15 октября 2001
2804

Выступление председателя Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.

Уважаемые участницы и участники Встречи!

Так уж случилось, что именно мы, живущие сегодня, стали свидетелями смены не только столетий, но и двух тысячелетий. Мы вправе надеяться и влиять на то, чтобы наши государства в новом тысячелетии имели качественно более совершенное гражданское устройство, где есть место разным точкам зрения, где власть считается с мнением всех слоев населения, где граждане имеют высокую правовую и социальную защиту. Именно институты гражданского общества предоставляют любому человеку, в том числе женщине, возможность не только быть услышанным, но и защитить и отстоять свои права и свободы.

Полагаем, что вопросы продвижения женщин во власть, усиление их влияния на качество принимаемых государственных решений, актуальны не только для России, но и для других стран Содружества, поэтому предлагаем их для дискуссии.

У наших граждан, порой вынужденно разделенных границами, немало и других проблем. Это вопросы, связанные с трудовым правом, получением алиментов, защитой прав детей в смешанных браках, обеспечением прав беженцев и вынужденных переселенцев.

Разве могли мы десять лет назад предположить, что особую остроту приобретут проблемы бедности населения, торговли женщинами и детьми, их сексуальной эксплуатации? Вооруженные конфликты, кровь и распри - это, к сожалению, тоже приметы сегодняшнего времени. Реальность такова, что последнее десятилетие нашими государствами Содружества управляют президенты - мужчины. И, может быть, многих политических и социальных просчетов и издержек в проводимых преобразованиях можно было бы избежать, если бы голос женщины был более весом и решителен.

Давайте посмотрим, как наша российская женщина влияет на политику? Есть ли у нее для этого возможности?

В стране более тысячи женских неправительственных организаций, 13 из которых имеют статус международных, 11 - общероссийских. Но только в 6 партиях, которые могли принимать участие в выборах, председателями являются женщины. К сожалению, ни одна такая партия не смогла преодолеть 5-ти процентный барьер и пройти в Государственную Думу на последних выборах в 1999 году.

В официальных материалах многих государств СНГ также отмечается, что женщины занимают доминирующее положение в неправительственных организациях. При этом, как и в России, исключение составляют лишь политические партии, реально влияющие на формируемую политику.

За примерами далеко ходить не надо. Мы являемся свидетелями снижения численности женщин-депутатов в Государственной Думе. Восемь лет назад - в 1993 году - в Думу было избрано 60 женщин или 13%, а в декабре 1999 года - почти в два раза меньше - около 8%. В Совете Федерации 89 регионов России представляют только три женщины.

А вот в парламенте Туркмении 26% женщин, в Белоруссии - больше 19%.

По представленности женщин в парламенте Россия среди государств Содружества Россия занимает лишь 12 место, а среди парламентов мира 110. Нас опережают даже Эфиопия, Гвинея Бисау, другие африканские государства.

В Государственной Думе нет ни одного депутатского объединения, - а у нас их девять, - которое возглавляла бы женщина. Только двумя комитетами из 28-ми руководят женщины.

Численность женщин в законодательных органах власти субъектов Российской Федерации не достигает 10%. Только в трех (из 89) председателями избраны женщины. При этом в четырех регионах страны в законодательных органах нет ни одной женщины. Это Новосибирская, Тюменская и Челябинская области, Коми-Перемяцкий автономный округ.

В органах местного самоуправления женщинам принадлежит больше - почти четверть (24%) выборных муниципальных должностей. Но и здесь традиционно существенное преобладание мужчин на руководящих должностях.

К сожалению, не меняется ситуация и в исполнительной власти. Нет ни одной женщины - министра. Единственный Заместитель Председателя - женщина - возглавляет самый сложный социальный блок вопросов. Нет ни одной женщины - губернатора. Лишь в трех регионах - в Москве, Усть-Ордынском Бурятском и Эвенкийском автономных округах - на уровне первых заместителей губернаторов есть женщины.

Несмотря на дискуссию о механизмах достижения равенства мужчин и женщин в политической сфере, вполне понятно, что для изменения этой ситуации, не обойтись без создания правовых гарантий такого равенства. Интересен уже имеющийся, в том числе международный, опыт.

Законодательством Франции, например, для политических партий, идущих на выборы, предусматривается норма, по которой в списках кандидатов должно быть не более 50% лиц одного пола. Аналогичная норма действует и в отношении кандидатов по одномандатным округам, выдвигаемым партиями.

В Республике Узбекистан Указом Президента установлена квота для увеличения числа женщин в органах исполнительной власти всех уровней. Согласно этому Указу на должности заместителей глав администраций по социальным вопросам назначаются женщины.

Законом Литовской Республики о равенстве возможностей, принятым в 1999 году, квоты для женщин в списках избираемых кандидатов или в системе администраций не предусматриваются. Однако они введены в Литовской социал-демократической партии: в составе её выборных органов и в избирательных списках должно быть не более двух третей лиц одного пола.

Недавно принятым в России Законом "О политических партиях" определено, что мужчинам и женщинам, являющимся членами партий, должны создаваться равные возможности для представительства в руководящих органах партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим готовим сейчас соответствующие поправки в избирательное законодательство.

Это была речь о реализации потенциала женщины в политической сфере. Сейчас хотелось бы остановиться на положении женщин в социально-трудовой сфере.

В России доля женщин, среди всех работающих составляет 48%. В Белоруссии и Молдове этот показатель чуть выше - 53 и 52% соответственно.

Общей тенденцией для всех государств СНГ является то, что высокооплачиваемые, наиболее престижные отрасли экономики становятся труднодоступными для большинства женщин.

В России, например, за десять лет в целом численность занятых в сфере финансов и кредитования увеличилась чуть больше, чем в полтора раза. При этом количество мужчин возросло почти в пять раз, а число женщин осталось прежним.

Все привлекательнее для мужчин становится сфера управления. Десятилетие назад мужчины шли сюда в три с половиной раза реже, чем женщины. Сейчас же их приток, напротив, увеличился почти в три раза.

Только бюджетная сфера с наиболее низкой зарплатой остается исконно "женской". В образовании и здравоохранении женщины составляют 80-82 процентов от общего числа работников.

По прежнему актуальна проблема разрыва уровня заработной платы женщин и мужчин. По официальным данным, в целом женщины зарабатывают на 30% меньше, чем мужчины, а фактически вдвое. Для сравнения - в Белоруссии (по данным Межгосударственного статкомитета) этот разрыв лишь 10%.

И еще один сюжет. Не вдаваясь в детали спора, - имеет ли безработица "женское" лицо, - приведу цифры. В России почти каждый второй безработный - женщина. Притом среди уволенных по инициативе администрации, большую часть составляют женщины. А вот среди уволившихся по собственному желанию, женщин почти на четверть (22%) меньше, чем мужчин. Как видим, чаще всего женщины увольняются не по собственному желанию.

Все это, а также присущая женщинам максимальная ответственность за благополучие своих близких, побудило наиболее активную их часть искать новые формы самозанятости.

Сейчас женщины составляют до 20% от общего числа предпринимателей, возглавляющих мелкие и средние предприятия.

Большая часть женщин-предпринимательниц развивает малый бизнес в социально-бытовой, медицинской, торгово-посреднической сфере. В последний период весьма заметным стало участие женщин в рекламном, издательском, сервисном, туристическом, гостиничном бизнесе.

Горько об этом говорить, но сегодня в условиях бедности населения, а по статистике, более половины работающих имеют доходы ниже или на уровне прожиточного минимума, начинает развиваться еще один вид "женской занятости", - так называемая, индустрия интимных и сексуальных услуг.

К сожалению, прежде всего молодые женщины и девушки становятся жертвами этих быстрых "легких" денег.

Есть проблемы выезда за рубеж по приглашению на работу женщин, которые потом оказываются в борделях и публичных домах. Какая судьба ждет их?

Нужны "рецепты" от того социального недуга, который вынудил людей торговать собой. Понятно, что это большой объем не только правовых, но и социальных, и нравственных мер.

Не могу не остановиться еще на одном комплексе проблем, которые для России в последние годы приобретают первостепенное значение. Это вопросы демографии, семейной политики.

В новое тысячелетие Россия вошла с населением менее 145 млн. человек. Еще 10 лет назад нас было больше 150 млн.

Естественный прирост отмечается только в 14 из 89 субъектов Федерации. В основном это республики: Дагестан, Ингушетия, Тыва, Саха (Якутия).

Почти в 1/3 регионов смертность в три раза выше, чем рождаемость. Это Псковская, Тульская, Ивановская, Тверская, Смоленская области и ряд других территорий.

Сопоставление демографической ситуации России и 36 зарубежных государств свидетельствует, что Россия уже относится к вымирающим странам, так как в этом списке занимает предпоследнее место по коэффициенту рождаемости. Ниже нас только Болгария.

Негативные демографические тенденции сопровождаются ухудшением здоровья нации.

У нездоровых родителей - нездоровые дети. По данным исследований, в ряде регионов страны уже в младших классах доля абсолютно здоровых детей составляет не более 10%, а в старших не дотягивает и до 5. К моменту окончания школы хронические заболевания имеют более 80% девушек (а ведь это - будущие матери) и более 1/3 мальчиков (а они - не только будущие отцы, но и защитники Отечества).

В этой ситуации вопросы семейной политики становятся самыми приоритетными.

Нас беспокоит, что в структуре семьи каждая третья - однодетная. Лишь в каждой пятой - по двое детей. И особенно сокращается число многодетных. И менее 4% - многодетные, а для простого замещения населения необходимо, чтобы таких семей было более 15%.

Понятно, почему многие супружеские пары не ходят заводить детей. Уровень доходов семьи напрямую связан с количеством детей. Каждая вторая семья с несовершеннолетним ребенком имеет среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума. При двух детях бедность уже почти в 65% семей. При трех - 80%, при четырех - почти во всех.

О кризисе семьи свидетельствуют и данные о разводах. Совсем недавно мы ужасались тому, что на один брак приходится два развода. Не исключаю, что можно ожидать ухудшения ситуации. По статистике, в текущем году количество разводов составило уже 92% от количества зарегистрированных браков.

Изменение в обществе морально-нравственных ориентиров, падение воспитательного потенциала семьи ведет к массовой проблеме сиротства. Сейчас в России около 700 тысяч детей-сирот, это больше, чем в конце Великой Отечественной войны. Но если в войну родители погибали, то сейчас только 5% истинных сирот. Остальные, так называемые, "социальные" сироты при живых родителях. Дети, ненужные своим родителям, вовлекаются в различные криминальные сообщества, становятся легкой добычей порнодельцов и сексуальных извращенцев.

Как же изменить эту ситуацию? Какой должна быть политика государства, чтобы семья, женщина, ребенок чувствовали себя нужными и защищенными?

Наверно, даже самые развитые государства до конца не могут дать ответы на эти универсальные вопросы. Не ставим и мы такой задачи.

Справедливости ради надо отметить, что в России формально для этого сделано немало. Приняты десятки законов, изданы указы Президента, постановления и распоряжения Правительства в интересах семьи, женщин, детей.

Но спросите тех, кто приехал на нашу встречу из регионов России, как живется там женщине, чувствует ли она уверенность в завтрашнем дне? Думаю, ответ понятен.

По каким же направлениям можно изменить ситуацию? Я вижу три главных приоритета.

Первое - необходимо усилить социальную составляющую бюджетной политики.

Сейчас, как вы знаете, Госдума работает над федеральным бюджетом следующего года. В социальную сферу предлагается направить 28% (или в абсолютных цифрах 524 млрд. рублей) расходной части бюджета. Будут увеличены расходы на образование на 60% (с 48 до 78 млрд. рублей), здравоохранение - 27% (с 22 до 30 млрд.), культуру - 60% (с 6 до 10 млрд.). Уже принят закон, по которому с 1 декабря с.г. повысится почти в два раза зарплата в бюджетной сфере.

Уже говорилось о низких доходах населения, поэтому понятна потребность большинства семей в поддержке государства, в том числе, через выплаты различного рода пособий.

С этого финансового года изменен механизм выплаты ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей. Ранее эта обязанность возлагалась на субъекты Федерации, но не все могли в полном объеме обеспечить требования закона. Чтобы не страдали дети, сейчас средства на эти цели выделяются из федерального бюджета. Это позволило нормализовать текущие выплаты.

С будущего года в три раза (с полутора до четырех с половиной тысяч рублей) планируется повысить размер единовременно пособия при рождении ребенка и в два с половиной раза (с 200 до 500 рублей) - пособия при уходе за ребенком до полутора лет.

Три года назад, кстати, по инициативе депутатов, в федеральный бюджет включена отдельная строка по финансированию мероприятий на оздоровление детей. Теперь это стало нормой.

В России, финансируются две целевые программы "Молодежь России" и "Дети России". Последняя состоит из 10 подпрограмм. Усилиями депутатов в текущем году её финансирование удвоено. Благодаря этому, число строящихся за счет федеральных средств детских объектов (а это оздоровительные комплексы, детские дома, школы, центры реабилитации детей-инвалидов и др.) увеличилось со 128 до 188, т.е. на 50%.

Откровенно должна сказать, что это не только работа депутатов, но и большая заслуга в этих подвижках женщины-руководителя, Заместителя Председателя Правительства, Валентины Ивановны Матвиенко.

Помимо усиления финансирования социальных мероприятий , необходимо и их правовое подкрепление. Скажу о последних наработках.

В этом году в Госдуме рассматривалось 6 вариантов Трудового кодекса. Притом, подходы как к общим нормам, так и к регулированию труда женщин, были самые противоречивые. Чтобы уйти от крайностей, была создана специальная комиссия, в которой наш Комитет принял активное участие. В согласованном варианте, уже принятом Госдумой в первом чтении, мы защитили беременную женщину, женщину, имеющую малолетнего ребенка. Более того, некоторые гарантии еще и расширены. Например, появилась норма, которая обязывает работодателя по заявлению беременной женщины в случае истечения срока трудового договора, продлить его до наступления у женщины права на отпуск по беременности и родам. Сейчас, как вы знаете, срочный трудовой договор с ней расторгается.

Подробнее проект Трудового кодекса будет обсуждаться на "круглом столе".

Стратегически важным мы считаем развитие законодательства, направленного на поддержку семьи, и в первую очередь - молодой. Что чаще всего является причиной распада таких семей и нежелания обзаводиться детьми? Низкие доходы, отсутствие работы и жилья.

Сейчас приступаем к наработкам закона о государственной поддержке молодой семьи. Ведь 2/3 детей, по данным экспертов, появляется именно в молодых семьях. Разрабатывается закон о молодежном предпринимательстве. Ведь 38% всех безработных - это молодые люди до 30 лет.

О непростой судьбе законов о государственной поддержке многодетных семей, предотвращении насилия в семье вы узнаете в работе соответствующего "круглого стола".

Я уже говорила о проблеме сиротства. В этом году принят Закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Он обеспечивает приоритетность российского усыновления.

Не знаю, как в других странах СНГ, но в России остро стоит проблема иностранного усыновления. За последние годы свыше 30 тыс. детей вывезено за рубеж. Сейчас ведется ряд уголовных дел по такому вывозу. Вместе с тем, по оценкам, потребность российских семей в усыновлении обеспечена только на 20%. Закон поможет им сделать это.

Наверно, многие видели по второй программе фильм "Голубая орхидея", в котором поднята проблема вовлечения беспризорных детей в преступную индустрию секса и порнобизнеса.

Мы наработали законопроект о внесении в Уголовный кодекс поправок об ужесточении уголовной ответственности за растление несовершеннолетних, их сексуальную эксплуатацию, посягательство на половую неприкосновенность. Российское законодательство в отношении таких лиц значительно либеральнее, чем в большинстве государства мира.

Наконец, - нас не может не волновать духовное, нравственное состояние общества.

Говорят, что демократия - это очень тонкая грань между недозволенностью и вседозволенностью. Беда государству, которое перешагивает эту грань.

И, если говорить о гражданском обществе, оно должно быть более требовательным к государственным институтам, взыскательнее относиться к СМИ. Именно их обязанность формировать бережное отношение к истории, нашим духовным истокам, языку, на котором говорили Пушкин, Толстой, Достоевский. Пока мы видим другое. И здесь голос женщины должен звучать в полную силу.

Благодарю за внимание.

15.10.2001
http://www.duma.gov.ru/goryacheva/doclad/vys2.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован