08 июня 2007
4653

Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя ОВЦС МП, на Конференции религиозных лидеров (Кельн, 5-6 июня 2007 года)

5-6 июня в Кельне прошла Конференция религиозных лидеров в связи с саммитом глав государств "Группы восьми", организованная по инициативе Евангелической Церкви в Германии. В работе конференции приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин. Митрополит Кирилл выступил на конференции с докладом. Текст доклада приводится ниже.

Уважаемые религиозные лидеры!

Мировая экономика является сегодня предметом напряженных дискуссий. И Русская Православная Церковь стремится определить свой целостный взгляд на глобальные экономические проблемы, среди которых огромное место занимают проблемы богатства, бедности, справедливости. Этого требует христианское мировоззрение, охватывающее все стороны жизни человека - не только личной, но и общественной.

Русская Церковь активно говорит об экономике с начала 1990-х годов. Мы протестовали против невыплаты зарплат и пенсий, говорили о социальных издержках экономических реформ. В 2000 году были приняты Основы социальной концепции нашей Церкви, в которых содержится несколько разделов, посвященных экономике. Через четыре года на Всемирном Русском Народном Соборе - общественном форуме с участием Церкви - был принят Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании. В Своде представлена модель экономического поведения, соответствующая десяти Божественным заповедям.

К сожалению, мы живем в мире вопиющего неравенства. И в этих условиях долг Церкви - напомнить всем о том, что миллионы людей влачат нищенское существование, страдают от голода и социальной дискриминации, от последствий деградации окружающей среды. Во многом так происходит потому, что в доминирующей политической и экономической культуре ценность человека и народа нивелируется алчной погоней за материальным благополучием, властью, комфортом, развлечениями. В небольшом количестве стран строится общество высокого, а может быть, и чрезмерного потребления. Многие считают, что это происходит за счет давней и нынешней эксплуатации стран "второго" и "третьего" мира. Мы как Церковь сталкиваемся с этой проблемой ежедневно. Это обсуждается в ходе международных дискуссий высокого уровня и одновременно затрагивает конкретного человека - например, нашего прихожанина, страдания которого Церковь всеми силами стремится облегчить.

Личное обогащение в ущерб интересам ближнего чуждо православному мировоззрению. Поэтому нашу Церковь особо заботит вопрос нравственного отношения к богатству и бедности, а также связанная с этим проблема социального неравенства. Прошедший в марте этого года при широком участии политиков и бизнесменов XI Всемирный Русский Народный Собор громко заявил, что экономика должна служить благу человека и общества. Да, она должна быть эффективной, иначе она перестает достигать своих целей. Неэффективная советская экономика привела к ослаблению и распаду страны, ко многим другим потрясениям. Но другим параметром экономики непременно должна быть справедливость. Итак, эффективность и справедливость.

Убежден: сегодня необходимо сформулировать позитивную альтернативу глобальному экономическому неравенству, вызванному неадекватным распределением вознаграждения за труд. Религиозные лидеры могут внести важный вклад в решение этой проблемы - как на уровне международных контактов, так и на уровне своей страны и конкретной общины.

Еще одной проблемой остается непрозрачность и неравноправность принятия решений внутри международных финансовых организаций. Это проявляется в фактическом устранении правительств экономически слабых стран от определения судьбы их народов.

Современный мир вообще переживает кризис народовластия, обычно обозначаемого словом "демократия". Важнейшие решения, особенно в экономической сфере, принимаются не избранными представителями, а международной бюрократией, руководством транснациональных корпораций, информационной элитой. Затем эти решения навязываются большинству народов мира как якобы безальтернативные. Налицо кризис демократии и на уровне национальных правительств, особенно в развивающихся странах. Многие из этих стран, кстати, фактически теряют независимость, становясь объектами безграничного влияния международных финансовых организаций.

Назрела необходимость демократизации принятия решений внутри международных финансовых организаций. Первый шаг к этому - неукоснительное соблюдение принципов международного права, в первую очередь, принципа суверенного равенства государств. Только гармонично сочетая экономический рост и социальную справедливость, можно стабильно развивать мировую экономику. Новая стратегия мирового экономического развития должна учитывать положения Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Проблема борьбы с бедностью носит не только экономический, но и политический характер. Ведь общеизвестно, что крайней бедности всегда сопутствует фактическое ограничение прав человека. Поэтому новая стратегия мирового экономического развития должна непременно сочетаться с усилением реального народовластия, включая учет голоса беднейших слоев населения. Необходим и гражданский контроль над международными бюрократиями и транснациональными корпорациями.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: "продолжая на земле служение Христа, Который отождествил Себя именно с обездоленными, Церковь всегда выступает в защиту безгласных и бессильных... Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств".

Русская Православная Церковь призывает международные организации, национальные правительства и бизнес к нравственной ответственности за проводимую ими экономическую политику.

В заключение я бы хотел напомнить о важной роли христианских конфессий и мировых религий в борьбе с гонкой вооружений в эпоху холодной войны. Тогда верующие люди постоянно возвышали свой голос, протестуя против колоссальных затрат на вооружения, справедливо связывая бедность на нашей планете с расточительным использованием ресурсов для поддержания паритета между двумя военными блоками. Исчезновение одного из этих блоков и последовавшее затем сокращение ядерных и обычных вооружений вселило надежду на мирное будущее. События, которые сегодня происходят в Европе, способны разрушить эти надежды. Совершенно очевидно, что размещение в Чехии и в Польше элементов американской ПРО повлечет за собой ответ России, которая усматривает в этом размещении угрозу своей безопасности. Мы стоим на пороге возобновления гонки вооружений, способной разрушить хрупкий баланс сил, обеспечивающий безопасность Европы. Похоже, что настало время вновь вернуться к теме безопасности на европейском континенте и выразить наше неприятие перспектив гонки вооружений, которая, как известно из прошлого, затрагивает не только вовлеченные в нее страны, но бросает страшную тень на всю планету.

08 июня 2007

Источник: Служба коммуникации ОВЦС МП

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован