10 октября 2005
180

Выступление Губернатора Орловской области Е.С. СТРОЕВА на открытии российско-канадского семинара по проблемам правотворчества в федеративном государстве

Уважаемые гости, участники семинара!

Мы рады приветствовать на орловской земле наших друзей из Канады, а также представителей Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства Российской Федерации.

Сегодня мы продолжаем нашу дискуссию на тему содействия правовым реформам. Этот вопрос для России является одним из самых актуальных: меняется система власти, от плановой социалистической экономики государство перешло к рыночной, утвердилось понятие частной собственности. В стране произошли радикальные изменения, и, соответственно, многие базовые законы, которые необходимы в рыночных условиях, должны быть написаны заново.

Все мы помним брошенный когда-то центральной властью лозунг: "Все, что не запрещено законом - разрешено". Но поскольку в стране не было никаких законов рыночной экономики, многие восприняли этот лозунг как полную свободу действий. Все пошло по революционному принципу - "грабь награбленное" или "бери у государства все, что сумеешь". Огромные богатства страны оказались поделенными между узкой группой лиц. Неожиданно в России появились такие "короли", которых нет и не было на Западе за всю историю существования капитализма. Произошла чудовищная поляризация между богатыми и бедными. Одни покупают яхты, самолеты, корабли, а для других проблема - получить заработную плату в 2-3 тысячи рублей.

Нынешнему руководству государства приходится прилагать гигантские усилия для того, чтобы выправить этот страшный перекос. Мы все понимаем: если взаимоотношения между властью, обществом, бизнесом и конкретным человеком не войдут в нормальное правовое русло, то России никогда не выберется из этой тупиковой ситуации.

Проблема справедливости, равенства затрагивает огромный исторический пласт философского, политического и культурного наследия человечества. В разных странах и на разных континентах к его решению подходили по-своему. Наиболее острые разногласия разгорелись по теме всеобщего равенства: что приведет общество к прогрессу - всеобщее уравнительное распределение или возможность каждого зарабатывать самостоятельно и служить обществу?

Немало споров возникло и по вопросу роли государства в жизни общества. Государство должно ограничиться ролью ночного сторожа или оно обязано реально управлять и поддерживать равенство между всеми слоями населения, способствовать стабильности в обществе, вырабатывать стратегию социально-экономического развития? Что дальше делать с конкретными людьми, которые попали в полосу бедствия - не только в силу того, что они неспособны работать, но и в силу самых разных обстоятельств, в том числе и природно-климатических катаклизмов. Может ли и должно ли государство стоять в стороне?

Острые разногласия по этим вопросам имели место на этапе становления российской федеративной системы власти. Я - один из непосредственных участников этих дискуссий, которые не утихли еще и по сей день. Представители неолиберализма по-прежнему настаивают на полном вытеснении государства из экономики, сталкивают Россию в анархию рынка. И это, повторяю, при том, что буквально у всех на памяти разительные примеры того, как под прикрытием псевдорыночной идеологии самые "жирные" куски государственной собственности были цинично приватизированы, а наиболее одиозные "идеологи" сегодня сбежали за границу и оттуда поливают грязью Россию.

Понятно, что в условиях политического плюрализма создавать новые законы очень сложно. Но какие бы трудности при этом не приходилось преодолевать, у нас все равно в основе законов, законодательного процесса должен стоять человек, способ защиты человека. А способ организации производства - это уже другая сторона вопроса, которая должна больше рассматриваться на уровне технологии взаимоотношений. Технология может, должна быть суровая и жесткая, а законы по отношению к личности - прежде всего уважительными. У нас же нередко путают технологию с законами. В результате иногда возникают острые противоречия, когда богатые люди, имея огромное влияние во власти, стараются свои технологические интересы протолкнуть через законы и таким путем защитить свой бизнес, но не народ. В этом вся беда.

Что касается Орловской области, то мы давно сказали, что выступаем за принцип социально ориентированной рыночной экономики. У нас нет аллергии к частной собственности, в том числе на землю, у нас нет ненависти к бизнесу. У нас есть желание сделать все, чтобы поддержать активность любого человека, который вошел бы в эту среду рынка, проявил свои природные дарования. У нас есть желание сделать все, чтобы в условиях рыночной экономики мы ни в коем случае не забыли молодое поколение - с одной стороны, и ветеранов - с другой. В начале 90-х годов широко пропагандировалась идея сократить число вузов, закрыть институты и оставить в регионах по одному университету. Мы не пошли по этому пути, а, наоборот, открыли десять вузов: университетов, академий, институтов, дали право получить высшее образование практически каждому молодому человеку. Не просто право: мы дали возможность молодому человеку открыть глаза на реальную жизнь, на реальную действительность и научиться работать не молотком и топором, а головой и с помощью компьютера. Многие юноши и девушки сегодня свободно разговаривают на иностранных языках.

Когда молодой человек имеет право и возможность получить высшее образование - это уже победа. Это великое дело, и только с годами мы поймем всю его значимость.

Мы открыто заявляем: какая бы реформа не проводилась, - монетизация льгот или еще что-то в этом же роде, - мы все равно будет защищать свой народ. Когда в стране разгорелись страсти, - где взять деньги для старшего поколения, - Орловская область со своим небогатым бюджетом в пять раз увеличила финансирование по социальной строчке. Мы погасили этот никому не нужный пожар. У нас и сегодня 70 процентов областного бюджета идет на социальные нужды. Эту тему мы будем проводить и дальше, поскольку прекрасно понимаем: у нас нет ни нефти, ни золота, ни алмазов. У нас есть одно: наши русские люди, наш человеческий капитал, и мы должны сделать все, чтобы поддержать дух народа, веру людей в завтрашний день. Через эту веру мы стараемся раздвинуть горизонты не только для системы власти и управления, но и открыть перспективы для молодого поколения. Мы верим, что все равно солнце взойдет над всей Россией!

Сегодня, когда выросли цены на нефть, главная задача - не "споткнуться" на этих высоких ценах, не разбазарить полученные деньги, а вложить их в экономику так, чтобы заработало производство. Если из заводской трубы идет дым - значит, работают машины, работает человек. А если люди работают - они получают заработную плату. Значит, есть товар, который надо продавать. Значит надо, чтобы на всех предприятиях работали машины, работали люди! Тогда мы скажем: страна на правильном направлении. Законодательная база должна поддерживать, создавать такие юридические основы, которые позволяли бы безбедно жить всем, кто трудится, эффективно развивать экономику.

С начала 2006 года вступает в силу Федеральный закон N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": начинается практический этап становления реального местного самоуправления. В Орловской области еще в 1996 году был принят региональный закон о местном самоуправлении. Он позволил нам создать двухуровневую систему местной власти - ту самую, которая теперь должна быть создана в масштабах всей страны. Мы полностью перешли на выборную систему, когда и нижний, и второй уровень, и областной, вплоть до губернатора, всенародно избирались.

В связи с реформой местного самоуправления у нас не существует проблемы с кадрами. Десять лет назад была создана Академия государственной службы, подготовившая за эти годы несколько тысяч управленцев.

Полностью решен вопрос границ муниципальных образований. Есть четкое разделение: государственные земли, земли резервного фонда, земли местных поселений. Вообще, что касается земли, то на Орловщине она давно отдана в крестьянскую частную собственность. Крестьянам принадлежат 182 тысячи земельных паев. Остался еще один, самый трудный, вопрос - финансовое обеспечение местного самоуправления, распределение бюджетных средств. Этот вопрос не хочет всерьез рассматривать Правительство, почему-то он вскользь, поверхностно проходит в Федеральном Собрании... Как будто бы его не существует. Я еще раз подчеркиваю: вопрос межбюджетных отношений, прежде всего, вопрос финансового наполнения закона о местном самоуправлении в России не решен. Потом можете обвинять местные органы власти, регионы, но реализация закона осложнится именно по этой причине. Если дом разрушен - его сначала надо восстановить, а потом передавать дальше. Но восстанавливать-то его не на что. А между тем, сегодня в стране очень много ветхого и аварийного жилья. Есть много нерешенных проблем, связанных с состоянием коммунальной инфраструктуры - они тоже не решаются, и деньги на эти цели не выделены. Поэтому важно не просто написать и принять закон - их всегда умные люди писали, - нужно, чтобы закон работал, а для этого у каждого документа должна быть соответствующая финансовая основа.

Мы десять лет живем по областному закону о местном самоуправлении. Он изначально предусматривал переход муниципалитетов на самофинансирование и самообеспечение. У нас 70 процентов районов уже сами обеспечивались финансами. Но в этом году возникли трудности. Почему? Ответ прост: все основные доходы федеральная власть взяла на себя, а опустить "вниз" деньги не сумела, не решилась. И этим самым поставила живущих на местах людей в тяжелое положение. Не по этой ли причине люди побежали жить в Москву? Она сегодня "раздувается" словно шар, стала одним из самых крупных и дорогих мегаполисов планеты.

А коренная Россия опустошается. Люди, как в 1917-1918 годах, бросают землю. Бегут и из Сибири, из других регионов. Разве это отвечает интересам нашей государственности? Конечно, нет. Финансовые потоки надо направлять не в Москву, а на территории, туда, где еще живут люди, где они могут работать. Иначе Россия будет сжиматься как шагреневая кожа, и мы потом вспомним через 15-20 лет, какую беду сотворили, сосредоточив 80 процентов финансовых ресурсов в Москве.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть: совершенствование законотворческой деятельности после смены всей парадигмы государственного строительства и общественного развития стало одной из главных задач для России. Законодателям предстоит еще многое сделать для укрепления системы власти в стране, создания эффективных институтов местного самоуправления, гражданского общества. В их становлении России может быть полезен канадский опыт, особенно с учетом того, что Канада, как и Россия, является федеративным государством.

Уважаемые коллеги! Я желаю вам успешной и плодотворной работы. Уверен, она будет способствовать построению в России правового государства, демократического общества, способного адекватно отвечать на все вызовы современности.


http://www.adm.orel.ru/index.php?head=6&part=7&unit=2&in=60
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован