21 июня 2002
212

Выступление В.В.Путина на встрече с делегатами Общероссийской конференции `Индустрия СМИ: направления реформ`

Добрый день, уважаемые друзья!

Министр рассказал, что завтра собирается конференция и достаточно представительная: более 800 человек, практически со всех регионов страны от Владивостока до Калининграда. И это, конечно, свидетельствует об осознании корпоративных интересов и о попытке осмыслить, сформулировать общие позиции и, прежде всего, во взаимоотношениях с государством. Я искренне желаю успеха в вашей работе.

Многие годы индустрия СМИ была связана, главным образом, с политикой и борьбой интересов, но ничего удивительного в этом нет. Я бы сказал, что это общее место во всех странах. У нас, к сожалению, была определенная особенность, которая, на мой взгляд, заключалась в том, что СМИ не были самостоятельным бизнесом, доходным бизнесом, в полным смысле этого слова, а использовались как инструмент борьбы для обеспечения политических преимуществ в конкурентной борьбе в совсем других, гораздо более доходных секторах экономики. Я абсолютно убежден, что вы со мной согласны, не знаю, что вы будете говорить вслух, но на самом деле это так.

Сегодня в развитии информационного бизнеса начинается качественно новый этап. Во всяком случае, это видно, в том числе, из тематики вопросов, которые, как мне рассказал Михаил Юрьевич Лесин, будут подниматься завтра на конференции. Речь идет о превращении индустрии СМИ в современную рыночную отрасль национальной экономики, отрасль, которая обладает не только собственным потенциалом роста, но и способна стимулировать развитие передовых технологий, производств в других сферах. Конечно, без экономической самостоятельности СМИ, я об этом публично говорил уже много раз, невозможно реализовать конституционное право граждан на получение достоверной информации.
Я думаю, что немногим коллегам, в том числе, присутствующим здесь удавалось за последние годы сделать свою работу действительно прибыльной, самодостаточной и независимой, за редким исключением. Между тем, развитие бизнеса в этой сфере сталкивается с теми же системными проблемами, что и в других отраслях. Деловую активность тормозят неадекватность нормативной базы, административные барьеры и отсталость технологии. Хотел бы обсудить с вами те направления работы, где от действий и позиции государства во многом зависит становление цивилизованного медиа-бизнеса. Прежде всего, это создание четкой законодательной базы. Сегодня многие положения `Закона о СМИ`, других отраслевых актов вступают в противоречия с нормами гражданского, трудового, административного права. Законодательная непоследовательность препятствует привлечению добросовестных, стратегических инвесторов в этот сектор экономики. Кроме того, это один из поводов внутрикорпоративных конфликтов, которые проходят скрытно или выплескиваются на слушателей и зрителей. Но это питательная почва для произвола чиновников. Часто поднимается вопрос о законодательных нормах действующих для иностранного капитала на отечественном медиа рынке. Я думаю, что эта тема обсуждается, наверняка, и у вас в цехе. И я с удовольствием бы послушал ваше мнение на эту тему.

Вы знаете, что во многих странах существует определенное ограничение на деятельность иностранного капитала в отдельных секторах, которые наиболее чувствительно влияют на общенациональную аудиторию и, безусловно, относятся к информационной политике государства. Однако, эта тема тонкая. И осуществление этой позиции не должно препятствовать развитию самого бизнеса. И я с удовольствием, повторяю, услышал бы ваше мнение по этому вопросу.

Полагаю, что нам необходимо разобраться со сложившимися диспропорциями в налоговом и таможенном режимах. Уверен, что здесь будет много вопросов. Бытовавшая практика выборочного предоставления льгот привела к деградации целых сегментов индустрии СМИ. Сегодня наши издатели размещают заказы за рубежом на сотни миллионов долларов в год, а отечественная полиграфическая база лишается рыночных источников для развития и технического перевооружения. Серьезная задача - развитие технологической инфраструктуры, а фактически - создание условий для свободного использования участниками рынка средств передачи, тиражирования, распространения информации. Конечно, многие вопросы связаны с общей неразвитостью средств связи и почтовых служб, систем теле- и радио-коммуникаций. Эти проблемы приводят к монополизму и диспропорции цен, в целом снижают качество и разнообразие информационных услуг. Любопытно было бы и на эту тему с вами поговорить. Многие вещи в этой сфере нами получены из прошлого, но сейчас она достаточно активно развивается. Давайте пообсуждаем, какими вы видите приоритеты развития в этой области.

Положение на рекламном рынке. Прошло уже много лет, но он по-прежнему монополизирован и мало диверсифицирован. Участие региональных средств массовой информации на рекламном рынке явно не пропорционально их месту и охвату аудитории, а также роли региональных средств массовой информации в жизни страны. Сложившееся положение делает массовые местные СМИ крайне зависимыми от местных и федеральных дотаций или от каких-то корпоративных интересов, которые к бизнесу СМИ прямого отношения не имеют. Доходы от рекламы - важнейший источник благополучия страны. Мы хорошо знаем об этом. Доступ на этот рынок должен быть максимально прозрачен и избавлен от административных барьеров. В этой сфере следует наводить порядок, задавать четкие и разумные законодательные правила. Эта тема для совместной работы законодателей, антимонопольных органов, Минпечати, профессиональных организаций медиа сообщества. Я знаю, что серьезное внимание отечественный медиа-бизнес уделяет работе на международных рынках. Хочу это отметить, и это официальная позиция нашей страны, нам прежде всего, с учетом приоритетов нашей внешней политики, интересны информационные рынки стран бывшего СССР. Полагаю, что в этом вопросе нужна тесная, совместная работа государства и бизнеса. Это не только экономический, как я уже сказал вопрос, но и вопрос информационной политики России и наших отношений с соотечественниками в ближнем зарубежье.

В заключение несколько слов о механизмах самоорганизации отрасли. Насколько мне известно, этот вопрос тоже будет завтра затрагиваться. Именно на уровне отраслевых ассоциаций могут и должны вырабатываться принципы профессиональной этики. К сожалению до сих пор мы наблюдаем определенный дефицит. Я стараюсь на это вообще не реагировать, чтобы не вызывать ненужных эмоций. Я очень рассчитываю на то, что корпоративные объединения, прежде всего, в области СМИ сами выработают определенный Кодекс чести и поведения. Рассчитываю, что сегодняшняя встреча, да и конференция в целом может быть хорошим стартом.

Я благодарю вас за внимание.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован