19 февраля 2007
2803

Язык вражды

На прошлой неделе в московском Доме журналиста прошла конференция "Язык вражды и ксенофобия". Журналисты и социологи обсуждали доклад Информационно-аналитического центра "Сова", который уже пятый год подряд мониторит российские СМИ на предмет ксенофобии. Из последнего этапа мониторинга следует, что ксенофобских высказываний в газетах и на телевидении становится все больше, высказывания эти все жестче, а осуждают ксенофобию все реже.

Механизм вражды

Языком вражды директор Информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский и его заместитель Галина Кожевникова называют публичные и агрессивные высказывания, адресованные людям иной национальности или иного вероисповедания. Проявления языка вражды, по мнению исследователей, бывают "жесткими", "средними" и "мягкими". "Жесткие" проявления - это, во-первых, призывы к насилию, во-вторых, призывы к дискриминации, в-третьих, завуалированные призывы к насилию и дискриминации (дескать, турки в 1915 году резали армян и правильно делали), в-четвертых, призывы не допустить закрепления той или иной национальной или религиозной группы в том или ином населенном пункте (дескать, нечего строить мечеть в "православном" городе). "Средние" проявления языка вражды - это высказывания, подвергающие сомнению общепризнанные исторические факты насилия и дискриминации (дескать, холокоста не было), приписывание исторических преступлений той или иной этнической или религиозной группе (дескать, мусульмане всегда насаждали ислам огнем и мечом), утверждения о криминальности той или иной этнической группы (дескать, цыгане - воры), обвинения той или иной этнической группы в попытке захвата власти и негативном влиянии на общество или государство ("евреи захватили всю нефть и банки") и, наконец, отрицание гражданства ("нечего чеченцам приезжать к нам в Россию"). "Мягкими" проявлениями языка вражды исследователи считают утверждения о неполноценности той или иной этнической или религиозной группы ("казахи тупые") и утверждения о моральных недостатках той или иной группы ("евреи жадные"). Цитирование явно ксенофобских высказываний и текстов без осуждающего комментария Верховский и Кожевникова тоже считают "мягким" проявлением языка вражды. И, дабы не множить проявления языка вражды, я спешу заявить, что все расхожие высказывания, приведенные мною в скобках, цитируются здесь в качестве примеров отвратительного ксенофобского бреда.

На протяжении последних пяти лет центр "Сова" мониторит 13 печатных средств массовой информации и восемь телевизионных программ на предмет обнаружения в них языка вражды. За один месяц 2002 года мониторинг обнаружил в прессе 368 ксенофобских высказываний, и всплеск ксенофобии объяснялся терактом во время мюзикла "Норд-Ост". В 2003 году мониторинг обнаруживал в СМИ 185 ксенофобских высказываний в месяц. В 2004-м - 175 ксенофобских высказываний, и это был год Беслана. В 2005 году крупных терактов в России не было, и уровень языка вражды в СМИ упал до 94 ксенофобских высказываний в месяц. В 2006-м тоже никакого крупного теракта не было, однако же мониторинг выявил 156 ксенофобских высказываний в месяц.

Неутешительный вывод заключается в том, что теперь мы уже не нуждаемся во внешних факторах вроде войны или международного терроризма, чтобы питать свою ксенофобию. Мы продуцируем язык вражды сами и сами создаем поводы для языка вражды.

Как раскручивается вражда

По словам Александра Верховского, общество, СМИ и власть как бы раскручивают язык вражды и помогают друг другу терпимо относиться к ксенофобии. Стихийная ксенофобия находит отражение в милицейских сводках. СМИ часто цитируют эти сводки дословно. Вот, например, сообщение одного федерального агентства: "Проверены часто посещаемые места Ленинского района Иркутска на предмет выявления выходцев Северного Кавказа, незаконно находящихся на территории России". Элементарная журналистская небрежность на всю страну транслирует мысль о том, что Северный Кавказ якобы не является территорией России, и гражданам России, живущим на Северном Кавказе, якобы нужно особое разрешение, чтобы находиться в стране. Таким образом люди получают от СМИ как бы разрешение на ксенофобские мысли и мысли превращаются в действия. Бытовой конфликт в Кондопоге, например, воспринимается участниками как конфликт межнациональный. Начинаются погромы, в ответ на которые политики тоже позволяют себе ксенофобские суждения. Глава Карелии Сергей Катанандов, например, публично заявляет, что собственность может быть перераспределена по этническому принципу: "По нашим сведениям, у выходцев с Кавказа здесь всего несколько фирм, - говорит Катанандов. - Основные ресурсы находятся в руках местных предпринимателей, но если это не так, то будем поправлять местные власти". В короткие сроки транслируемая СМИ расистская риторика становится общим местом, и вот уже президент Владимир Путин на заседании Совета по национальным проектам дает распоряжение руководителям субъектов Российской Федерации "принять дополнительные меры по совершенствованию торговли на оптовых рынках в целях защиты интересов российских товаропроизводителей и населения, коренного населения России". Речь идет всего лишь о работающих на рынках иностранцах, но один из федеральных телеканалов монтирует эти слова со сказанной в совершенно другом контексте фразой про Кондопогу, и получается, что президент говорит о защите коренного населения России от чеченцев. Которые, выходит, коренным населением не являются. Таким образом, вражда между местными и приезжими становится национальной враждой, и язык вражды выходит на новый виток.

Результат вражды

Директор Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов считает, что достаточно было президенту один раз упомянуть о "коренном населении", чтобы националисты восприняли это как легитимацию национализма.

Национализм, кажется, действительно стал легитимным. Конференция "Язык вражды" демонстрирует, что теперь о нем снисходительно рассуждают приличные люди. Президент Института национального проекта "Общественный договор" и профессор МГУ Александр Аузан считает, что национализм - это не болезнь, а симптом.

"Всплеск национализма, - говорит Аузан, - вызван распадом империи. В условиях падения престижа страны, в условиях давления миграционных потоков национализм выражает попытку самоидентификации народа. Как во Франции 50-х годов фашизация общества близка и возможна. И только в очень сложном процессе диалога можно избежать фашизации".

Иными словами, профессор Аузан предлагает приличным людям вести диалог с нацистами, дабы избежать фашизма, - мысль, которая еще пять лет назад показалась бы бредом, а сейчас не кажется.

Профессор ВШЭ и ведущий телеканала "Культура" Александр Архангельский говорит: "Национализм содержателен. Хорош он или плох - другой вопрос, но он содержателен". По мнению Архангельского, национализм содержателен в отличие от всей остальной российской политической жизни. И в "Русском проекте", дискуссионной площадке, затеянной партией "Единая Россия" накануне выборов, опасно, по мнению Архангельского, не то, что партия власти заигрывает с националистической идеей, а то, что "единороссы" способны выхолостить любую идею - даже национализм.

Глава Центра этнополитических и региональных исследований Эмиль Паин считает, что всплеск национализма в России свидетельствует о "модернизации страны через традиционализацию".

"Как Оливер Кромвель в Англии, - говорит Паин. - Он сражался за чистоту веры и, вероятнее всего, понятия не имел, что делает буржуазную революцию".

Паин настаивает, что в стране, где народ не является хозяином в политическом смысле, народу приходится компенсировать свое бесправие желанием доминировать хотя бы над национальными и религиозными меньшинствами. И если я правильно понимаю Паина, национализм может стать как очередным шагом на пути к фашизму, так и очередным шагом на пути к демократии.

Причины вражды

После конференции мы сидим с Верховским и Кожевниковой в кафе, и я спрашиваю:

- Язык вражды проявляется повсюду. Агрессивные высказывания позволяют себе политики по отношению к оппонентам, сотрудники коммерческих корпораций по отношению к конкурентам. Дискриминация распространена по отношению к бездомным и инвалидам. Почему вы исследуете язык вражды только в отношении национальных или религиозных групп?

- Потому что, - отвечает Верховский, - есть отличие вражды политических партий или коммерческих корпораций от национальной или религиозной вражды. Конкурирующие компании и конкурирующие партии существуют на самом деле, бездомные и инвалиды тоже существуют. А этнических и религиозных групп не существует.

- Как это?

- Это вражда по приписываемой идентичности. Если националисты ненавидят мусульман или кавказцев, то они ненавидят не только тех, кто считает себя мусульманами или кавказцами, но и тех, кого сами же националисты причислили к мусульманам или кавказцам. Враждебность русских и кавказцев основана на предположении, что есть этносы, и этносы - как люди. На самом деле этносы сконструированы умозрительно. Если вы спросите "кавказца", кто он, он, вероятнее всего, сначала скажет, что предприниматель, потом скажет, что спортсмен, потом - что филателист, и только в десятую очередь вспомнит о своей принадлежности к одному из народов Кавказа. Вражда существует по большей части между "профессиональными кавказцами" и "профессиональными русскими" - теми, кто взял на себя право выступать от имени русских и от имени кавказцев, тогда как кавказцы и русские не давали никому такого права".

- Что же такое язык доброжелательности в отличие от языка вражды? - спрашиваю я.

- Язык доброжелательности, - отвечает Верховский, - обращен к человеку, а не к группе.

Я спрашиваю, как преодолеть вражду.

- Я думаю, - отвечает Верховский, - надо множить социальные связи. Я думаю, национальная и религиозная вражда возникает потому, что людям проще обратиться к воображаемым социальным связям, чем создать реальные. Человеку нужна множественная идентичность. Когда человек, кроме того, что он русский или кавказец, станет еще работником компании, членом благотворительной организации, членом родительского комитета в школе, членом кондоминиума, членом спортивной команды, враждовать будет сложнее.

16.02.07

Ведомости
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован