30 мая 2002
114

ЯПОНСКАЯ АЛКОГОЛЬНАЯ И ПИВОВАРЕННАЯ ИНДУСТРИЯ.

Еще в древней китайской летописи `Вэй-чжи`, относящейся к III в. нашей эры, рассказывалось о стране Яматаи (скорее всего, это нынешний остров Кюсю), где японцы на церемониях похорон пели, танцевали и употребляли рисовое вино сакэ.

Сегодня наибольшее распространение имеют сорта очищенного сакэ - `сэйсю`. Но некоторые до сих пор предпочитают традиционное, известное с древности, т.н. неочищенное сакэ - `нигоридзакэ`.

Поскольку история сакэ уходит вглубь веков, не случайно, что в японской мифологии появились божества рисового вина, похожие на греческого бога Бахуса. Из хроники `Нихонги`, относящейся к 720 г., можно узнать, что во времена легендарного императора Сюдзин его подданные поклонялись божеству рисового вина Омива-но ками. Ему же был посвящен синтоистский храм в Нара. Двум другим божествам рисового вина были посвящены храмы Мацуо дзиндзя и Умэми дзиндзя в Киото.

Производство сакэ было сначала привилегией императорских дворов, затем буддийских монастырей и лишь в средние века сакэ для своих нужд стали производить крестьянские хозяйства.

Только с наступлением периода Эдо (1600-1868) начало налаживаться товарное производство сакэ, т.е. производство на продажу. Традиционным центром изготовления сакэ стал район Кинки (нынешние префектуры Киото, Осака, а также Хёго). Сначала сакэ изготовлялось лишь в определенные месяцы года, наиболее благоприятными считались январь и февраль. Лучшее сакэ, созданное в это время, называлось `кударидзакэ`. Его заливали в бочонки, изготовленные из древесины криптомерий, и отправляли на судах в Эдо.

Киото, Осака и Хёго сохранили первенство в производстве сакэ до сих пор. К ним только добавились префектуры Хиросима и Акита. Здесь производятся сорта сакэ, признаваемые общенациональными. Однако все же основной объем сакэ падает на местные сорта `дзидзакэ`, производимые по всей стране в соответствии с принципом `В каждой местности - свой сорт вина`. Поэтому в Японии сегодня зарегистрированы 3 тыс. производителей сакэ.

Общенациональных производителей сакэ не так уж и много. Наиболее известные компании находятся в Кобе и его окрестностях. Здесь расположен, например, завод компании `Саваноцуру` (`Болотный журавль`), уже 300 лет выпускающий знаменитое одноименное сакэ. В Кобе работает и завод другой старой компании - `Хакуцуру` (`Белый журавль`), выпускающий не менее известный сорт сакэ. В Нисиномия (под Кобе) работает завод компании `Нисиномия сюдзо`, также производящий популярные сорта рисового вина.

Наряду с сакэ есть в Японии еще один алкогольный напиток, который можно назвать национальным. Это сётю, или очищенный спиртовой напиток. Производство сётю закрепилось в южных префектурах Кагосима и Миядзаки, и вплоть до довоенного времени сётю считался местным напитком острова Кюсю. И только в послевоенное время, где-то с 50-х гг., сётю получил повсеместное распространение как крепкий алкогольный напиток, в основном у пожилых людей из простого народа. Он вдвое крепче сакэ, но одновременно примерно в такой же пропорции грубее по своим вкусовым качествам и дешевле.

Сётю гонят не только из батата и риса, но и из зерна, ячменя, гречихи, необработанной сахарной массы и т.д. В последние год-два на рынке появились и совсем оригинальные сорта сётю, приготовленные из тыкв, дынь, даже из грибов и ориентированные, по утверждению их создателей, на женский вкус.

Основным производителем сётю считается компания `Такара сюдзо`. Одновременно она производит и сакэ.

Модернизация и европеизация Японии, начавшаяся после т. н. революции Мэйдзи 1868 г., не обошла стороной и повседневную жизнь японцев, их быт и питание. Началось широкое проникновение в страну западных алкогольных напитков. Пионером этого процесса стало пиво. Первое японское пиво было выпущено в продажу в 1873 г. В самом конце XIX в. в Токио появились первые `биру-хору` (пивные по немецкому образцу), быстро завоевавшие популярность. Темпы производства и потребления пива стали стремительно нарастать, составляя конкуренцию традиционному сакэ.

Сегодня Япония превратилась в одну из крупнейших `пивных` стран мира. Причем производство пива оказалось здесь монополизированным четырьмя ведущими пивоваренными компаниями.

На протяжении всего послевоенного периода лидирует компания `Кирин`. Она контролирует 50% внутреннего рынка пива и является четвертым производителем пива в мире.

Вторым пивным гигантом в стране является компания `Асахи`, образовавшаяся в 1949 г. в результате разделения довоенного монополиста `Дайниппон` на `Асахи` и `Саппоро`. `Асахи` контролирует сегодня 20% внутреннего рынка пива.

Третьим производителем пива в Японии является компания `Саппоро`. Четвертое место среди производителей пива в стране занимает компания `Сантори`.

Вслед за пивом на японской почве появилось виски. Основное производство отечественного виски сосредоточили у себя компании `Сантори` и `Никка`. Первые сорта этого напитка были созданы и выпущены ими в продажу еще в довоенные годы.

Что касается виноградного вина, то его в Японию завезли португальцы еще в XVI в. Однако виноградное вино собственного производства появилось на Японских островах только в 1879 г. Затерянная в Японских Альпах префектура Яманаси превратилась сегодня в основной центр виноделия Японии.

Здесь имеют свои винные заводы основные производители виноградных вин и бренди - компании `Мэршен`, `Сантори`, `Мандзу` и `Саппоро`.

Первенство здесь принадлежит компании `Мэршен` (контрольный пакет ее акций принадлежит фирме `Адзиномото`). `Мэршен` и `Мандзу` являются чисто винодельческими компаниями, причем `Мандзу` имеет и собственные виноградники.

Потребление виноградного вина в Японии, хотя в абсолютных цифрах оно пока еще относительно невелико, развивается за последнее время взрывообразно. Например, в 1997 г. японцы выпили 26 млн. бутылок этого вина (емкостью 0,75 литра), что на треть больше, чем в 1996 г. А в целом потребление виноградного вина выросло за последние 30 лет в 50 раз!

Вплоть до 1997 г. наибольшей популярностью у японцев пользовались белые вина. Однако затем произошла значительная перемена во вкусах. В 1997 г. впервые на первое место вышли красные вина, завоевав 42% рынка потребления виноградных вин. `Виновником` такого сдвига во вкусах стало возникшее сегодня среди японцев представление о том, что `красные вина полезны для здоровья`.

Что касается бренди, то его производство не получило значительного развития в Японии.

Если говорить об алкогольных пристрастиях японцев вообще, то до войны 60% выпитого ими алкоголя приходилось на очищенное сакэ и 20% - на пиво. В настоящее время пропорция обратная: 60% приходится на пиво и 30% - на сакэ. Остальное падает на сётю, виски, бренди и виноградные вина.

С 1970-го по 1992 г. производство алкоголя в Японии выросло вдвое. Объем производства очищенного сакэ остался практически неизменным. Зато производство сётю выросло почти в 2,5 раза, пива - в 2 раза, виски - на 50%.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован