19 июня 2007
2639

Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя ОВЦС МП, на конференции `Христианство, культура, нравственные ценности` (Москва, 19-21 июня 2007 года)

В эти дни здесь, в Москве, мы продолжаем диалог, который был совместно начат Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью в прошлом году в Вене. В центре внимания диалога находится современная общественная жизнь в наиболее актуальных ее проявлениях. Разговор, который мы сейчас ведем, затрагивает темы практического характера, которые, безусловно, имеют свое богословское обоснование. В течение трех дней конференции ее участники выскажут свою точку зрения по всему спектру заявленных проблем. Я хотел бы поделиться своим видением этой темы.

По моему мнению, разговор о культуре - это прежде всего разговор о творчестве и его месте в человеческой жизни. Каждый человек обладает способностью творить, поскольку она является чертой человеческого духа. Благодаря этой способности в человеческом сообществе, несмотря на единство людской природы, наблюдается чрезвычайное многообразие обычаев, общественных укладов, политических систем. Для христиан очевидным является происхождение творческой способности. Она дарована людям Богом. Бог является Творцом, а потому человек, созданный по Его образу и подобию, также имеет творческую способность. Творческой способности лишено все остальное в природе, кроме человека. Творчество человека является продолжением творчества Бога, создавшего этот мир. Следовательно, творчество должно развиваться и занимать в жизни человека и человеческого общества полагающееся ему место.

В чем состоит творческая способность человека? Ею обладает каждый человек, но в различной степени и в различных сферах жизни. Так можно говорить как о творчестве художника, так и о творчестве простого работника или домохозяйки. Творчество - это один из наивысших способов самореализации человека. Творческая лаборатория отдельного человека с трудом поддается описанию и определению. Это происходит потому, что творчество не технологично, его нельзя описать на языке технологий. Творчество проявляется как создание идей и воплощение их в жизнь, в материальной или духовной области. Изобретение идеи является подобием творческого акта Бога, который творит из ничего. Знаком того, что творчество является Божественным даром, есть то, что автор испытывает радость и высокий подъем духа, когда находится в творческом процессе.

Творчество невозможно без свободы человеческого духа. Свобода является необходимым условием появления творческих идей. Добровольный интерес к какому-либо проявлению человеческой жизни рождает в человеке предрасположенность к творчеству в этой области. Творческая способность не может в полной мере раскрыться, если на человека оказывается давление или принуждение. Однако свобода неминуемо ставит вопрос о смысле творчества. Поискам соотношения между свободой и смыслом творчества посвящены размышления многих русских и западноевропейских выдающихся умов. Что творчество дает самому автору и как оно влияет на его душу? Что приносит людям то или иное произведение человека и как оно влияет на них? Вопрос о содержании творчества не является праздным. Оно может обогатить жизнь автора, а может причинить ему страдание и даже привести к гибели.

Говоря, что свобода является непременным фактором, определяющим творчество человека, я имею в виду свободу духа. Внешне человек может быть несвободным - хорошо известны примеры, когда люди творили в тюрьме. В Советском Союзе не было полной свободы, однако литературное творчество развивалось так, как не развивается ныне в свободной демократической России. Совершенно ясно, что творчество связано с внутренней человеческой свободой. Сохраняя свободу духа, человек способен творить даже в условиях несвободы внешней.

Кроме того, есть еще один важнейший аспект личного творчества - это влияние, оказываемое произведением на других людей. Всегда есть некий зазор между замыслом, который вкладывает автор в произведение, и последующим прочтением этого произведения в обществе. Для христианства эта сторона творчества заострена до высшей точки. Господь говорит о высокой ответственности человека за то, что он делает в отношении других: "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море" (Мк. 9. 42). С христианской точки зрения человеческое творчество - это всегда или соработничество с Богом, или совместный труд с лукавым.

Не бывает творчества, абсолютно нейтрального по отношению к системе нравственных и сотериологических координат - все, что делает человек, касается его спасения. Поэтому всякое творчество имеет прямое или косвенное отношение к делу спасения человека.

Человек может направлять свою творческую способность на пользу зла. Также его творчество может направляться другими людьми для достижения недобрых целей. Злодей так же может быть творческим человеком в своем деле и весьма преуспеть в осуществлении своих идей.

Существование различных проявлений творчества ставит вопрос об их присутствии и влиянии на общество. Современное общество стремится к обеспечению максимальной свободы личности, в том числе в сфере самовыражения и творчества. Такой подход породил огромное количество идей, произведений, изобретений, которые приносят не только добро и пользу, но вред человеческой жизни, а также разрушают общежитие. Сегодня появляется мощное направление в культуре, которое осмеивает и издевается над религиозными убеждениями. Эта индустрия приносит деньги. Взять хотя бы недавний фильм "Код да Винчи" и рекламную кампанию вокруг него, направленную исключительно на получение прибыли. Для авторов этой кампании было совершенно неважно, какое влияние этот фильм окажет на души людей. Другим мощным разрушительным пластом культуры стала проповедь легкого образа жизни, наркомании, половой распущенности, эгоизма, половых извращений. Такую позицию стремятся отстоять и защитить с помощью ссылки на свободу творчества и самовыражения. К сожалению, современная культура, особенно популярная культура, часто забывает учить человека работать над собой для улучшения себя и окружающего мира. Человек переключается только на потребление, а его творческие силы ослабевают. Это отражается на состоянии общества, в котором уже нет активности, инноваций, изобретений. Преобладающими становятся апатия и депрессия. Поэтому современные люди нуждаются в такой культуре, которая бы помогала им лучше понять себя и справляться со своими темными сторонами. Культура как возделывание a priori предполагает совершенствование человеческой личности. Если культура или то, что называет себя культурой, не культивирует личность, не способствует ее возрастанию, то это антикультура. Единственным критерием, по которому культура отличается от антикультуры, является ее связь с нравственностью.

Нам могут сказать, что вновь Церковь пытается поставить вопрос о добром и злом творчестве, зарезервировав для себя роль арбитра. Для верующих людей соборный голос Церкви, конечно же, имеет главное значение в разграничении этих видов творчества и понимании того, что есть культура, а что культурой не является. Однако мы сегодня имеем такое устройство современного общества, при котором люди придерживаются различных мировоззренческих позиций, в том числе таких, которые не принимают христианство. Для таких людей доводы христианства могут казаться неубедительными, а потому они настаивают на свободе собственного понимания творчества, культуры и самовыражения. Поэтому мы должны ставить сегодня вопрос не о запрете того или иного проявления человеческого творчества как такового, а о том, в каких формах и в какой сфере: публичной или частной - может проявляться то или иное творчество.

Конечно, общество должно максимально поддерживать свободу личности, в том числе в сфере самовыражения и творчества, но оно также в праве решать, какое творчество должно иметь общественную поддержку, а какое - должно оставаться уделом частной жизни человека. О какой поддержке идет речь? Это - бюджетное финансирование, предоставление научных, образовательных, медийных и других площадок для проявления того или иного творчества. Возникает вопрос: должно ли общество поддерживать инициативы, направленные на разрушение человеческой нравственности? Является ли такая политика самоубийственной для общества?

Критерием творчества, достойного общественной поддержки, является его способность созидать мир и единство в обществе, вдохновлять человека на труд и активную жизнь, совершенствовать и развивать духовную и материальную культуру. Одним словом - творчество должно помогать людям работать над собой, совершенствовать свою личную жизнь, семейные связи, общественные отношения. Необходимо замечать недостатки, стремиться их исправлять. Те проявления творчества, которые направлены против этих ценностей, не должны быть пропагандируемы публично и тем более не должны иметь поддержки общественной или государственной.

Я вижу совместную задачу для христиан Европы в том, чтобы дать современному человеку больше, чем ему может предложить современная поп-культура. Мы должны поддерживать ту культуру, которая направлена на созидание и совершенствование личности и общества. Здесь очень большое поле для нашего взаимодействия и здесь наши позиции весьма близки.

В заключение хотел бы сказать: мы живем в эпоху, которую назвали эпохой постмодерна. Ее характерной особенностью является релятивизм. Недавно я имел возможность публично высказать некоторые опасения по поводу этого релятивизма, который касается нравственности, веры, искусства, культуры, духовной жизни человека. В то же время не допускается никакого релятивизма в таких сферах, как государственное устройство или экономика. Нам говорят, что всякая альтернатива тому государственному устройству, которое сегодня предлагается наиболее сильными странами, является бесперспективной. Кто сегодня может серьезно сказать, что есть альтернатива демократии или свободному рынку? Следовательно, в современных условиях в области государственного устройства, в экономике релятивизма нет, а в духовной жизни он допускается. Полагаю, что необходимо осмыслить то, что мы называем эпохой постмодерна, в том числе и точки зрения сотериологической перспективы. Самым страшным является релятивизм в нравственной области, потому что именно к этой области относятся различия между добром и злом. Если человечество перестает различать добро и зло, то очень скоро оно само себя разрушит, потому что зло - культура зла, культура смерти - нежизнеспособна. Поэтому глубочайшая связь между культурой и нравственностью, которая существовала всегда, не может и не должна разрушаться модными идеями постмодерна. Я вижу одну из задач, которые стоят сегодня перед Церковью, перед научной общественностью, в том, чтобы путем совместных размышлений помочь понять современному обществу: потерять способность отличать добро от зла означает приоткрыть врата апокалипсиса.

19 июня 2007

Источник: Служба коммуникации ОВЦС МП

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован