11 октября 2004
89

ЮРИЙ АРАБОВ: БРЕД - ПРИВИЛЕГИЯ ТИРАНОВ

Итоги Каннского фестиваля явились полной неожиданностью прежде всего дляотечественных СМИ, привыкших к маргинальному положению российского кино назападном рынке. Тем более что сокуровская картина `Молох` получила - совершенно неожиданно - приз за сценарий (оригинальное название которого `Мистерия горы`). Скандал с путаницей - вместе с Юрием Арабовым, многолетним автором Сокурова, приз почему-то вручили некой Марине Кореневой, не имеющей к `Мистерии` никакого отношения, - `приписывают` дурному влиянию инфернального арабовского героя - Адольфа Гитлера

-Юра, как ты думаешь, `Молох` - вершина вашего тандема с Сокуровым?
- Про вершину ничего сказать не могу - мне всегда было трудно оценивать то, что получается, я отчуждаюсь от материала, снятого по моему сценарию, кто бы его ни снимал. Трудно сказать, но, по-моему, это все-таки шаг вперед по сравнению с тем, что мы раньше делали. И хотя Сокуров не отказался от изобразительного изыска, в котором он так силен и который составляет трудность и прелесть авторского кинематографа, в `Молохе` все же осталась проработанная фабула. Ведь авторское кино со всей своей мощью изображения - все-таки не для каждых глаз.
- Во ВГИКе ты был такой остроумный, писал гротескные вещи, страшно смешные. Теперь вот стал мрачным мистиком...
- Да? А по-моему, `Гитлер` - забавная вещь, там монологи такие смешные...
- Этот бред, который он несет, - это действительно документальная запись его разговоров с Геббельсом, Евой и Борманом?
- Ну да, просто я взял из этих хроник те моменты, которые меня устраивали с точки зрения художественных задач, хотя все это действительно какой-то угрюмый абсурд. Буквально глазу не на чем отдохнуть, когда читаешь...
- Ахинея такая, Господи прости...
- Можно подумать, что бред этот - исключительная черта Адольфа Гитлера, но когда я побывал совсем недавно в Пекине, понял, что бредовость - какая-то общая черта тиранов. Представляешь, в Пекине, 22-миллионном городе, почти нет деревьев! И почему, как ты думашь? Потому что Мао считал, что деревья отнимают кислород. Так и Гитлер без конца несет какую-то чушь про камыш, собирается засеять Белоруссию крапивой... Ну ты же сама читала. Тираны как художники - склонны навязывать действительности свои неадекватные представления...
- Такие глобальные концепты..
- Вот именно. Поэтому я и делал Гитлера - и поездка в Китай подтвердила правильность моей идеи - как человека со складом психологии московских концептуалистов, московской артистической богемы.
- Ха-ха!
- Не смейся, сценаристу же надо с кого-то писать. С кого же?
- С Бренера!*
- Бог миловал от знакомства с ним и с Куликом, но подобный склад личности я наблюдал у многих, когда в восьмидесятых годах принадлежал к этому кругу.
- Навидался харизматических лидеров на своем веку?
- Мне всегда было отвратительно в людях культивирование своей самости, навязывание собственного бреда, самоутверждения, растаптывания тех, кто рядом. Ни один человек не должен служить самому себе, если он находится в русле христианства. Собственно, в `Гитлере` я пытался сказать об этом тактичными, неосуждающими средствами. Не хотелось делать политическую картину.
- У тебя там так интересно - сатира и морок перемежаются, а подспудно - какой-то ужас мистический одолевает.
- Ну вот мы - такие. А в итоге конец всем этим вавилонским башням - прах один. Смотри, что от Гитлера осталось? Миллионы трупов, какая-то химера третьего рейха, и - вот эти монологи. Какой печальнейший итог! И это модель жизни любого человека, который строит жизнь на основаниях культивирования самости.
- Это модель Эго? Модель конца ХХ века?
- Абсолютно!
- Странно, у тебя нет никакого пиетета перед тиранами. По-моему, любой человек его испытывает...
- Пиетета у меня нет, но концепция тирана у меня иная, нежели у режиссера. Для Сокурова Гитлер - низкий человек, которого создала толпа и который личные проблемы решает негодными средствами. И война - это большое решение некой личной ситуации. Так по крайней мере в фильме. У меня немножко по-другому. Не отрицая всего этого, я все же полагаю, что за такими людьми все-таки стоит метафизическая инспирация, некое метафизическое Зло. Не может быть так, чтобы некое ничтожество от того, что все на него дышали, подчинило себе полмира. Дело здесь обстоит глубже и тяжелее. Ничтожество ничтожеством, но чем последовательнее человек идет по дороге зла, тем сильнее в нем пребывает сила его метафизического покровителя. Эти люди не совсем самостоятельны, и в этом смысле - они не ничтожества.
- Все его женщины пытались покончить с собой, он их завораживал. У тебя, кстати, это любопытный момент: обычно в нашей цивилизации - мужской по преимуществу - женщина предстает как богиня разрушения, деструктивное начало. А твоя Ева - такой ангел, отданный на поругание дьяволу.
Что касается имен, так я же вам назвал имена людей, которые на сегодняшний день думают, что принимают самые важные решения. Но сам Борис Николаевич Ельцин, он на самом деле первый, который перевешивает всех и вся. И в огромной степени контролирует политическую ситуацию в стране. В частности, это возможно из-за крайней слабости политической элиты и из-за того, что элита не хочет ничего менять.
- Богородица - тоже женщина, вот ответ на мужские опасения. Не могу же я сказать, что Богородица - создательница хаоса! Что же касается Евы, в ее действиях виден какой-то масштаб человеческий. Когда все рухнуло, она сама, по своему желанию приехала в рейхсканцелярию, хотя была в безопасности, и настояла на христианском обряде венчания...
- После которого оба покончили с собой... Кощунство...
- Понимаешь, вот такая каша. Хотя каждый христианин понимает, что обряд чему-то помогает, и, может быть, обряд что-то снял с них обоих... За всем этим виден ее человеческий, личностный масштаб, как хочешь суди! У него же - такая зияющая черная дыра небытия, может, за исключением тех минут, когда обряд совершался. Такая перевернутая вертикаль. Хотя сочувствовать этому крайне тяжело.
- `Мистерия горы` - это результат твоих исторических штудий? Я знаю, что ты занимаешься психологией истории.
- Ох, Диля, очень бы хотелось соврать и сказать, что я шел к этому сценарию всю жизнь. Но это не так: тираны мне отвратительны, и я никогда бы не стал о них писать. Сие есть воля режиссера.
- Но ты как человек последовательный много, наверное, накопал материала?
- Большинство из которого ничего не прибавило - какие-то количественные показатели. Ну затеял собственный музей, ну сказал как-то, что надо начать войну со Сталиным, потому что тот построил самое высокое здание в мире - Дворец Советов, ну предполагал закончить войну в 1943-1944 годах... А статистика - убито столько-то, в концлагерях погибло столько-то - ничего не говорит, как-то пусто все это. А вот тоненькая книжечка документальных записей его разговоров - там все же чувствуется какое-то его дыхание человеческое.
- Сейчас все буквально помешались на нем, есть даже какая-то радиопередача, посвященная нацистской эзотерике...
- Ну что тебе сказать на это? Мы можем говорить - не убий, но человек все равно убивает. Единственное, что я могу сказать, что все это противоречит христианству и православию, и если человек одновременно исповедует нацизм и является православным - это не имеет под собой никакой почвы. Элементарная подмена, которую должен различать элементарный глаз. Но - не различает. Падки на это люмпены, которые ни во что не верят, и утонченная номенклатурная интеллигенция, которая лишилась всего, и ей нужна точка опоры. Можно, конечно, верить в ариософию, в арийский миф, но я предпочитаю верить в Иисуса Христа. Вообще верить и любить - это наиболее трудный путь. Верить в Христа, а не в подмены. Но... проблема заключается в том, что мы не знаем путей Господних - может, России нужно и это преодолеть, но лично я в этом участвовать не хочу и надеюсь, что своим фильмом мы высказали хоть какой-то кусочек правды, внесли частицу добра в эту тяжелейшую ситуацию. Со всем этим надо бороться, несомненно, но, может, все уже настолько безнадежно...
- Нет, нет, непременно надо бороться с этими бесами!
- Проблема, Диля, не в самом фашизме, а в том, что фашизм отвечает глубинной психологии человека. Психологии массовой души. Собираются люди в одном месте и в один момент омолаживаются лет на 20-30. Никто ничего не понимает, а психоанализ говорит, что это автоматически происходит. А они омолодились, и их мир омолодился: вернулись в первичное свое состояние, с первичными инстинктами - тягой к насилию и колдуну-отцу, - которые человек с возрастом учится сдерживать. Фашизм очень подходит к этим коллективным бдениям, а проще говоря, к политической деятельности. Особенно в таких странах, как Россия, - неструктурированных, убитых, ведь Россия в ХХ веке - убитая страна. А такие вещи, к которым призывает христианство, особенно в интерпретации Серебряного века и интерпретации персоналистической школы, - очень трудные вещи. Это личный подвиг, личная аскеза, вообще - личное деяние, вне зависимости от толпы или группировки, в которую ты входишь, обращение к самому себе, духовное делание себя. Ничего нет труднее, это и есть крест, который несет Спаситель и который придавливает его, неподъемный.
- Но ведь можно, не будучи воцерковленным, оставаться просто честным человеком...
- Трудно, мне кажется. Вот Запад решил эту проблему при помощи социальных структур. Им по рукам дают, и они своих бесов внутрь загоняют, вымещая на близких, быть может. К психоаналитикам ходят вместо священников. Но обрати внимание, к чему это может привести и уже привело.
- Да, Клинтон так саморазоблачился.
- И выяснилось - пустота. Все ложно. Что не христианская это цивилизация, а какая-то другая, что все это - мыльные пузыри. А основа - очень страшная. Меня сейчас в связи с этой премией дурацкой все о чем-то спрашивают, ждут какого-то позитивного ответа...
- Юра, я ничего от тебя не жду!
- ...И все-таки я иногда думаю, что этот институтуальный путь Запада может дать какие-то определенные локальные результаты.
- А я считаю, что они - пусть медленно - тоже идут к необоженному миру.
- Да они не идут, они уже пришли. Поэтому многие западные люди тянутся к русской культуре, тот же Рейф Фанс - ну на что ему сдался Евгений Онегин? Они видят здесь какое-то совершенно забытое качество, и даже непонятно, что это за качество. Глупость? Да вроде и не совсем. Боже мой! Да это же какая-то духовность, которую мы выкинули вместе с религиозностью, вместе с борьбой с Папой Римским! Это иррациональное начало очень соблазнительно. И оно манит этих организованных, структурированных людей. Как омут. Помести омут посреди асфальта, и все будут туда прыгать.
- Но ведь душа бесконечна, а социальная жизнь - конечна.
- - Правильно! Вот Россия сейчас представляет из себя такой омут. В котором может победить любая вещь. Сила, которая пытается как-то обить этот омут мостками, структурировать, пока терпит неудачу. Но и создать совершеннейший омут тоже не удастся - Запад просто войну начнет. Ему это не надо. Войну с Югославией именно так можно осмыслить - не надо им омутов.
- Это такая метафизическая война.
- Это правда. Психологически она очень хорошо просчитывается: эффект отреагирования у стрессового больного. Психологи выяснили, что потерпевший от пожара идет в пожарные, от наводнения - в морфлот. Подспудно он так рассуждает - тогда я оказался неправ, не предусмотрел чего-то, а сейчас все правильно сделаю. И у Клинтона этот синдром неслужения в армии, о котором ему время от времени напоминают. А у Америки в целом - синдром поражения во вьетнамской войне. Это с одной стороны. А с другой - метафизика, которая глубже психологии. Потому что наш омут очень способствует той псевдоструктурированности, которую представляет из себя фашизм: он ведь конституирует, оформляет эту непроваренную магму, кашу. Но это бесперспективно, просто бомбы посыпятся на нас. Они не дадут сартикулироваться омуту на уровне омута. Хотя то, что они делают - совершенно неправильно. И тогда-то и начнется, наверное, третья мировая, тот самый Апокалипсис.

*Для непосвященных: Александр Бренер - тот, кто написал х... на Красной площади, наложил в штаны перед картиной Ван-Гога и залил краской `Черный квадрат` Малевича


`Новая газета Понедельник` , 14.06.1999http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован