05 декабря 1998
4285

Выступление председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы, президента Европейской межпарламентской Ассамблеи православия В.И.Зоркальцева

ДУХОВНЫЙ ОБЛИК СЕГОДНЯШНЕЙ РОССИИ НЕМЫСЛИМ БЕЗ ИСЛАМА

Уважаемые муфтии! Уважаемые коллеги!

В своем кратком выступлении хотелось бы остановиться на трех вопросах:

1. История развития ислама в России.

2. Опыт и итоги взаимодействия ислама и православия.

3. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" - правовая основа развития ислама и других традиционных религий в России.

Ислам является целой эпохой в истории нашего Отечества. Через два года мы будем отмечать не только двух-тысячелетний юбилей христианства, но и 1400-летний юбилей (по лунному календарю) начала распространения ислама в России.

Наша страна прошла непростой исторический путь, полный великих триумфов и трагедий, драматична и религиозная история России. Но несмотря на все трудности, мы можем сегодня смело сказать, что ислам стал второй по значению и по численности последователей религией, оказавшей огромное воздействие на развитие всей российской культуры. В процессе сотворчества, взаимодействия разных и самобытных народов и религий в России была создана уникальная цивилизация, главными составляющими которой являются православная и мусульманская культуры.

История России, к счастью, не знает примеров войн по религиозным причинам, которые происходили в ряде других стран, ибо главной отличительной чертой российского общества и менталитета является веротерпимость. Благодаря этому традиционные отечественные конфессии - православие, ислам, иудаизм, буддизм, а также иные религии - мирно сосуществовали на необъятных просторах нашей Родины. Конечно, не все было безоблачно, имели место и конфликты, и споры, но главное состоит в том, что создавалось общество безконфликтности.

В условиях многоконфессиональной России любые действия властей в отношении ущемления религиозных прав какого бы то ни было народа всегда были пагубны для государства, угрожали его стабильности, гражданскому миру, самим основам его существования.

В связи с расширением границ Московского государства на Восток осуществлялось приведение (чаще всего на добровольной основе, но иногда и насильственное) его подданных к православной вере. Результатом подобной политики стало уничтожение исламских реликвий, ликвидация мечетей и медресе. Несмотря на это, во многих регионах России соображения государственной и практической целесообразности брали верх над умозрительными политическими доктринами, и социальные и религиозные права мусульман оставались неприкосновенными. Так, русский посланник Новосильцев в своем докладе турецкому султану Селиму сообщал, что русский царь "не есть враг мусульманской веры. Слуга его, царь Саин-Бу-лат господствует в Касимове, царевич Кайбула - в Юрьеве, Ибак - в Сурожихе, князья Ногайские - в Романове: все свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях, ибо у нас всякий иноземец живет в своей вере".

Печальную славу снискала в среде мусульман так называемая "Комиссия для крещения казанских и нижегородских мусульман и других иноверцев". Результатом принимаемых мер стали восстания, угроза целостности государства. В этих условиях переломным этапом в истории многоконфессиональной России стала дальновидная политика Екатерины II.

В своем "Наказе" императрица Екатерина Великая говорила: "В столь великом государстве, распространяющем свое владение над столь многими разными народами, весьма бы вредный для спокойствия и безопасности граждан был порок - запрещение или недозволение их различных вер...

Гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону умягчает и самые зачерствелые сердца и отводит их от заматерелого упорства, утушая споры их, противные тишине государства и соединению граждан".

В период ее правления мусульмане получили значительные права и свободы в вопросах исповедания своей веры. При Екатерине II было создано Оренбургское духовное собрание по заведыванию лицами магометанской веры, правопреемником которого ныне является Центральное Духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ. Аналогичные Духовные управления мусульман были созданы также в Крыму и Закавказье. Новая политика государства в отношении ислама позволила мусульманской общине страны структурироваться и иметь официальные, признанные государственной властью организации, занимающиеся социальными, догматическими, благотворительными и иными мусульманскими проблемами (Духовные управления, общества, издательства и т. д.).

Уникальный опыт взаимодействия государства и мусульманских религиозно-правовых институтов был накоплен в Средней Азии. Там сложился уникальный государственно-правовой механизм, когда мусульманская правовая и религиозная власть оставалась в руках, например, бухарского эмира - духовного главы мусульман. Мусульмане имели свободу выбора в правовых вопросах - идти в гражданский, светский, суд на основе законов Российской Империи или обратиться в шариатский суд. Имеющийся опыт государственно-религиозных отношений, особенно в области взаимодействия государства и мусульманских правовых институтов, в вопросах регулирования личного статуса мусульман, думаю, будет полезен и сегодня, в новых условиях светского государства в решении многочисленных проблем в мусульманских регионах, особенно на Северном Кавказе.

Попытки Екатерины II, названной великим русским поэтом Г. Державиным царевной Киргиз-Кайсацской Орды, а татарами-мусульманами "Аби-патша" ("бабушка-царица"), упорядочить религиозную жизнь мусульман, определить новую политику в отношении российских подданных-мусульман стали новой страницей в истории ислама в России.

И это все не случайно, ибо история контактов православной Руси с последователями ислама - такая же древняя и богатая, как история самих этих двух мировых религий. Известно, что Владимир Святой имел возможность познакомиться с вероучением мусульман, которых в момент крещения Руси было немало на территории Киевского государства. Потомки Владимира женились на девушках из мусульманских родов (достаточно вспомнить воспетую А. Бородиным в его опере "Князь Игорь" романтическую любовь сына Игоря Святославовича к дочери половецкого хана Кончака), а своих дочерей отдавали замуж за мусульманских правителей. Когда Золотая Орда приняла ислам, она сохранила исключительную терпимость по отношению к православным, допускала существование и развитие православных церквей и монастырей на своих землях. Наследники Золотой Орды - Сибирский, Казанский, Астраханский, Крымский ханы - не препятствовали деятельности православного духовенства в своих государствах.

Многие мусульмане принимали христианство и даже переселялись на Русь. Там образовывались новые знатные роды, сыгравшие видную роль в истории России. Из рода Глинских - потомков Мамая - вышла мать Ивана

Грозного, бабушка его сына - царя Федора. Потомки татарского Мурзы образовали род бояр Годуновых. Знаменитый княжеский род Юсуповых, находившийся в родстве с царской династией, также татарского происхождения. Наконец, Романовы в числе своих предков тоже имели мусульман. Не случайно, видимо, поэтому крупнейшая в России мечеть была сооружена в державном Петрограде.

Исламскую культуру хорошо знали и ценили выдающиеся русские писатели, художники, композиторы. Среди них мы встречаем имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, Е. Есенина, М. Глинки, А. Бородина, М. Мусоргского, П. Чайковского, И. Репина, В. Поленова, В. Верещагина, В. Сурикова. Взаимообмен обогащал все культуры, представленные на территории России.

Продолжая эти традиции, в первой половине XX века создаются новые Духовные управления мусульман в Ташкенте и Махачкале. Безусловно, религиозная жизнь мусульман стала одной из составляющих духовной жизни наших народов.

Сегодня мы смело можем сказать, что Россия является не только великой христианской, но и великой мусульманской страной. Россию считают своей Родиной и проживают на ее территории, по разным оценкам, от 16 до 20 миллионов мусульман. Во всех регионах - субъектах Российской Федерации действуют мусульманские общины, духовно объединяя ее, а ряд регионов традиционно считаются мусульманскими - Татарстан, Дагестан, Чечня, Башкортостан, Кабардино-Балкария и др. Являясь второй по численности последователей религиозной общиной, мусульмане России входят в десятку крупнейших исламских общин мира.

Возрождение ислама в России мы рассматриваем как несомненно положительное явление, как неотъемлемую часть всеобщего духовно-религиозного возрождения России. Формирование нового облика России - России, устремленной в будущее на крепком фундаменте своей самобытности, несомненно предполагает возрождение и развитие духовных традиций отечественных конфессий. Исламская веротерпимость, благотворительные и социальные исламские институты, особая духовная близость православия и ислама должны стать неразрывной частью того фундамента, на котором Россия должна возродиться и вновь обрести свое державное величие.

В современной России ислам играет важную роль в жизни народа. Без ислама современное российское общество вообще немыслимо. Это вновь подтвердил и законодательно закрепил новый Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", принятый Государственной Думой России.

Подписанный 1 октября Президентом РФ Закон вступил в силу. Действовавший до этого Закон, принятый 7 лет назад, наряду с несомненными достоинствами, имел положения, не выдержавшие испытания временем, в результате чего возникло немало проблем как для общества, так и для религиозных конфессий. Закон провозглашал нормы, применимые для государства с иными государственно-правовыми традициями, и не учитывал сложившиеся в России исторические, религиозные, культурные традиции.
Согласно Закону, государство оказалось полностью отстраненным от имеющих место в обществе религиозных процессов, бесправным созерцателем религиозных и псевдорелигиозных, зачастую разрушительных и опасных для государства событий. В результате в условиях, когда государство не могло вмешиваться в религиозные процессы, в субъектах Федерации начался бум религиозного законотворчества, выходящий за рамки Конституции и федерального законодательства.

Таковы были правовые предпосылки для принятия нового Закона, который и стал итогом многолетней работы Государственной Думы, ученых, специалистов в области права, религии, государственно-церковных отношений. Членами рабочей группы по подготовке законопроекта были представители традиционных конфессий России. Самое активное участие в подготовке Закона приняли уважаемые руководители конфессий, в том числе муфтии - руководители Духовных управлений мусульман.

Доказательством того, что российское государство признает и уважает ислам - религию миллионов своих граждан, считает ислам исконно российской конфессией, стала преамбула нового Закона, в которой подчеркивается уважение к исламу как к религии, "составляющей неотъемлемую часть исторического наследия народов России". Впервые в истории российского государства принят законодательный акт, в котором выражено такое подчеркнуто уважительное отношение к исламу.

Действующий Закон ставит все религиозные конфессии в равное положение: никому не даны преимущества и привилегии. Предполагается новая процедура регистрации религиозных организаций, которая не ущемляет религиозные интересы их последователей, признавая их права на отправление своих религиозных нужд. Под контролем общества будут отныне организации, провозглашающие новые религиозные учения, не имевшие распространения на территории страны. О необходимости таких мер, к сожалению, говорят нам печальные последствия бесконтрольной деятельности в России секты "Аум Синрике" и подобных ей организаций.

Конечно, Закон нельзя считать совершенным. Но важно понять главное - нынешний Закон есть единственно возможный в условиях современной России компромисс, достигнутый в результате кропотливого многолетнего труда представителей различных слоев нашего общества.

Теперь мудрость, терпение, такт и взаимное уважение потребуются и от государства, и от религиозных организаций, и от граждан. Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" подготовлен для защиты прав и свобод каждого человека в России, прав традиционных российских конфессий, чья многовековая деятельность определила духовный облик России, призван объединить верующих и неверующих граждан страны в деле возрождения нашего Отечества.

Насколько удастся достичь этой благородной цели, насколько Закон сможет содействовать этому - покажет время. Но я не сомневаюсь, что со стороны мусульман, как уважаемых муфтиев, так и остальных верующих, будет внесен достаточно весомый вклад в дело достижения нашей цели - процветания России.

В заключение мне хочется привести слова выдающегося мусульманского мыслителя, патриота России Исмаила Гаспринского, написанные им в прошлом веке, но, на мой взгляд, не потерявшие актуальности и глубокого смысла и сегодня: "Я верю, что рано или поздно русское мусульманство, воспитанное Россией, станет во главе умственного развития и цивилизации остального мусульманства. Цивилизация, родившись на Крайнем Востоке и постепенно до сих пор продвигаясь на Запад, ныне, кажется, начала обратное движение на Восток, и на пути ее русские и русские мусульмане, мне кажется, предназначены быть ее проводниками..."

Думаю, глубокий философский смысл слов великого мыслителя еще не раз будет предметом исследования ученых, политических деятелей, но историческая правота его, мне кажется, очевидна. И эти тенденции необходимо учитывать в практической деятельности уже в наши дни. Спасибо за внимание.


05.12.1998

Материалы Всероссийской научно-практической конференции
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован