29 июня 2007
6960

Выступление председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социального развития, члена президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

Выступление председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации
по вопросам социального развития, члена президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и
демографической политике Александры Васильевны Очировой на Всероссийском совещании "О работе органов государственной власти в сфере социального развития по решению социально-демографических проблем, реализации приоритетных национальных проектов и актуальных задачах совершенствования этой деятельности",
Москва, 5 июня 2007 г.


Одной из самых востребованных тем общественной жизни России на сегодняшний день, безусловно, является тема приоритетных национальных проектов. Их появление, как концептуальное целеполагание развития страны, а затем и жизненная осязаемость результатов их реализации стали одним из главных индикаторов формирования новой модели российского государства, потерявшего за годы реформ ценностное ориентиры своих граждан, а вместе с ними значительную часть обедневшего населения.
Обращаясь к обозначенной теме, подчеркну, что одним из самых актуальных вопросов диалога власти и общества является вопрос развития механизмов их взаимодействия и общественного участия как в принятии важных государственных решений, так и в их реализации.
Если исходить из общих характеристик состояния гражданского общества у нас в стране, то можно заметить, что от прежнего противостояния оно перешло к формуле критического соучастия и диалога, и что состояние этого диалога в различных регионах неодинаково.
Вместе с тем, в настоящее время сложилась уникальная ситуация - впервые система приоритетов гражданского общества совпала с направлением политики, предложенной высшим руководством нашей страны и Президентом.
В первую очередь это касается приоритетных национальных проектов и демографической политики, с их ориентацией на развитие личностного потенциала и качества жизни, стратегическое целеполагание и новые управленческие решения, которые сопровождаются политическим надзором и должны сопровождаться общественным контролем и социальным партнерством, который сопровождается не только пониманием общих для государства и общества задач, но и появления востребованных потребностями развития стратегических документов, совершенствования законодательства.
К сожалению, этого нельзя сказать об институтах власти в целом, и исходя из практики своих многочисленных поездок по стране и писем, которые приходят в Общественную палату Российской Федерации, могу сказать, что решение стратегических задач поставленных в приоритетных национальных проектах нередко тормозится многочисленной группой чиновников среднего звена, которые большинством населения воспринимаются как самая коррумпированная часть отечественной системы управления.
Среди причин недостаточно высокого развития партнерства на этом уровне - нежелание власти взаимодействовать, и непонимание важности этого взаимодействия, низкий профессиональный уровень, бюрократизм и коррупция, несовершенство правовой базы.
В этой связи нам представляется необходимым на местах на законодательном уровне делегировать конкретные полномочия на осуществление мониторинга и контроля за национальными проектами. Известно, что в Росси за 5 лет экономического роста, проблема бедности стагнировалась, однако дифференциация в доходах и социальное неравенство увеличились. На этом фоне особое внимание должно быть уделено обеспечению эффективного взаимодействия органов социальной защиты с негосударственными органами, обеспечить идею механизмов частно-государственного партнерства в направлении преодоления бедности и социального неравенства, с использованием государственных заказов, грантов и социального инвестирования в целом. На уровне региональных стратегий не будет преувеличением отметить, что мониторинг социально незащищенных групп должен осуществляться на основе пересечения различных профилей бедности, что может послужить основой для разработки внутри национальных проектов новых адресных программ и способов взаимодействия, решения проблем доступности образования, здравоохранения, доступности и комфортности жилья, т.е. основы приоритетов национальных проектов.
Значительную роль при реализации этих мер могли бы сыграть научно обоснованные и законодательно закрепленные социальные стандарты и нормы обеспеченности населения, которые вместе с системой потребительских бюджетов концептуально являются важными индикаторами уровня и качества жизни. Система социальных стандартов могла бы быть использована для определения нормативов уровней и качества жизни, для оценки необходимых затрат бюджетов различных уровней, оценки социальной структуры населения, размеров социального неравенства как внутри субъектов, так и между субъектами, что позволило бы при реализации социальной политики выработать адресные меры для различных социальных категорий и созданию объективной системы оценки работы властей на различном уровне. Как известно, во всем цивилизованном мире стандарты жизни сегодня сориентированы на подход от "государства благосостояния" к "обществу благосостояния", что означает расширение формата ответственности, а значит, приводит к такому стандарту политических решений, когда все темы социальной политики объявляются дискуссионными и общество может повлиять на эти решения и разделить с властью ответственность.
Отмечу только необходимость доведения этих стандартов до уровня качества жизни, ибо только они могут обеспечить воспроизводство поколений и, как в этой связи отметил В.В.Путин, в этом случае "люди смогут чувствовать себя в безопасности на длительное время и планировать свою жизнь".
Хочу остановиться на конкретных проблемах детей-сирот, которые подчеркивают необходимость создания системы гражданского контроля в социальной сфере.
Сиротские заведения должны стать открытыми для контроля и участия со стороны общества. Дети-отказники, выявленные в больницах Российской Федерации, о которых впервые заговорило общество, это четкий индикатор того, что вся сложившаяся система социального сиротства нуждается в неотложной реформе, которая обеспечивала бы с одной стороны массовость устройства детей в семью, а с другой - качество этого устройства и предотвращение злоупотреблений в этих семьях.
Решением сложившейся ситуации могло бы стать создание в Российской Федерации законодательной базы для социальной защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации - в рамках патронатного воспитания, а единственной формой реальной защиты брошенных детей может быть только семейное устройство.
Поддержка семей усыновителей, опекунов, приемных и патронатных семей должна осуществляться не только государством, но и необходимо формирование в общественном сознании отношения к людям принявшим на воспитание ребенка-сироту как к людям, заслуживающим всемерного уважения. Отмечу, что во многих регионах целенаправленно проводятся кампании направленные на формирование позитивных установок.
Значительного усовершенствования требует нормативно-правовое обеспечение развития семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Должны быть разработаны и утверждены документы обеспечивающие технологию и координацию работы различных ведомств по выявлению таких детей, обследованию условий их жизни и социального сопровождения таких детей. Опыт такой работы уже есть в отдельных регионах, - Самарской и Рязанской областях, в Перми. Особенно значителен такой опыт в Москве, где в связи с проведением "Года ребенка" была принята комплексная программа дополнительных мер по поддержке семей с детьми.
Следует отметить, что существуют проблемы с созданием центров семейного сопровождения, центров усыновления. Требует урегулирования порядок предоставления информации находящейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, равно как и проблема своевременного оформления статуса отказных детей, выявление детей, оставшихся без попечения родителей. Отмечу, что в стране наметилась тенденция сокращения численности детей, оставшихся без попечения родителей. Так за счет профилактической работы, в том числе и общественных организаций, введения различных форм социального патроната темп этого сокращения в ЦФО превышает среднее значение по России более чем в 2 раза.
К сожалению, на практике отсутствует и такая прозаическая вещь как система оперативного исполнения по взысканию алиментов. В обществе все больше поднимается тема ответственности родителей, не выполняющих обязанности по обучению и содержанию детей.
Особого усовершенствования требуют вопросы контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда женщин и несовершеннолетних. С одной стороны это ответственность работодателей, с другой - государства.
Большой проблемой для регионов, особенно для сельских и отдаленных районов, является проблема доступности здравоохранения и оказания высокотехнологичной медицинской помощи. По мнению общественных экспертов, назрел вопрос повышении эффективности уже существующих клинических центров за счет дооснащения оборудованием и поставок дорогостоящих материалов и медикаментов.
Заслуживает особого внимания приобретшая кризисный характер ситуация с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации. Особенно страдают дети с инвалидностью. Процесс получения технических средств реабилитации забюрократизирован, что служит поводом к росту социальной напряженности в обществе.
Общественная палата Российской Федерации провела ряд слушаний по актуальным вопросам социальной политики и приняла ряд рекомендаций по вопросам преодоления бедности, о здравоохранении, о демографической ситуации, по семейным ценностям и социальному сиротству, положению семей военнослужащих и др. Однако, в целом, вовлечение представителей гражданского общества и экспертного сообщества на всех уровнях публичной власти не приобрело системного характера. Необходимо и важно в короткие сроки сформировать четкие правовые гарантии такого участия.
В тоже время не менее, если не более, важно - чтобы каждый гражданин России не потерялся в обезличенных механизмах и технологиях выживания, а получал гарантированные возможности для своего развития и совершенствования, ощутил на себе, на своей семье реальное повышение качества жизни. Ибо качество жизни - и есть самое достойное целеполагание цивилизованной социальной политики.
Ресурсы нашей страны позволяют сделать ее процветающей. И особое место в этих ресурсах занимают на сегодняшний день ресурсы приоритетных национальных проектов.
Завершая свое выступление, я хочу поблагодарить Президента страны и Д.А.Медведева за поддержку многих инициатив Общественной палаты и гражданского общества, появление гражданских инициатив в законодательстве страны и многих других стратегических документов, важных для развития страны, которые формируются не в обход общества, а при его участии.

2007-06-29
www.nasledie.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован