15 октября 2001
735

Выступление Председателя Государственной Думы на Международной встрече женщин-парламентариев стран СНГ 15 октября 2001 года

Уважаемые участники встречи, дорогие женщины!

Я рад приветствовать вас от имени руководства Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. У нас сложилась хорошая и устойчивая традиция - совместно с женщинами-парламентариями стран СНГ проводить такие международные встречи. Большая заслуга в организации этих встреч принадлежит двум нашим комитетам - Комитету по делам женщин, семьи и молодежи и Комитету по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками. Нам очень приятно, что по нашему приглашению прибыли представительные делегации большинства стран Содружества. Важно и то, что на нашей встрече присутствуют делегации почти всех субъектов Российской Федерации. Мы рады видеть в стенах Государственной Думы наших женщин в таком количестве не только по случаю праздника Восьмого марта, но и во все другие дни. Широкий и внушительный состав участников встречи предопределяет содержательность тех дискуссий, которые пройдут в течение этих двух дней.

Тема, заявленная на этой встрече - "Гражданское общество и положение женщин в XXI веке", является действительно всеохватывающей и интегрирующей целый комплекс проблем и вопросов. Все мы нуждаемся в том, чтобы глубоко осмыслить насущные проблемы нашего общества, в ряду которых проблемы женщин занимают одно из первых мест. Думаю, что в контексте гражданского общества важно определить, что изменилось и что осталось неизменным в положении женщин в центре и регионах нашей страны, в других странах Содружества Независимых Государств. Позвольте мне высказать по этому поводу несколько соображений.

Общеизвестно, что важнейшим компонентом и одновременно фактором гражданского общества являются те или иные его общественные организации. И по этому показателю мы можем с удовлетворением констатировать: в последнее десятилетие в нашей стране на федеральном, региональном и местном уровнях возникло множество женских организаций, каждая из которых вносит свою лепту в решение широкого спектра общественных проблем. Я имею в виду прежде всего республиканские, краевые, областные, межрегиональные, городские и сельские союзы женщин, которые существуют сегодня практически во всех субъектах Российской Федерации. К тому же возникли профессиональные женские объединения и организации, занимающиеся конкретными социальными проблемами. На общефедеральном уровне активно действуют такие организации, как "Женщины России", Движение женщин России, Всероссийский женский союз. Сегодня у нас есть Российская партия защиты женщин и еще несколько общероссийских общественно-политических объединений, возглавляемых женщинами. В целом по количеству женских организаций наша страна находится на уровне многих других стран современного мира.

Однако полноценное гражданское общество сильно не только количеством своих общественных организаций, но и результативностью в решении тех или иных социальных, экономических и других проблем. И в этой плоскости применительно к проблемам женщин мы наблюдаем сложную и противоречивую картину. С одной стороны, в российском обществе можно отметить ряд важных изменений и тенденций. В условиях становления в нашей стране рыночных отношений усилилась экономическая активность многих женщин. В настоящее время немало представительниц слабого и одновременно очень сильного пола успешно проявляют себя в сфере предпринимательства, уверенно осваивают многие так называемые не женские профессии. Созданы новые научные центры по проблемам женщин, отечественные и международные организации проводят полезные гендерные исследования. Женщины все более активно действуют в общественно-политической сфере, а женские организации выдвигают свои конкретные предложения и требования по всему кругу насущных проблем России, вступившей в XXI век.

В то же самое время многие аспекты положения женщин в нашем обществе, к великому сожалению, остаются неизменными, или в лучшем случае меняются слишком медленно. Средний уровень зарплаты женщин по-прежнему не дотягивает до сопоставимого уровня зарплаты мужчин. Многие женщины испытывают большие трудности при приеме на высокооплачиваемую работу, и они в значительно меньшей степени представлены в высших этажах власти и управления, чем мужчины. Особенно сложным остается, а во многих случаях даже ухудшается положение женщин с детьми и многодетных семей. Уровень социально-психологической защиты материнства и детства явно нуждается в повышении. Кроме того, многие женщины нередко становятся жертвами различных форм насилия. В целом нужно признать: современное российское общество (и прежде всего мы, мужчины) находится в большом долгу перед нашими женщинами.

Конечно, важно не только поставить объективный и точный диагноз современному состоянию проблем женщин, но и выработать конкретные пути их решения. И надо сказать, что в настоящее время многие российские партии и движения - КПРФ, "Единство", "Отечество", "Союз Правых Сил", "ЯБЛОКО", движение "Россия" и другие - в своих программных документах имеют более или менее развернутые разделы, посвященные положению женщин. Многие из выдвигаемых ими идей и предложений так или иначе отталкиваются от принятой Государственной Думой в 1997 году Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Этот, без преувеличения, фундаментальный документ был разработан парламентариями в тесном взаимодействии со многими женскими организациями и научными центрами, известными специалистами и экспертами.

Представляется, что в целом Концепция оправдывает свое предназначение, предлагая нашему обществу стратегию и приоритетные направления законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и свобод мужчин и женщин и созданию равных возможностей для их реализации. Что же касается отдельных положений Концепции, то степень их реализации различна. За последние годы нами было принято несколько важных законов общесоциального характера, которые непосредственно затрагивают интересы женщин и укрепляют их права. Но законодателям предстоят еще немалые усилия для того, чтобы добиться принятия всего пакета законодательных инициатив - как предусмотренных Концепцией, так и выдвинутых в последнее время.

Посредством законов, совместных действий власти и всего гражданского общества необходимо добиться реального продвижения вперед в таких главных составляющих женского бытия, как семья, работа, организация быта, здоровье, образование, благополучие, безопасность всех членов семей. По моему глубокому убеждению, одна из главных задач нашего общества состоит в более полной реализации потенциала социального творчества российских женщин, обретении ими новых сфер и форм самореализации.

Насколько мне известно, тема одного из запланированных на нашей встрече выступлений заявлена, по-моему, очень точно и емко: "Семья - основа гражданского общества". Я бы к этому добавил еще один основополагающий тезис: женщина - это реальная основа единства нации. Это важные общественные ориентиры. Сегодня же в России существует, как говорится, дистанция огромного размера между этими благородными идеями и нашей реальностью.

Большие испытания выпадают сегодня на долю многих семей и самого общественного института семьи. На рубеже XX-XXI веков семья как одна из основ самой жизни нуждается в защите и поддержке государства и общества. Очевидно, что без всемерного укрепления института семьи мы, по существу, не сможем решить ни одну из тех проблем, с которыми сталкиваются женщины, мужчины, дети, молодые и пожилые.

Сильнейшее беспокойство вызывает сложившаяся в нашей стране демографическая обстановка. Многие эксперты обоснованно считают ее, по меньшей мере, близкой к катастрофической и расценивают как одну из реальных угроз национальной безопасности России. Немало наших женщин вынуждены отказываться от деторождения, достаточного не то что для расширенного, но хотя бы для простого воспроизводства населения. Это явление - тяжелый укор всему нашему обществу. Именно поэтому оздоровление демографической ситуации в России отнесено Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным к числу приоритетных задач Российского государства.

В конце прошлого месяца Правительство Российской Федерации одобрило Концепцию демографического развития нашей страны. Это нужный и своевременный документ, в котором определены приоритеты государственной политики в данной сфере. При этом механизм реализации этой Концепции нуждается в конкретизации и детализации. Нам, законодателям, также нужно активнее создавать правовую основу демографической политики.

Уважаемые участники встречи!

Позвольте мне поделиться с вами некоторыми соображениями и по таким актуальным для всех проблемам, как женщины и политика, женщины и власть, женщины в процессе принятия решений. Даже при самом поверхностном ознакомлении с этими проблемами бросается в глаза явная диспропорция. Составляя большинство и среди населения страны, и среди общего числа граждан-избирателей, женщины явно непропорционально представлены в руководстве ведущих российских партий, органов власти и управления. По этому важному цивилизационному показателю Россия заметно уступает многим странам. И причин такого положения много, в том числе и чисто дискриминационного свойства.

Правда, в последнее время ситуация в высших эшелонах власти меняется. Все знают, что одним из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации является уважаемая Валентина Ивановна Матвиенко. Важно и то, что женщины входят в число заместителей министров в двенадцати из двадцати четырех существующих ныне министерств федерального уровня. Причем это не только традиционные для женских кадров министерства социального блока, но и МЧЭС, Минфин и даже Минобороны. Сегодня женщины есть в руководстве Центрального банка Российской Федерации и в составе Конституционного Суда Российской Федерации. В настоящее время женщины занимают некоторые руководящие посты в администрациях и органах законодательной власти субъектов Российской Федерации, а также на уровне местного самоуправления. Все это существенные и, я бы сказал, ободряющие приметы нашего времени.

Отдельно я хотел бы сказать о женщинах-депутатах в нынешнем созыве Государственной Думы. На сегодняшний день их 35, и, конечно, мы хотели бы, чтобы это число было значительно больше. Женщины составляют меньше 8 процентов всего депутатского корпуса третьего созыва. Тем не менее, они проявляют большую активность в законотворческом процессе и вообще в депутатской работе. Среди них, как вы знаете, первый заместитель и один из заместителей Председателя Государственной Думы, два председателя думских комитетов, 19 заместителей председателей комитетов Государственной Думы, два председателя депутатских комиссий нашей палаты Федерального Собрания. Своим трудом женщины-депутаты вносят существенный вклад в деятельность российского парламента.

В заключение мне хотелось бы остановиться на таком важном элементе гражданского общества, как взаимодействие и партнерство органов власти с неправительственными общественными организациями. В одной из московских газет я прочитал хлесткий лозунг о том, что гражданское общество - это общество, в котором нет начальников. В этом есть доля истины, ибо гражданское общество действительно отличается высокой степенью саморегулирования. Но давайте не будем все доводить до абсурда. В развитом гражданском обществе неизбежно и продуктивно взаимодействие между властями и общественными организациями. Причем это взаимодействие предполагает и критику этими организациями тех самых начальников, и подталкивание обществом всех ветвей и органов власти к более эффективным и разумным действиям. Лично я это только приветствую и считаю, что общественность делает очень полезное дело, оказывая свое давление на Государственную Думу. В то же самое время необходимо постоянное и хорошо налаженное взаимодействие органов власти с общественными, в том числе женскими объединениями.

Отрадно отметить, что это взаимодействие существует во многих российских регионах. В одних имеются советы по делам женщин при первых лицах, в других - координационные советы женских общественных объединений при губернаторах, в третьих - подразделения по делам женщин, семьи и молодежи в структурах администраций, органах законодательной и представительной власти.

На федеральном уровне исполнительной власти работают Комиссия по положению женщин, постоянно действующий "круглый стол" женских общественных объединений при Министерстве труда и социальной политики Российской Федерации. В Совете Федерации образована Комиссия по делам женщин при Председателе Совета Федерации. У нас в Государственной Думе Комитет по делам женщин, семьи и молодежи постоянно взаимодействует с различными женскими организациями, которые являются непременными участниками наших парламентских слушаний и членами рабочих групп по разработке текущего законодательства. Кроме того, недавно создан консультативный Совет неправительственных организаций при Председателе Государственной Думы, и я надеюсь, что и в этой общественной структуре женские организации проявят свою созидательную активность.

На этой позитивной ноте позвольте мне завершить свое выступление и пожелать всем участникам нашей международной встречи здоровья, счастья и больших успехов!

Благодарю за внимание.


15 октября 2001 года
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=310
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован