22 мая 2003
872

Выступление Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Геннадия Селезнева на на IV Конгрессе нефтегазопромышленников России 22 мая 2003 года

Уважаемые участники Конгресса!

Я приветствую вас и в вашем лице коллективы компаний, с успешной работой которых во многом связаны поддержание стабильного экономического климата и рост благосостояния людей!

Десять лет реформ, в корне изменивших политический, экономический и социальный облик нашей страны, проходили и будут проходить в обстановке динамичных процессов современного этапа мирового развития.

В 2003 году наступает своеобразный юбилей - 30-летие первого глобального энергетического кризиса, разразившегося в 1973 году.

В те годы советская экономика имела закрытый характер, и влияния первого и второго "нефтяных шоков" наша страна почти не ощутила. Сегодня нефтегазовый комплекс нашей страны работает в условиях открытого рынка и воспринимает все факторы его влияния.

Не требует пояснений тот факт, что погоду на мировых рынках сегодня устанавливает трансграничный избыточный капитал. Его объем, выброшенный на фондовый рынок США мировым финансовым кризисом 1997-1998 годов, более чем в три раза превышал ВВП США. Поведение этого капитала, не связанного с долгосрочными вложениями, как в зеркале отражает все противоречия современного мирового развития. Ценовой испуг, фондовая паника могут мгновенно изменить его предпочтения, сломать конъюнктуру мировых цен и вызвать новые кризисы.

Годы после мирового финансового кризиса 1997 1998 годов показали, что даже такие институты регулирования цен на нефть, как ОПЕК, контролирующие более половины мирового экспорта нефти, не в состоянии снять напряжения, вызываемые деформациями мировой конъюнктуры спроса на энергоносители со стороны трансграничного капитала.

Для российских производителей нефти и газа это оборачивается острой конкурентной борьбой в сфере добычи энергоресурсов, их экспорта и такими "ценовыми горками", на которых часто ломаются финансовые балансы компаний.

Достаточно вспомнить падение цен на нефть в конце 1999 года до 9 $ за баррель, падение цен осенью 2001 года после террактов в США, или двукратное падение цен на газ в 2002 году. Надо принимать во внимание и современные события вокруг Ирака и его нефти, которые могут привести к долгосрочному понижению цен на энергоносители.

На все эти процессы накладывается много внутренних факторов.

В связи с исчерпанием легкоизвлекаемых запасов российская нефтегазодобыча вынуждена уходить на труднодоступные месторождения, в зоны особо охраняемых природных территорий, на континентальный шельф. Все это повышает издержки производства и создает дефицит ресурсов для инвестиций.

Это требует повышенного внимания к развитию российского законодательства во всех сферах, которые затрагивают финансовую сторону нефтегазодобывающего комплекса нашей страны.

В последнее время много справедливой критики было высказано в отношении законодательных новаций Налогового кодекса в сфере налогообложения недропользователей.

Так, введение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по единой ставке без учета горно-геологических условий месторождений обернулось для многих компаний ростом реальной налоговой нагрузки и привело к снижению объемов геологоразведочных работ.

Я полагаю, мы поступим правильно, если вернемся к рассмотрению вопроса о применении дифференцированной ставки НДПИ с учетом горно-геологических условий и степени выработанности запасов нефти. Это особенно важно для разработки низкодебитных месторождений с трудно извлекаемыми запасами, а также бывших высокопродуктивных нефтяных месторождений, которые сегодня имеют обводненность продукции до 85 процентов и более.

Исключительно острым остается сегодня вопрос развития законодательства в сфере поощрения долгосрочных капитальных вложений, без чего в принципе невозможно техническое перевооружение отрасли. Надо исправить ту ситуацию, когда отмена 50-процентной инвестиционной льготы по налогу на прибыль с введением Налогового кодекса не была компенсирована соответствующим стимулированием амортизации основных фондов.

Полагаю, что Конгресс также выработает полезные предложения для развития законодательства в области применения режима СРП, создания условий равного доступа производителей газа и нефти к системе магистральных трубопроводов, рассмотрит проблемы развития "малой энергетики" России.

Полагаю, что нам надо обсудить и те вопросы, которые связаны с реализацией положений Киотского протокола, за которым в недалеком будущем будут стоять "зеленые" и "красные" мировые квоты на добычу энергоресурсов.

В связи с высокой степенью выработанности многих месторождений нам нужны ваши рекомендации по решению финансовых проблем в проведении социально-экономической реабилитации тех территорий, чья производственная база в основном ориентирована на добычу невозобновляемых природных ресурсов. Тем более, что через 20-50 лет перед человечеством неизбежно встанет проблема практически полной замены традиционных источников энергии.

Источником финансирования этих программ могла бы стать природная рента, позволяющая соединить выгоду недропользователей с задачами развития нетрадиционной энергетики, ресурсосбережения и создания фондов будущих поколений.

Эти и другие вопросы нам необходимо увязывать с общей концепцией реформирования естественных монополий - электроэнергетики, газовой отрасли, железных дорог. Это - важнейшие взаимосвязанные звенья народного хозяйства, и законодательному обеспечению их реформирования мы будем уделять самое пристальное внимание, в том числе и социальной компоненте реформ.

Одной из самых острых сегодня остается проблема регулирования тарифов в естественных монополиях. Она имеет самые противоречивые мнения и концепции. Нам нужны ваши рекомендации в этом вопросе. Они помогут найти ту золотую середину, когда уровень тарифов монополий будет сочетать их приемлемость для потребителей с покрытием затрат и наличием достаточной инвестиционной компоненты для производителей.

Без решения этих и других законодательных проблем нехватка капитала и обесценение балансов будут сдерживать продвижение российской нефтегазовой компоненты на внешние рынки, делая процессы реформирования и перестройки интегрированных структур нефтяной и газовой отрасли заложниками интересов более сильных компаний, представленных трансграничным капиталом.

В этой связи мы должны в полном объеме поставить вопрос о восстановлении отечественных инвестиций и отечественного кредита.

Эта задача требует создания законодательных условий для ускоренной амортизации основных производственных фондов на их полную восстановительную стоимость. Она потребует реального преодоления инфляции, в первую очередь в сфере общедоступного потребления. Она потребует усиления внимания к состоянию финансовых балансов и преодолению той ситуации, когда на фоне объемного роста производства реальная стоимость российских компаний снижается, приводя к потере оборотных средств, снижению ликвидности и параличу долгосрочных инвестиций.

На все эти вопросы мы вместе с вами должны найти ответы.

Уважаемые участники Конгресса!
Дорогие друзья!

Я уверен, что работа Конгресса даст много полезных рекомендаций для того, чтобы планы роста экономического благополучия нашей страны, обозначенные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, стали реальностью.

Я хочу поблагодарить Президента Республики Башкортостан Рахимова Муртазу Губайдулловича, всех, кто был занят подготовкой этого Конгресса, за высокий уровень его организации.

Желаю всем вам успешной работы и новых успехов на благо процветания и благополучия нашей Родины!


22 мая 2003 года
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=1113
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован