22 мая 2003
2323

Выступление С.П. Горячевой на парламентских слушаниях по вопросу `О законодательном обеспечении государственной материальной поддержки семей с детьми`.

Уважаемые участники парламентских слушаний!


Сегодня мы обсуждаем очень важную тему - законодательное обеспечение государственной материальной поддержки семей с детьми. Такая обязанность на государство возлагается самой Конституцией и конкретно статьями 7, 38 и 72.

Как вы знаете, 19 мая 1995 года был принят специальный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Им установлено пять видов пособий - от пособия по беременности и родам, до ежемесячного пособия на ребенка. Четыре вида пособий выплачиваются из средств Фонда социального страхования и одно - детское - из федерального бюджета.

К сожалению, сегодня государственная материальная поддержка семей с детьми не соответствует их реальным потребностям, тем издержкам, которые семьи неизбежно несут при содержании и воспитании детей.

Но нас беспокоит то, что в скором времени семья может лишиться и того немного, что определено государством.

Вы знаете, что в первом чтении принят внесенный Президентом законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В нем делается попытка разграничить полномочия, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Действительно, давно пора разобраться, кто и за что у нас в стране отвечает. Однако, наряду с положительными моментами законопроекта, желанием конкретизировать ответственность властей за осуществляемые функции, в нем заложены нормы, которые не только не сообразуются с Конституцией, но могут вызвать еще большее ухудшение демографической ситуации, незаинтересованность семьи иметь детей.

Статья 72 Конституции относит вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Но эти полномочия предполагается переложить на плечи регионов.

В соответствии со статьей 26-3 проекта ответственность за социальную поддержку детей-сирот, беспризорных детей, семей, имеющих детей, в том числе одиноких и многодетных, полностью возлагается на субъекты Федерации.

Сопутствующие законопроекты о финансовом обеспечении передаваемых полномочий пока даже не внесены. Найдут ли субъекты Федерации средства на эти цели, думаю, понятно каждому.

Ведь еще свежа в памяти ситуация, когда до 2001 года регионы из своих средств выплачивали детские пособия. Кто не помнит, что только в девяти из 89 не было задолженности. А она составляла по Российской Федерации более 30 млрд. рублей. Неужели это ничему не научило федеральный центр?

Нам бы хотелось услышать мнение представителей федерального центра и территорий, к каким последствиям может привести такое решение. Мы просчитали, что расходы на поддержку семей с детьми обходятся федеральному центру в 59 млрд. рублей. Это означает, что на пособия по материнству, уходу за детьми, выплаты ежемесячного пособия на ребенка, организацию отдыха и оздоровления детей, финансирование программы "Дети России", частичное содержание детско-юношеских спортивных школ приходится чуть больше двух процентов от суммы расходов федерального бюджета и бюджета Фонда соцстраха.

Для примера - на содержание чиновничества тратится в год на 6 млрд. больше. А на выплату внешних долгов государство раскошеливается на сумму, которая почти в четыре раза больше.

Как видим, федеральный центр не очень обременяет себя поддержкой семьи и детства. 59 млрд. рублей для него - не столь значительная ноша, а для большинства субъектов может стать непосильной.

Полностью переложив заботу о семье, беспризорниках, сиротах на регионы, можно разрушить с таким трудом созданную, может быть не до конца и совершенную, но вполне жизнеспособную систему поддержки семей с детьми.

Справедливости ради надо отметить, что за последние три года удалось решить несколько серьезных проблем.

Первая касается изменения механизма финансирования выплаты ежемесячного пособия на ребенка. Пойдя на компромисс с Правительством и усилив адресность этих выплат, финансирование детских пособий с 2001 года переведено на федеральный уровень. Это позволило обеспечить текущие выплаты, существенно снизить задолженность. Сейчас она составляет 9,3 млрд. рублей, три года назад, как я сказала ранее, была более 30 миллиардов. 46 регионов или каждый второй из бывших должников с долгами практически рассчитались.

За счет средств Фонда социального страхования с 2002 года увеличены размеры четырех видов пособий. В частности, - втрое возросло единовременное пособие при рождении ребенка. В два с половиной раза - ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет. Это повышение коснулось почти 10 млн. семей.

Почти на 30% (с 8,3 до 11,6 млрд. рублей) по сравнению с прошлым годом, увеличены в текущем году расходы на отдых и оздоровление детей в бюджете Фонда соцстраха. В федеральном бюджете увеличение составило 25%.

Результатом совместных усилий стало увеличение почти в четыре с половиной раза ассигнований на подпрограмму "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в два раза - на подпрограмму "Одаренные дети" в программе "Дети России". В настоящее время появилась новая, очень важная при нынешнем состоянии здоровья детей подпрограмма "Здоровый ребенок".

Может, этого не так и много, но мы, увы, живем в бедном государстве. И нас радует, что многие регионы параллельно с федеральным центром стараются в рамках собственных ресурсов находить дополнительные меры поддержки семей с детьми. Увеличивают размеры пособий, вводят их новые виды, расширяют круг получателей.

Вот несколько примеров.

Общефедеральный размер единовременного пособия при рождении ребенка составляет 4,5 тыс. рублей. В дополнение к этому в Смоленской области установлено "областное" единовременное пособие при рождении ребенка в размере еще двух тысяч рублей. В Московской области при рождении второго, третьего и последующих детей дополнительно выплачивается по 1000 рублей. Выплаты, учитывающие очередность рождения детей, установлены также в Нижегородской области, Республике Саха (Якутия), Краснодарском крае, других регионах.

Довольно интересный опыт наработан в Белгородской области. Там на каждого новорожденного открывается банковский вклад, куда вносится 1000 рублей. Именное накопительное свидетельство открывается в Кабардино-Балкарской Республике.

В Новгородской области детям малоимущих безработных родителей к федеральному детскому пособию ежемесячно выплачивается дополнительное пособие в размере 50 рублей.

Как, своего рода, пособие по беременности и родам в размере 60 тыс. рублей получают неработающие женщины в Ненецком автономном округе.

В Республике Марий Эл установлены единовременные выплаты к началу учебного года на школьников.

В большинстве регионов приняты правовые акты по поддержке многодетных и молодых семей, семей с детьми-инвалидами.

В раздаваемые материалы мы вложили региональные правовые акты по этим вопросам. Считаем, что это будет полезная для вас информация.

Надеюсь, мы услышим об интересном опыте Санкт-Петербурга, других регионов.

Я уже говорила, что два года назад нам удалось перевести на федеральный уровень финансирование детского пособия, но какую семью может устроить его размер?

Детское пособие составляет 70 рублей в месяц! Это меньше 4% величины прожиточного минимума ребенка. Даже в 1999 году этот показатель составлял 6 процентов. Налицо тенденция к ухудшению.

А вот в Норвегии пособие на ребенка до трехлетнего возраста доходит до 500 долларов в месяц при средней зарплате 3,5 тыс. долларов.

В Комитет поступило несколько инициатив по увеличению размера пособия. В одном проекте ежемесячное пособие на ребенка увеличивается до 500 рублей. К тому же при рождении второго ребенка его предлагается увеличивать еще на 20 процентов.

Другой законопроект - его авторы 40 депутатов Госдумы - предлагает увеличить пособие до 300 рублей, а на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву - удвоить.

Не трудно догадаться, какое заключение дало по этим законопроектам Правительство. Естественно, - отрицательное, кстати, ничего не предлагая взамен. Главный аргумент - нет для этого средств.

Конечно, экономическое положение страны крайне неустойчиво. Но последние два года мы имеем профицит бюджета. В 2002 году он составил 178 млрд. рублей, в 2003 году - 72 млрд. рублей. Разбрасываться деньгами, конечно, не стоит, но еще более постыдно экономить на поддержке материнства и детства.

Более того, мы предлагали Правительству через "детский" налог привлечь в бюджет дополнительные средства. Для этих целей создать Национальную кассу - специальный бюджетный фонд - по образцу того, что работает во Франции, - в котором аккумулировать средства на поддержку семьи, материнства и детства.

В качестве источников наполнения Национальной кассы предлагали ввести дополнительное налогообложение граждан, имеющих так называемые, сверхдоходы. И подобный подход для цивилизованных государств - вполне нормальное явление.

У нас подоходный налог для всех физических лиц одинаков. 13 процентов и для тех, у кого доход 500 рублей и для тех, у кого он 50 тыс. долларов в месяц.

Мы просчитали, что, если 10% самых богатых отдадут еще хотя бы один процент своих доходов, то бюджет пополнится почти на 20 млрд. рублей, т.е. детское пособие можно будет сразу увеличить в два раза.

Еще один вполне реальный источник пополнения доходной части бюджета - изъятие части сверхприбыли с естественных монополий.

К сожалению, наши предложения отвергнуты.

Замминистра экономического развития г-н Дмитриев, например, не приводя каких-либо аргументов, вынес вердикт - "это нецелесообразно".

В июне прошлого года по инициативе нашего Комитета женщины-депутаты встречались с Заместителем Председателя Правительства России - Министром финансов А.А. Кудриным. Вопрос о повышении размера пособия на встрече был главным.

Тогда была достигнута договоренность о создании рабочей группы из представителей Правительства и депутатов Государственной Думой для выработки согласованных решений по этому вопросу.

К сожалению, все кончилось тем, что его первый заместитель г-н Улюкаев предложил усилить адресность при выплате пособий в рамках выделяемых ассигнований, еще больше сократив численность получателей. Попросту говоря, он предлагает увеличить пособие самым бедным, отобрав его у "просто" бедных в рамках все тех же 22 млрд. рублей, которые предусмотрены Фондом компенсаций.

Мы не можем на это пойти, потому что отбирать крохи в 70 рублей уже просто не у кого. По статистике, бедной является каждая вторая однодетная семья. Если двое детей, то бедность в 65% семей, а при трех - в 85%. Так у кого отбирать?

Кстати, материальная государственная поддержка материнства и детства для конкретной семьи, начиная с периода беременности матери и до достижения ребенком 16-летнего возраста, составляет 260 рублей в месяц, а это чуть больше 51 тыс. рублей, или 1700 долларов за 16 лет. Это три месячные зарплаты федерального министра.

Как это выглядит на фоне других государств? Мы изучили международный опыт. Даже в странах ЕС, известных высоким уровнем благосостояния населения, обеспечивается девять универсальных видов поддержки семей с детьми.

Размер пособия на ребенка в них достигает 10% средней заработной платы. А у нас он - менее полутора процентов.

В Бельгии, Германии, Люксембурге и Франции сумма пособия возрастает с рождением каждого последующего ребенка либо начиная с третьего. В Австрии и Германии пособия выплачиваются до 27 лет для тех, кто продолжает обучение.

Наши ближайшие соседи, государства бывшего Советского Союза, которые живут не в лучших, чем Россия экономических условиях, намного больше заботятся об охране материнства и детства.

В Белоруссии, например, пособие по уходу выплачивается до достижения ребенком не полутора как у нас, а трех лет. Помощь получают и неработающие женщины, осуществляющие уход за детьми.

Неработающие матери, у которых есть дети до полутора лет, получают пособие в Киргизии.

В Эстонии размер пособия семьям с детьми устанавливается ежегодно при формировании государственного бюджета и не может быть ниже действующего. На ребенка военнослужащего пособие выплачивается в пятикратном размере.

В этой стране, а также в Латвии и Узбекистане размер пособия увеличивается в зависимости от количества детей в семье.

Уважаемые участники слушаний!

Все эти вопросы нам бы хотелось обсудить сегодня.

Наверно, они не были бы так остры, если бы Россия, располагая огромной территорией, не теряла ежегодно по 800 тысяч человек, если бы не являлась лидером среди стран с самой низкой рождаемостью, если бы наши семьи не были так бедны, если бы сиротство и беспризорность не стали отличительной чертой сегодняшней России.

И наш нравственный долг состоит в том, чтобы сделать все возможное для того, чтобы, пусть медленно, но продвигаться вперед в нормальном русле. В том русле, в котором работают сегодня многие развитые страны.

22.05.2003
http://www.duma.gov.ru/goryacheva/doclad/vys4.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован