28 сентября 2002
4809

Выйти из моды. Войти в литературу

О Юрии Трифонове

Писатель Юрий Валентинович Трифонов (1925 - 1981) в настоящее время большинством читателей прискорбно и основательно забыт. Его творчество заняло прочное место в учебных программах. Но одно дело, когда изучают, - да и то в основном на филологических факультетах вузов, - другое, когда любят и зачитываются, читают от души.
Между тем было время настоящей моды на Трифонова - во второй половине 1970-х годов не прочесть его новый роман "Дом на набережной" в кругах тогдашней интеллигенции было делом почти немыслимым. Да и на иностранные языки этот роман сразу же перевели. Имя Юрия Трифонова при его жизни не сходило со страниц аналитических и обзорных статей критиков. Словом, прожив недолго, он успел состояться как художник и даже вкусил вполне заслуженной прижизненной славы.
Когда его не стало, как нередко и бывает, хлынула волна восторженных оценок. Но вскоре наступило время агонии великой страны, стало не до современной литературы, а после, в 1990-е годы, эти оценки стали как-то забываться, глохнуть и сходить на нет. Печально, но, по сути, ни какой-либо конкретный роман, ни творчество Трифонова в целом не входят сегодня в число "раскручиваемых" в критике.
С чем это связано? Будь он антисоветским диссидентом, ему, несомненно, нашлось бы место среди тех имён, по которым сегодня льются крокодиловы слёзы теми, кто в этом слезолитии знает толк. Но он был просто чутким писателем, честно отзывавшимся на проблемы своего времени (вспомним поочерёдно все его "городские повести"), однако делавшим это без спекуляций и истерии. Настоящим писателем, творившим в меру природой отпущенного ему таланта.
Повесть "Студенты" (1950) Трифонов защитил в качестве диплома в Литературном институте им. А.М. Горького. Вскоре он - мальчишка, да ещё сын попавшего под репрессии революционного деятеля, - получил за неё, первую повесть, Сталинскую премию третьей степени! Такое было время. (А позже сам был этой повестью недоволен, несмотря на государственную премию, ею ему принесённую...) Роман "Утоление жажды" (1963) в критике оживлённо обсуждался, был экранизирован, но и он оказался для автора едва ли не "проходным" произведением. Исторический роман о революционерах-народовольцах "Нетерпение" (1973) тоже не очень-то выдержал испытание временем. "Дом на набережной" (1976) - едва ли не лучшее, во всяком случае, нашумевшее произведение Трифонова - нынешней молодёжи без обильных подстрочных примечаний вряд ли по-настоящему понятно: в наше время руки чешутся писать про Рублёвское шоссе с его привилегированными обитателями и иные подобные места, а не про этот старый домик с его ушедшим в прошлое специфическим бытом и населением.

Оглядываешься поочерёдно и на другие когда-то "прозвучавшие" его произведения ("Отблеск костра", "Обмен", "Старик", "Исчезновение" и т. д.) и волей-неволей сознаёшь: видимо, Юрий Трифонов - писатель, не раскрывшийся в полной мере.
Трифонов был из числа немногих авторов, от которых после выхода нового произведения не просто "ждут большего", а ждут каких-то впечатляющих свершений. Пока он был жив и работал, надеялось и казалось, что ещё "всё впереди". Очень большой, а то, пожалуй, и огромный потенциал - вот что в нём было и ощущалось. Но случилась короткая человеческая судьба: потенциал этот реализовался лишь отчасти.
Однако того, что Юрий Трифонов успел создать, достаточно для того, чтобы его писательское имя и его основные произведения вошли в историю литературы XX века. Может быть, это и хорошо: выйти из моды, но прочно войти в русскую литературу.

Юрий МИНЕРАЛОВ
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg342005/Polosy/6_5.htm

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован