14 апреля 2006
182

Выступление Губернатора Орловской области Е.С.Строева на заседании Совета при Полномочном представителе Президента РФ в ЦФО

Уважаемые коллеги!

Вопрос реализации четырех национальных проектов становится "настольной книгой" в работе органов власти.

В нашем понимании национальные проекты - это новой стратегический курс Президента В.В.Путина и Правительства страны, направленный прежде всего на решение социальных проблем подавляющего большинства граждан.

Сделан решительный шаг по пути разрешения самых острых, наболевших вопросов, для создания современных механизмов повышения жизненного уровня людей.

Не скрою, слишком долго мы к этому шли, слишком труден и непредсказуем, порой, был этот путь. Выбранное направление - это выстраданная дорога развития общества и государства. И мы видим как народ сегодня уже сам подталкивает власть к необходимости активно продвигаться вперед.

Поэтому, повторяю, национальные проекты - это не просто очередная государственная программа. Это осознанный выбор власти по решению стратегических задач, стоящих перед Россией. Главная задача, которая четко просматривается во всех четырех направлениях, - инвестиции в человека, воссоздание интеллектуального потенциала нации.

В каждом регионе накоплен определённый опыт на первом этапе осуществления национальных проектов. Многое положительное взято из ранее проводимых мер.

Вместе с тем, полностью разделяю высказанную руководством страны озабоченность ходом реализации проектов. В этой связи хочу коротко сказать о тех проблемах, которые возникают на региональном уровне.

Во-первых, проект "Образование". Очень нужный и необходимый. Но вот, что получается.

Например, раздел "Выплаты за классное руководство". Приложением N 22 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2006 год" предусмотрена субвенция по этой статье в 44 миллиона рублей. Хотя, по всем нормам проекта, необходимо 60 миллионов рублей. Поэтому мы вынуждены доплачивать классным руководителям 30 процентов из областного бюджета.

Далее по разделам:

"Поощрение лучших учителей" - конкурс не объявлен!

"Государственная поддержка талантливой молодёжи" - квоты на область не определены!

Компьютеры для школ, новое оборудование, школьные автобусы - постановления Правительства нет, как нет и правил распределения.

Однако из области все необходимые материалы и расчёты отправлены.

Приходится ожидать и решать самим. Но даже и это не главное.

Главным считаю повышение зарплаты учителю.

Сельские учителя у нас получают 25-процентную надбавку. Молодые учителя - по областному закону - получают зарплату по 12 разряду, как уже имеющие 5-летний стаж работы. За классное руководство мы платили и платим, не зависимо от наполняемости класса.

Мы четко поставили задачу - довести оплату труда учителя до 8 тысяч рублей.

Также занимались и занимаемся компьютеризацией. Установили, в дополнение к федеральным, областные гранты для лучших школ и учителей. Строим и ежегодно сдаём 3-4 школы.

Стратегическая цель была определена на Госсовете - это выход на инновационную модель развития образования, обеспечение его конкурентоспособности в мире.

Нужна реальная связь образования с производством, повышение его вклада в научно-технический прогресс. Другие значимые задачи - охрана здоровья школьников, профилактика детской безнадзорности.

Bсе эти вопросы самостоятельно нами решаются. За это, считаю, мы и получили премию Президента в области образования.

Второй проект - "Здоровье" - по всем четырём направлениям наиболее согласован и выполняется практически полностью.

Только за первые три месяца, не считая технического оборудования, медицина получила дополнительно более 40 миллионов рублей.

Мы и сами большое внимание уделяем строительству и оснащению поликлиник, больниц. В последние годы построили современный корпус онкологического диспансера, поликлиники в областной, городской и в четырёх районных больницах. Приобрели дорогостоящее оборудование: ядерно-магнитный томограф, ангиографический комплекс. К сожалению, без поддержки федеральными средствами.

Одновременно занимаемся подготовкой кадров медработников. Получили первые два выпуска собственного мединститута.

Разумеется, есть проблемы и разночтения в понимании того, что относится к доступной медицине, что необходимо именно сегодня для населения области по медицинскому обслуживанию.

Хотел бы выделить наше предложение, поддержанное Первым заместителем Председателя Правительства Д.А.Медведевым, о создании в Орле многопрофильного медицинского центра на базе областной клинической больницы, на который мы уже выделили почти 200 миллионов рублей.

При уже имеющемся заделе материальной базы, квалификации персонала, наличии высшего и среднего медицинского образования - поддержка нашей идеи о создании Центра в рамках проекта "Здоровье" - вполне логична, а для населения - необходима.

С помощью деятельности нового Центра все те издержки, что мы имеем по этому проекту, будут устранены!

В-третьих, проект "Развитие АПК".

Подписаны соглашения и договоры с Министерством. Строго определены ответственные должностные лица в каждом сельском районе.

До этого мы ежегодно направляли на внедрение и поддержку современных организационных форм и технологий в АПК до 500 миллионов рублей из областных средств.

Главное, что нам удалось добиться на подготовительном этапе по аграрному проекту - это решить проблемы по направлению "Ускоренное развитие животноводства", в котором только в текущем году мы ожидаем приток инвестиций не менее, чем в пять миллиардов рублей! Уже сегодня инвестиционный кредит корпорации "Эксима" составил миллиард рублей. По общему договору с Минсельхозом субсидирование процентов по этому направлению сложится в текущем году в сумму 149 миллионов рублей!

Кроме того, в рамках реализации направления "Стимулирование развития малых форм хозяйствования" уже предоставлено около 70 миллионов рублей, а поскольку наши банковские организации только начали работать по новым правилам, мы ожидаем приток кредитных ресурсов в этом направлении не менее, чем в 400 миллионов рублей в год. Это при том, что выделенный нам лимит субсидий составляет всего 35 миллионов.

Стратегически мы поставили задачу к 2010 году удвоить производство всей продукции сельского хозяйства к уровню советского времени.

Всё-таки самым сложным и самым неопределённым остаётся проект "Доступное и комфортное жильё - гражданам России".

Здесь главное - новая концепция государственного регулирования рынка жилья, который надорван спросом! Очевидно, что реализация этого проекта возможна только резким вбросом предложения жилья, то есть принципиально новой концепцией экономики жилищного строительства для современной России.

Пока две подпрограммы проекта "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и "Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой" настолько оторваны от целей самого проекта, насколько цена на жильё оторвана от действительной его ценности.

В качестве механизма сбалансированности спроса и предложения предложен разумный механизм ипотечного кредитования.

Мы на Орловщине используем его вот уже семь лет. И для городского строительства - с покрытием убытков из бюджета, ибо годовая ставка кредита составляет всего 10 процентов (на половину стоимости квартиры). И для сельского строительства - по программе "Славянские корни" - по натуральной ипотеке. Здесь - беспроцентный кредит и расчет сельхозпродукцией в течение 15 лет.

Третий год работает у нас программа "Жилье для молодой семьи", по которой бюджет ежегодно расходует до 20 миллионов рублей.

Но, тем не менее, сама ипотека корнями связана с кредитным рынком, а не с обеспечением жильем граждан. Это современный, "модный" механизм. Но ключик для его завода находится не в жилищном строительстве, а в общем состоянии "спекулятивного капитала" на внутреннем рынке.

Мы обсуждали эту проблему в Орле с Д.А.Медведевым, В.А.Яковлевым и пришли к общему пониманию. Необходим порядок выдачи кредитов, субсидируемых государством. Тогда программа станет реальной, то есть доступной для большинства граждан.

Надеюсь, что и сегодня мы придём к пониманию того, что никто без новых подходов по повышению объёма предложения на рынке жилья решить общую программу реализации проекта не сможет!

И ещё один вопрос.

Президент, Правительство жестко спрашивают с губернаторов, федеральных чиновников. Но в нашем распоряжении должны быть механизмы такого же жесткого контроля нижестоящих уровней.

Необходимо создать механизм воздействия региональной власти - соотносимый с уровнем ответственности момента - на процессы в системе местного самоуправления.

Поэтому, полагал бы целесообразным поддержать законопроект, внесенный в Госдуму, по корректировке ряда положений федерального закона о местном самоуправлении. Система власти должна быть эффективной. И контроль за исполнением национальных проектов также должен быть отлажен на всех уровнях.

Во-вторых, для перестройки общественного сознания на сугубо рыночные рельсы в условиях конкуренции и конкурсов необходимо избавиться от общего настроения завышенных ожиданий, болезни иждивенчества. Необходимо создавать условия, при которых человек мог бы сам заботиться о приобретении квартиры уже в начале своей трудовой деятельности.

Третье. Нескончаемый круговорот бумаг создаёт лишь видимость дел. Только я, как губернатор, подписываю в месяц до 300 отчетных документов. Отчитываемся, а денег ни копейки не получали!

Так называемый "мониторинг" проектов, без самих проектов, превращает наших сотрудников в "винтиков" и "шпунтиков" чиновничьей машины. А в добавок, тут же разговоры, что деньги разворовали.

И, наконец, главную задачу в реализации проектов вижу в обновлении сознания самих реформаторов, которые - если не станут ближе к проблемам простых людей - окажутся невольным тормозом реализации программ.

Надеюсь, наша дискуссия будет услышана.

http://www.adm.orel.ru/index.php?head=6&part=7&unit=2&in=66
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован