Эксклюзив
31 октября 2017
229

Выступление на парламентских слушаниях: "100-летие революции 1917 года в России: международные аспекты"

Main %d1%8f%d1%8f%d1%8f%d1%8f

Мне трудно включиться в эту дискуссию, я итальянец. Дискуссия, действительно, очень интересная. И цифры, которые были даны уже, показывают, что здесь идёт серьезная дискуссия. Я должен вам сказать, что только здесь, потому что на Западе практически пока все молчат. Ничего не происходит ни в Европе, ни в Италии. Как будто не было ничего. Интересные факты тоже.

Только две заметки на размышление. Грамши, итальянский мыслитель и коммунист итальянского толка, скажем так, когда была, когда началась советская революция, писал статью. Газета была Ordine Nuovo, "Новый порядок". И сказал: произошла революция против капитала, большими буквами. Против... Он хотел бы сказать, что эта революция была вопреки прогнозу Маркса. Россия была непродвинутая в капиталистическом смысле страна, произошла в аграрном государстве. Между прочим, интересное размышление. Все социалистические революции произошли вопреки прогнозу Маркса. И Китайская революция, и Кубинская революция, и так далее очень... показывает очень... даёт повод для размышления. Потому что история идёт своим ходом, историю делают народы. И это не выдумка. Первое размышление.

Второе размышление. Революции всегда происходит. Если надо определиться, надо размышлять на тему, что это, революция. Что это означает, это слово? Есть социальные революции, а есть объективные революции. Мы сейчас находимся ... революции. Не только одна революция, есть несколько радикальных революций, которые затрагивают судьбу миллиардов, нескольких миллиардов человек. Например, вы все и все мы уже форматированы. Мы знаем об этом. Но смотрите, вот это нас форматирует, вот. Новое оружие. И они являются гигантским потрясением для наших мозгов. Повторяю, мы форматированы. А через 20 лет или больше будет роботизация. Уже предвидит много институтов, что через 20 лет будут миллиарды, 300 миллионов человек без работы. А что будем делать?

Это революция. Никто это не придумал, но это происходит, такая революция. Революция цифровых систем тоже меняет всю нашу жизнь. А кто управляет такими вещами? Кто управляет системой средств массовой информации? Демократия? Никакой демократии там нет. 10 человек управляет всей системой информационных структур мира, по меньшей мере, трёх миллиардов человек.

Поэтому я думаю, что это очень важно, что ваше размышление вокруг советской революции должно быть на мировом уровне. Я хочу отвечать на три-четыре вопроса, которые мне задавал один журнал русский.

Я использую вот эти вопросы, чтобы ответить перед вами. Потому что сами вопросы интересные. С каким знаком вы ассоциируете октябрь 1917 года и весь советский период истории России и почему? Великая революция или преступный переворот? Сам вопрос этот интересный.

А я считаю, что в значительном историческом событии нельзя судить при помощи моральной категории. Невыгодно. Это утверждал Александр Зиновьев – между прочим крупный российский и советский интеллектуал. И Никколо Макиавелли, итальянец (до Италии) изобрел политическую науку, основываясь на этой предпосылке. Нельзя использовать мораль, когда оценивается значение революции.

Термин "преступный переворот" относится, например, к таким непродуктивным категориям суждения, и поэтому мне чужд. То, что Октябрьская революция была событием чрезвычайной важности в мировой истории, мне кажется совершенно очевидным. Она наложила решающий отпечаток в истории XX века для всего мира, повлияв на всё последующее развитие исторических событий в мире. Я советую, чтобы эта дискуссия продолжалась в этом духе, нельзя смотреть на советскую революцию только изнутри, надо смотреть на эффекты международные, долговременные, они ещё идут. И это влияние на историю мира продолжается до наших дней.

Я думаю, что сегодня вся Россия со всеми теперешними характерными особенностями не существовала бы, и её силы мирового влияния не было бы, если бы в России не произошла Октябрьская революция. Несмотря на то, что в 1991 году Советский Союз был разрушен, и Россия вернулась к капитализму, здесь тоже надо смотреть, это не только было внутреннее событие, это было международное событие. Советский Союз не рухнул сам собой, Советский Союз рухнул, потому что он был внутри мировой борьбы. Это все вещи, которые надо... У меня нет времени, чтобы углубиться в это, но надо учитывать, это не только внутренняя проблема – ни революция, ни его падение, разрушение.

Смотреть на весь советский период, как на чудовищную ошибку или прямо как на преступное событие, значит, не замечать участия широких народных масс в истории этого периода. Этот период был, конечно, отмечен насилием больших масштабов и большими несчастьями, но в тоже время Советский Союз стал точкой опоры для всех притесняемых народов в мире и дал им надежду – это мировое событие. Нельзя судить о советском опыте ни на основе идеи российской интеллигенции, я думаю, ни на основе антисоветской, русофобской пропаганды, которая сопровождала и оспаривала весь этот опыт во время Гражданской войны, во время всей Холодной войны.

Историю советской революции и историю её конца ещё предстоит написать. Та история, которую мы знаем, и которую вы знаете, это история, написанная победителями, а она, как известно, никогда не бывает правдивой. Какие уроки Октября и опыта советской власти должен извлечь, сказал мне наш современник, независимо мыслящий российский интеллигент (все вы интеллигенты), чтобы не повторять прошлых ошибок. Вот, видите, какой вопрос. Суть и интрига этого вопроса вся заключается в самом этом выражении. Независимо мыслящий российский интеллигент независимо мыслит очень трудно, и это умение очень редко встречается в современном мире, в котором господствует единая и единственная западная идеология почти абсолютно и в Италии, и в Европе, и в России, к сожалению.

Российская и советская интеллигенция, как мне кажется, в значительной степени находилась и до сих пор находится под влиянием англосаксонской русофобской идеи, поэтому она очень занята заботами и о себе и своих личных интересах, чем об интересах страны и государства, и прежде всего это делает ее неспособной судить о состоянии мира в целом, в том время как то, что они не критически сочли, «империя добра» переживает агонию. А мы читаем все газеты, я на Западе живу, и они ничего хорошего не говорят, ничего правдивого не говорят, а капиталистическая система находится в агонии, но мы об этом не знаем, потому что все говорят наоборот.

Третий вопрос. Видите ли какое-либо сходство в сегодняшней российской ситуации с тогдашней? У меня здесь вопрос короткий. Может быть, какую-то отдаленную аналогии и можно провести. В 1917 году на мировой сцене появилось в любом случае, мне кажется, новая сила, Запад понял, что она стала опасной для его господства, которой бы до сих пор, до тех пор никакая сила не противостояла в течение трех веков, и они делали в течение трех веков все, что они хотели. И активно, но безуспешно стал с ней бороться Запад. Предчувствие Запада оправдалось, зараза октября произвела китайскую революцию, а теперь мы видим другого гиганта, противостоящего Западной империи. Сейчас Россия возродилась как политическая и военная, но не … сила, и представляет собой препятствие для … планов империи, с которыми она не может мириться, я считаю. Это единственная аналогия, которую я вижу. Думаю, что Запад не может понять и принять существование разных с ним собеседников. Эта слепота Запада является чрезвычайно острой проблемой для всего мира.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован