18 апреля 2006
154

Выступление О. И. Бетина на заседании Совета при полномочном представителе Президента РФ в ЦФО по вопросам реализации приоритетных национальных проектов

Уважаемые Георгий Сергеевич,

коллеги, участники расширенного Совета ЦФО!

Позвольте приветствовать вас на тамбовской земле!

Большинство присутствующих в зале не первый раз на Тамбовщине. Поэтому в рамках короткого выступления я не буду знакомить вас с областью.

Хотелось бы лишь отметить, что для нас по-прежнему наиболее актуальными являются задачи:

1. Удвоение ВРП к 2010 году. За 2000-2005 годы прирост ВРП составил 53,6% (среднегодовой прирост - 7,4%), что в принципе позволяет решить поставленную задачу.

2. Инвестиционная активность. Инвестиции в основной капитал за это период увеличились в 3,4 раза.

3. Сокращение бедности. По данным Росстата в IV квартале 2005 года число людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составляло 15%, в 2000 году - 45,9%.

---//---

Решению этих и других проблем будут в значительной мере способствовать реализуемые национальные программы. Сегодня они перешли в стадию, когда подходы, выработанные на федеральном уровне, должны воплощаться в регионах, то есть основная работа перемещается на места. Именно здесь и будет определяться конечный результат.

---//---

С начала года поступили первые средства на текущие платежи - доплату медикам, классным руководителям. Не обошлось и без накладок. Не случайно на недавнем заседании Совета по национальным проектам состоялся взыскательный разговор Президента РФ В.В.Путина с его участниками. Но ведь именно по проблемам доплаты учителям специализированных учреждений лично я, да и многие коллеги, говорили на всех уровнях. Направляли официальные обращения во все инстанции - безрезультатно. Это свидетельствует об отсутствии конкретики и нежелании даже ради дела портить отношения.

---//---

В то же время наблюдается вал формального контроля и отчетности. Хотя отчитываться пока особо не за что. Те, кто должен вкалывать, заделались контролерами. Большая часть времени на местах уходит именно на составление различного вида отчетов в самые разнообразные структуры. Правительство утвердило объем отчетной информации, но на самом деле он во много раз больше.

Причем по существующим нормам и законам ни первичное звено, ни муниципалитеты, откуда в основном поступает информация, не обязаны это делать, а, следовательно, и не несут никакой ответственности за достоверность представляемых сведений. В то же время целые службы потонули в отчетах.

В связи с этим, считаю необходимым повсеместно вводить муниципальную статистику, которая нужна и для выполнения Федерального закона N131. Требуется государственная регламентация этой деятельности. Но, видимо, опять придется ждать прямых указаний Президента РФ. Все наши попытки решить этот вопрос пока безрезультатны.

---//---

Теперь о самих программах.

Строго говоря, всё, что регламентировано программами, мы, конечно, выполним. И оборудование установим, и людей обучим, и деньги доведем по назначению. Это в основном технологическая задача, и мы ее решим.

Сегодня мы показали механизм перемещения адресных бюджетных потоков через федеральное казначейство, которые своевременно доходят до каждого сельсовета, до каждой школы, до каждого бюджетополучателя. Эта схема прозрачна, понятна и уже обкатана на практике.

Зададимся вопросом: а что, собственно говоря, мы хотим достигнуть реализацией национальных проектов? Роста потребительских настроений, решения стратегических задач или активизации человеческого потенциала? Создается ощущение, что в суете все больше и больше стала теряться цель, как по известной формуле "Движение все, конечная цель - ничто".

Возьмем, к примеру, программу по образованию. Казалось бы, хороший подход - стимулировать работу учителей-новаторов. Но на деле мерилом стал не комплекс оценок качества, а пресловутые лимиты финансирования. В результате все критерии просто потеряли изначальный смысл.

Или взять хотя бы проблемы малокомплектных сельских школ и связанные с ними вопросы качества и доступности образования. Все согласны - их надо решать, причем в самые короткие сроки. Для этого потребуется перераспределить ресурсы с учетом специфики регионов. Возможно применение кредитных, лизинговых механизмов. Необходимы согласованные совместные действия на всех уровнях, решение проблемы школьных автобусов. Только так можно будет достигнуть пусть малую, но конкретную цель. Во всяком случае, это лучше топтания на месте и горы отчетов на бумаге.

В сельских территориях мы, как и многие другие, пошли по пути создания социально-культурных комплексов, которые, как правило, в разных вариантах включают в себя детсад, школу, библиотеку, спортивные сооружения, клубные учреждения, ФАПы и другое. Уже открыто 38 социокультурных комплексов, в текущем году планируется создать еще 51, всего же требуется 130 подобных учреждений.

В крупных селах создаются базовые средние школы с разветвленной филиальной сетью основных и начальных учебных заведений. В них формируются филиалы начальных профессиональных учебных заведений (ПТУ), чтобы каждый выпускник, особенно учреждений интернатного типа, получил не только трудовые навыки, но и рабочий разряд, то есть профессию.

---//---

Наибольшая неопределенность сегодня - с программой "Доступное жилье".

Очевидно, что никакого дополнительного финансирования в этом году не будет. Во всяком случае, на ввод жилья это уже не повлияет. Идет второй квартал, но до сих пор не ясен вопрос с финансированием молодежного жилья, ликвидацией ветхого фонда, модернизацией ЖКХ.

Уже не первый год мы ведем комплексную реконструкцию коммунальной инфраструктуры, начат снос ветхого жилья. На ближайшие годы определены несколько крупных микрорайонов под новостройки общей площадью не менее 1,5 млн. кв.м. жилья, к ним подводятся инженерные сети.

И когда в СМИ говорится о преднамеренной консервации строительных площадок, то для периферии это утверждение неактуально. Милости просим к участию в очередном конкурсе на выделение площадок, который будет проводиться в этом месяце.

Еще одна тема. В Министерстве регионального развития РФ к рассмотрению рекомендованы проекты на 200-300 тыс.кв.м. строительства. Что прикажете делать малым городам, где проживает большинство населения, а инженерная инфраструктура которых находится в крайне плачевном состоянии или вообще отсутствует?

Также считаю, что создаются искусственные барьеры при отборе банков, привлекаемых к участию в национальном проекте. Уставной капитал должен составлять не менее 500 млн.руб., а собственный - не менее 1 млрд.руб. Региональные филиалы крупных банков не подходят под эти требования. У нас таких и в помине нет.

В этом году мы подготовили напряженную программу строительства - 400 тыс.кв.м. жилья вместо 350 тыс.кв.м. в 2005 году. Просчитали все по площадкам. Предварительно согласовали планы в Росстрое. Направили оформленное и подписанное соглашение в Минрегионразвития. Наши показатели без проработки были заменены на большие и возвращены с нашими же старыми подписями и печатями без каких-либо комментариев.

Но проблема сегодня состоит не столько в увеличении объемов строительства, сколько в формировании платежеспособности покупателя. Давайте именно этим совместно и заниматься, чтобы программа действительно работала, а не была инструментом пропаганды.

---//---

Программа развития АПК.

Надо сказать, активизация процесса кредитования подворий, одного из важнейших инструментов всего проекта, произошла не сразу. Во всех сельских районах для этого были открыты представительства Россельхозбанка. Председатель его правления - Ю.В.Трушин - еще на стадии становления банка поддержал нас и поэтому именно в Тамбовской области отрабатывался механизм кредитования сельских подсобных хозяйств.

Психологический перелом в сознании населения произошел после принятого решения о кредитовании ЛПХ в объеме до 30 тыс.рублей под рекомендации сельсоветов. Сегодня на развитие домашних хозяйств выдано 743 кредита на общую сумму около 90 млн.руб. В банке на рассмотрении находится еще более 200 заявок. Начался процесс создания кооперативов.

Для согласования в Минсельхозе подготовлено 13 инвестиционных проектов по животноводству на общую сумму 3 млрд.руб. Их реализация даст дополнительно 100 тыс.тонн мяса в год.

В связи с этим может обостриться проблема сбыта. Считаю необходимым рассмотреть возможность создания торговых домов субъектов Федерации в Москве, ближайшем Подмосковье и других крупных центрах.

Главная проблема при проработке проектов состоит в том, что большинство хозяйств области не имеет своей залоговой базы. Мы провели инвентаризацию газовых сетей. В областной собственности их оказалось на 1,1 млрд.руб. После регистрации мы будем использовать их в качестве залога. Для этих же целей оформляется облигационный займ. Определены принципы софинансирования и подходы к инженерному обустройству проектов.

---//---

Но этого на сегодня уже недостаточно. Существующее законодательство не позволяет использовать нам в виде залога даже оформленную по всем нормам муниципальную или областную землю. Это тормозит развитие экономики. Необходимо срочно внести поправки в Федеральные Законы. Также считал бы возможным использовать для этих целей и федеральную собственность, находящуюся на территории субъектов, согласовав для этого взаимные обязательства.

Ситуацию осложняет и то, что параллельно с реализацией проектов приходится заниматься и оздоровлением финансового положения хозяйств. Мы изучили опыт различных регионов России, в частности, Белгородской области, и совместно с Центрально-Черноземным Банком СБ РФ (А.К.Соловьев) приступили к реализации комплексного проекта, суммарный объем годового производства которого превысит 2,5 млрд.руб. Он включает в себя несколько стадий.

---//---

И еще одна тема.

Прошлый раз на Совете ЦФО в "Крокус-сити" была представлена монография "Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века".

На ее основе мы совместно с Минсельхозом подготовили проект устойчивого развития сельских районов Тамбовской области. Исходным пунктом которого стала координация возможностей всех программ для комплексного решения основных проблем сельских территорий.

Для реализации проекта были взяты шесть типичных, расположенных рядом сельских районов Тамбовской области, проведено их детальное обследование.

С учетом разброса используемых сельскохозяйственных земель, пестроты в размещении по территории производительных сил и были определены меры по развитию производства, строительству жилья, инфраструктуры, социальной сферы.

Анализ показал, что намеченные цели выполнимы.

Для реализации проекта была создана управляющая компания, определены показатели для мониторинга достижения цели в целом и по каждому направлению.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что поставленные задачи можно решить только при комплексном и сбалансированном подходе, с учетом всех программ и при обязательном их управлении на местах. При этом ни в коем случае нельзя допустить, чтобы сиюминутная выгода затмила собой главную стратегическую цель - улучшение благосостояния человека.

http://betin.tambov.ru/index.html?site=1&id=3864
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован