса. Этот вуз - в числе претендентов на получение гранта Президента.

Потребность в грамотных специалистах необычайно высока. В этом году одна из крупнейших российских корпораций "Эксима", реализующая в нашей области принципиально новый проект по развитию животноводства (объем инвестиций около 5 миллиардов рублей), приняла на работу в полном составе курс ветеринаров и зоотехников - выпускников аграрного университета.

Пример с "Эксимой" - это только первая ласточка, поскольку в рамках нацпроекта "Развитие АПК" мы должны подготовить 30 тысяч специалистов. Поэтому и школы, и жилье, и здравоохранение - все это на селе будет, если мы создадим там современную производственную базу. А на это направлены сегодня огромные ресурсы.

Понятно, что развитие экономики - это основа для успешной реализации образовательной политики, работы всей социальной сферы.

Хочу проинформировать вас, что по итогам первого полугодия бюджет области по доходам исполнен в сумме 5 миллиардов рублей - с приростом к уровню прошлого года в 120 процентов или на 830 миллионов. Рост доходов позволил профинансировать расходы на образование с увеличением на 23 процента. Область не имеет задолженности по заработной плате перед учителями уже на протяжении многих лет.

Главным источником роста экономики остаются инвестиции. В этом году орловская ярмарка инвестиций собралась уже в десятый раз. Это уникальный опыт на уровне регионов.

В 1997 году, когда мы впервые проводили ярмарку, валовой региональный продукт области "весил" менее 7,5 миллиарда рублей. А в этом году - уже свыше 74 миллиардов. Рост почти в десять раз.

Совместно с нашими партнерами, в том числе зарубежными, построены и строятся современные высокотехнологичные производства, которых пока немного в России. За это же время в области построено 53 крупных социальных объекта, больше чем мы строили в советское время. Помимо школ и детских садов, это учреждения здравоохранения, социального обеспечения.

Конечно, ситуацию в экономике мы не идеализируем. Но во многом именно за счет инвестиций, пуска новых производственных объектов удается сгладить диспропорции в социальной сфере. Продолжается жилищное строительство, газификация, строительство и реконструкция дорог.

По итогам Х-й ярмарки инвестиций объем заключенных договоров превысил 30 миллиардов рублей. 60 процентов соглашений будут реализованы в агропромышленном комплексе на территории 18 районов области. Инвестиционный задел создан на 5 - 8 лет вперед.

В год, когда дан старт национальным проектам, особенно отрадное явление - рост инвестиций в социальную сферу. Это вложения в человека, в интеллектуальный потенциал, завтрашний день нации.

Сегодня наше общество учится жить в условиях обретенной политической стабильности. Созданы предпосылки для серьезных изменений в политике, экономике, духовной жизни. Этим надо суметь воспользоваться. Надо достучаться до людей, до подрастающего поколения, чтобы они поверили в свои силы.

В этом деле трудно переоценить значение образования с его созидательным, объединяющим началом.

Образование всем своим устройством и содержанием должно воспитывать гражданина и патриота, осознающего свой долг перед Отечеством и малой родиной - местом великих побед нашего народа, ратных, трудовых и духовных.

Неправда, что объединяет лишь политика. Объединяет мысль, взаимоуважение, порядочность. Вот те вечные истины, без которых человек обойтись не может. Нам не решить неотложных вопросов в экономике и в деле возрождения государства, если мы не объединимся духовно, не определим, какие ценности мы принимаем, какие идеалы нами руководят.

Дорогие друзья! На этой высокой ноте я хотел бы закончить свое выступление и еще раз поздравить вас с наступающим новым учебным годом, пожелать вам успехов в работе на благо России и ее подрастающего поколения.

Здоровья, всего самого доброго!

Успехов в реализации национального проекта в сфере образования в интересах всего российского общества!


http://www.adm.orel.ru/index.php?head=6&part=7&unit=2&in=73
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован