04 сентября 2001
1480

Яков Уринсон: Управление издержками - одна из основных задач

Перед всеми работниками энергетической отрасли стоит важная и сложная задача - повышение качества планирования и управления в холдинге. И одна из ключевых составляющих этой задачи - работа по программам управления издержками. Необходимо добиться включения экономически обоснованных затрат в тариф и сделать это можно только если эффективно управлять издержками. По мере реформирования энергетики работа по этому направлению станет еще более актуальной. В новых условиях затраты будут контролировать и регулировать уже не ФЭК и РЭКи, а рынок - куда более строгий контролер и регулятор. Если вы повысите уровень затрат, заложенный в равновесной цене, вас просто вытеснят с рынка, а место займут более эффективные производители. Поэтому сегодня задача управления издержками выходит на первый план.

Еще совсем недавно при бартере и зачетах, все это было не столь важно. К тому же руководители АО-энерго и станций хорошо понимали и не раз убеждались на практике, что если на чем-нибудь сэкономить, если сократить затраты, то ФЭК или РЭКи эти затраты при следующем регулировании просто срежут. Во многом, поэтому только за последние 5 лет темпы роста себестоимости были выше, чем темпы роста товарной продукции. Лишь в 1997 и в 2000 годах они были примерно равны. При этом в 2000 году, впервые с 1992 года, индекс роста энерготарифов опередил индекс цен промышленной продукции. Так что соотношение динамики затрат и результатов улучшилось не потому, что энергетики проявили чудеса экономии и повысили свою эффективность, а просто удалось добиться более адекватного регулирования тарифов. Вывод подтверждается и анализом структуры затрат за этот период в энергосистемах.

За 5 лет, с 1996 по 2000 год, в общем объеме затрат по энергохолдингу доля затрат на закупку топлива снизилась с 34% до 28%. Произошло это, главным образом, за счет повышения доли газа в топливном балансе и лишь в отдельных энергосистемах имело место улучшение удельных расходов всех видов технологического топлива. За те же 5 лет опережающими темпами росли условно-постоянные затраты, с 1995 года они увеличились на 7,6 пункта и в 2000 году составили 49,4% в общем объеме затрат по холдингу. Таким образом, всю экономию на топливе энергетики, грубо говоря, проели и даже перекрыли перерасходом условно-постоянных затрат. При этом в их составе быстрее всего росли затраты на оплату труда, как за счет увеличения ставок зарплаты, так и за счет численности (в 2000 г. работает уже более 688 тыс. чел.).

Особого внимания заслуживают затраты на ремонт энергетического оборудования - это вторая весьма существенная величина в издержках в энергосистемах, составляющая 15-20% от общего объема затрат. Между тем, до сих пор в холдинге преобладает так называемый хозяйственный способ выполнения ремонтных работ собственным персоналом. Скрытые затраты данного способа огромны, в том числе, в связи с круглогодичным содержанием ремонтного персонала и массой ухищрений по оформлению не существующих работ. Эффективность хозяйственного способа в целом более чем сомнительна, а резервы экономии исчисляются многими миллиардами рублей.

Еще одна статья затрат, по которой наблюдается значительный рост - содержание жилищной сферы, коммунального хозяйства, объектов общесоциальной сферы. За последние 3 года эти затраты выросли в 4 раза. В целом, общее снижение издержек за год составило около 6 миллиардов руб. - это лишь 2-3 % от всей суммы затрат подлежащих снижению. По энергосистемам процент колеблется от менее чем 1 % до 8%. Так, в Колэнерго, Владимирэнерго, Калугаэнерго, Хабаровскэнерго, Камчатэнерго издержки планируется сократить не более чем на 1%. Следует отметить, что наибольшую актуальность приобретает в регионах Дальнего Востока и в ряде энергосистем вопрос практически исчерпанного потенциала роста тарифов. Для Камчатэнерго, например, действующий тариф на электроэнергию составляет 2 руб. 34 к. за кВт/ч, и его дальнейшее повышение может привести к росту неплатежей. В данных условиях в этой энергосистеме сокращения затрат на 0,82 % явно не достаточно. Однако, и в тех программах, где предусматривается сократить издержки на более значимые величины, подобное достигается, главным образом, опять же за счет активизации топливного баланса, а элемент условно-постоянных затрат ускользает из поля зрения разработчиков. Так, в соответствии с этими программами снижение затрат на топливо в общем объеме экономии на издержках составляет 51,7 %. Причем 80 % этого снижения достигается за счет активизации топливного баланса и только 20 % за счет снижения удельных норм расхода и сокращения неденежных форм расчетов за топливо. Снижение затрат на ремонты в этих программах в общем объеме экономии не превышает 14 %. Экономия на затраты по оплате труда вообще 3,4 %, а на управленческие расходы 1,7 %. Изложенное позволяет утверждать, что руководство АО-энерго подошло к разработке программ управления издержками формально, отсюда и их качество. Они нуждаются в серьезной переработке.

В том, что ее можно осуществить в нужном объеме и в приемлемые сроки, свидетельствует опыт доработки программ управления издержеками по федеральным станциям. Анализ ситуации показывает, что имеются существенные резервы сокращения затрат. Первоначально, по представленным программам на восьми станциях Федерального уровня предусматривалось общее снижение затрат на сумму около 800 млн рублей. После их переработки эта величина достигла 1,8 млрд рублей. В целом же, программы по федеральным станциям теперь предусматривают снижение издержек до 12 % по отношению к базе.

При доработке и реализации программ управления издержками необходимо учитывать ряд моментов. Прежде всего, это снижение затрат на топливо не только за счет оптимизации топливного баланса, но и путем сокращения удельных расходов каждого вида технологического топлива, путем экономии на ценах при его оплате живыми деньгами, путем выбора поставщика на тендерной основе. Надо обязательно отслеживать качество поставляемого топлива, и, если оно отклоняется от договорного, жестко вести претензионную работу. Во-вторых, снижение затрат на приобретение сырья и материалов, услуг сторонних организаций. Третье - это ремонтные работы. Переход от хозяйственного способа к современным формам его организации. А если ремонт осуществляется своими силами, то стимулировать персонал нужно не за чел/час выполненных ремонтных работ, а за время безотказной работы оборудования.

Со стороны руководства РАО "ЕЭС России" в дальнейшем будет проводиться работа с ФЭК и, совместно с АО-энерго, с региональными комиссиями. Главное, получить официальное подтверждение того, что средства, сэкономленные в результате реализации программ управления издержками, в течение 2-3 лет будут оставаться в распоряжении АО-энерго. Последние, в совою очередь, готовы гарантировать, что эти средства будут направлены на реализацию мер по дальнейшему снижению издержек и развитие основного производства.

Разработка и организация выполнения программ управления издержками - одна из ключевых составляющих стратегии энергокомпании на ближайшие годы. По мере реформирования энергетики эта работа становится все более важной. Важно серьезно изучать весьма значительный мировой опыт, накопленный в этой области. Очевидно, в ходе реструктуризации РАО ЕЭС управление издержками будет встроено в процесс реформирования холдинга и станет неотъемлемой частью работы по повышению эффективности инвестиционной привлекательности компании.

Из выступления заместителя председателя Правления РАО "ЕЭС России" Якова Уринсона во Владивостоке

04.09.2001
http://www.rao-ees.ru/ru/news/gazeta/49-2001/show.cgi?urinson.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован