12 октября 2012
1206

Юрий Грум-Гржимайло: Экономические проблемы создания информационного общества в России

Введение

Информационное общество формируется на достаточно сложном экономическом базисе, анализ которого может быть проведен по трем направлениям: а) по социальной направленности (потребности), б) по инновационной и инвестиционной деятельности и в) по создаваемой материально-технической базе для решения задач информационного общества. При этом важно иметь ввиду, что информационное общество не является какой-то особой ступенью экономического развития, а явля-ется ответом общества на возрастание роли информационных факторов в его жизни. Электронные и цифровые носители информации, компью-теры и современные информационные коммуникации изменяют мир так же, как его некогда изменило книгопечатание, а позднее - электросвязь.
Формирование информационного общества в России, как и в любой другой стране, в известной степени будет находиться под воздействи-ем глобальных (внешних), чем национальных (внутренних) факторов. Это обусловлено как необходимостью заимствования мирового опыта и передовых технологий, так и достигнутой степенью готовности России к информационному обществу. Роль глобальных факторов преувеличи-вать не стоит: они ориентированы на "будущий эффект", а реальных инвестиций и усилий требуют уже сегодня. Это заставляет задуматься над вопросом: а может ли экономика конкретной страны выдержать на-грузку "информационного общества"?
Тернистый путь российской информатизации во многом опреде-лен общими экономическими проблемами, возникшими после распада СССР, но то, что Россия имеет в себе силы и экономические возмож-ности их преодоления, свидетельствует о большом внутреннем потен-циале и наличии благодатной почвы для дальнейшего развития в этом направлении[1]. Приняв "Стратегию развития информационного обще-ства в Российской Федерации"[2], мы заявили, что намерены создать со-ответствующую экономику, а не просто провести информатизацию за счет импорта оборудования и технологий в условиях благоприятных экспортных цен на нефть и газ. Конечно, многие приоритеты уже упу-щены, экономический кризис 2009 г. тоже внес свою лепту, но в целом можно сказать, что российский IT-сектор сохранил свои позиции и мож-но двигаться дальше.
При проведении нашего анализа мы за общую точку отсчета примем 2000 г., который является своеобразным рубежом между эйфорическим этапом развития информатизации в 90-е гг. прошлого века и современ-ным этапом развития. Современный этап характеризуется достаточно сдержанным и спокойным отношением инвесторов и потребителей к успехам информационно-коммуникационных технологий. Динамика развития в этот период, показанная на основе данных официального статистического наблюдения, позволяет провести интересующие нас исследования.

1. Некоторые общие оценки динамики развития сферы связи, информационно-коммуникационных технологий и массовых коммуникаций в 2000-2007 гг.

Развитие сферы связи, информационно-коммуникационных техно-логий и массовых коммуникаций является общепризнанным индикато-ром для оценки развития информационного общества. Анализ динами-ки этого развития относительно 2000 г. для нас представляет интерес в том, что показывает реальные тенденции и дает возможность их срав-нить. При этом абсолютные цифры не могут дать такой показательной картины как относительные оценки. По данным официального стати-стического наблюдения[3] в период 2000-2007 гг. в России в сфере связи, информационно-коммуникационных технологий и массовых коммуни-каций относительно 2000 г. наблюдался рост:
- основных фондов (в 4,26 раза);
- инвестиций в основной капитал (в 9,53 раза);
- объемов платных услуг населению (в 10 раз);
- среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников (в 5,52 раза);
- числа организаций с участием иностранного капитала (в 14,88 раза);
- доходов от услуг связи в целом по отрасли (в 7 раз, по услугам населению - в 10,87 раза);
- доходов от почтовой и спецсвязи (в 5,46 раза, по услугам на-селению - в 3,28 раза);
- доходов от документальной электросвязи (в 10 раз, по услугам населению - в 22,8 раза);
- доходов от услуг междугородной, внутризоновой и междуна-родной телефонной связи (в 2,42 раза, по услугам населению - в 2,56 раза);
- доходов от услуг местной телефонной связи (в 4,18 раза, по услугам населению - в 5,59 раза);
- доходов от услуг радиосвязи, радиовещания, телевидения, спутниковой связи и проводного вещания (в 5,59 раза, по услу-гам населению - в 5.14 раза);
- доходов от услуг подвижной (мобильной) связи (в 12,2 раза, по услугам населению - в 33,62 раза).
Посмотрим теперь на динамику информатизации. Доходы от услуг присоединения к сети Интернет (далее - интернет) и пропуска трафика выросли в 3,96 раза (по услугам населению данных нет). Но за 2000-2007 г. число пунктов коллективного пользования (ПКП), имеющих выход в интернет выросло в 9,44 раза, объем переданной информации по сети Интернет увеличился в 30,55 раз, а количество соединений по интернету с доступом через телефонную сеть общего пользования (ТФОП) выросло в 3,36 раза. За период 2000-2005 гг. число персо-нальных компьютеров на 1000 человек населения в России выросло в 1,94 раза, при этом численность пользователей интернета увеличилась в 7,52 раза.
В рассматриваемой сфере число персональных компьютеров на 100 работников за период с 2003 по 2007 г. увеличилось в 1,8 раза, когда в целом рост этого показателя по России составил 1,61 раза. Важно, что число компьютеров с доступом в интернет росло еще быстрее - соответ-ственно в 2,55 раза в связи и в 2,75 раза в целом по России.
При этом за 2004-2007 гг. практически не изменилось число органи-заций в сфере связи, использовавших персональные компьютеры (1,01 раза), локальные вычислительные сети (1,07 раза), глобальные вычис-лительные сети (1,07 раза); незначительно выросло (в 1,28 раза) число организаций, использовавших ЭВМ других типов и увеличилось число организаций, имеющих веб-сайт (в 1,48 раза). За 2003-2007 годы на-блюдается некоторый рост активности использования интернета орга-низациями исследуемой сферы для размещения заказов (в 1,44 раза) и получения заказов (в 1,52 раза)[4].
Приведенные данные говорят о том, что темпы информатизации рас-сматриваемой сферы близки к темпам развития ее традиционных состав-ляющих, а уровень потребности в информационной технике, локальных вычислительных сетях, интернете стабилизировался. Но если мы счита-ем данную сферу индикатором оценки развития информационного об-щества, то мы вправе ожидать от нее роли "возмутителя спокойствия". Согласитесь, что увеличение числа роста организаций с веб-сайтом в 1,48 раза и их интернет-активности в 1,44-1,52 раза для размещения- получения заказов не могло дать 30-кратного прироста объема пере-данной информации[5]; и специфика рассматриваемой сферы состоит в том, что она является не столько потребителем, сколько производителем информационных и коммуникационных технологий, т. е. определенная ее часть непосредственно представляет экономическую составляющую информационного общества.
Обращает на себя внимание то, что имеется тенденция опережа-ющих темпов развития направлений, связанных с информационным обществом (использование компьютеров, доступа в интернет и т. д.) и доходности, что предполагает инвестиционную активность. Но до-статочно сравнить темпы роста доходов, например, в мобильной связи для населения (33 раза) и темпы роста инвестиций в основной капитал (9,5 раза), как становится ясно, что имеются определенные внутренние диспропорции в развитии экономики информационного общества - создании соответствующих производств и инфраструктур, подготовки кадров и т. д. При этом нужно обратить внимание, что статистическое наблюдение практически не отражает ускоренную динамику развития компьютерной техники и сокращение срока ее морального старения до 2-3 лет. Этот феномен "гонки компьютерных вооружений" еще ждет своего исследователя, но он способен отвлекать серьезную часть экономических ресурсов, которые могли бы быть направлены на дру-гие цели. В основном этот феномен провоцируется производителями ресурсоемкого программного обеспечения и мультимедиа и гораздо в меньшей степени - наличием реальной потребности в мощной тех-нике для решения сложных расчетных и модельных задач, для кото-рых создаются суперкомпьютеры. Постановление Правительства РФ N 697 от 18 ноября 2006 г. с 1 января 2007 г. перевело вычислительную технику во вторую амортизационную группу со сроком полезного ис-пользования в целях налогообложения в интервале от двух лет одного месяца до трех лет. До этого компьютеры относились к третьей группе и срок их службы составлял от трех лет одного месяца до пяти лет[6]. Поэтому увеличение в 1,8 раза числа персональных компьютеров на 100 работников за период с 2003 по 2007 год можно отчасти отнести на счет накопления устаревшего оборудования, а не качественного роста компьютерной базы.

2. Социальная составляющая экономики информационного общества в России

Экономика информационного общества продолжает традиции постин-дустриальной экономики, развивая сферу информационных услуг. Инте-ресно, что официальное статистическое наблюдение начало выделять в структуре занятых в экономике отдельную группу - "Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации и учетом". Но для полной оценки нужно учитывать специалистов высшего и среднего уров-ня квалификации в других сферах деятельности, которые переживают период интенсивной информатизации - прежде всего в научной и обра-зовательной сферах. Темпы роста этой группы занятых по сравнению с 2000 г. к 2008 г. составили[7] 1,19 раза, из них мужчин - 1,21 раза, женщин - 1,18 раза. Рассмотрим некоторые российские тенденции формирования социальной составляющей информационного общества.
Данные официального статистического наблюдения, представлен-ные в табл. 1, пересчитаны в темпы роста относительно 2000 г., а там где это оказалось невозможно - относительно другого базового года.
На наш взгляд, при анализе общественной потребности в инфор-мации в разрезе информационного общества нужно учитывать "безбу-мажный" контент, который поставляется в цифровой форме по каналам электро- и радиосвязи, а также по телекоммуникациям. Такой подход может вызвать определенную критику, но он позволяет выделить и оце-нить ядро формируемой информационной потребности.
Основным средством для доведения информации в информационном обществе следует признать интернет. Цифровое телевидение и радио-вещание, проводное радиовещание и мобильная связь уже сегодня рас-сматриваются как средства предоставления доступа к интернету. Реаль-ными участниками информационного общества уже сегодня становятся владельцы мобильных телефонов, а в ближайшей перспективе - точек проводного радиовещания (московский проект "Социальная розетка") и цифрового телевидения, которое "грозится" подвести интернет через телевизионный приемник (для спутникового телевидения совмещение его с интернетом уже сегодня - реальность). Мобильный интернет пере-живает настоящую революцию. В России к 2010 г. было 10 миллионов смартфонов с большими экранами. Их число за год выросло на 40 %, и подавляющее большинство владельцев таких мобильников ежедневно выходят с них в Сеть[8]. Аудитория безусловно расширится, цифры по-казателей вырастут, но скажется ли это например, на росте ВВП? Не се-крет, что основная нагрузка интернета сейчас - игровой и медиа-контент, средства на нем заработать можно, но пойдут ли они на благо развития реальной экономики?

Таблица 1. Темпы формирования социальной составляющей информационного общества в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в России*


* Рассчитано по: Российский статистический ежегодник 2008. М.: Росстат, 2009; Связь в России 2008. М.: Росстат, 2009; Россия и страны - члены Европейского Союза. 2007 // Статистический сборник, Росстат. М., 2008.

Мы уже упоминали сферу образования как область интенсивной информатизации. Но вот некоторые статистические данные. С 1990 по 2007 гг. число кабинетов информатики в средних общеобразовательных школах увеличилось в 2,88 раза, в них число рабочих мест с ЭВМ - в 2,94 раза[9] - то есть почти в три раза. Надо отметить, что эти данные не учитывают результатов массовой интернетизации школ в послед-ние годы. В учреждениях начального профессионального образования с 2007 по 2008 гг. число персональных ЭВМ выросло в 1,08 раза, из них в составе локальных вычислительных сетей - в 1,06 раза и подклю-ченных к сети Интернет - в 1,37 раза. При этом число компьютеров, используемых в учебных целях, на одного учащегося не изменилось и в абсолютном выражении составило 0,1 компьютера на человека или 10 учащихся на один компьютер[10]. В учреждениях среднего и высшего профессионального образования есть динамика роста данного показа-теля, но и тут на 100 студентов в 2008 г. приходилось соответственно 9 и 9,7 компьютера, то есть те же 9-10 человек на одну машину[11]. На-помним, что в сфере связи на 100 работников в 2008 г. приходилось 48 персональных ЭВМ (в том числе с доступом в интернет - 32)[12] - наверное такое соотношение для учебных процессов образовательной сферы более соответствовало бы целям формирования информацион-ного общества.
Динамика информатизации в учреждениях среднего и высшего профессионального образования достаточно вялая: с 2006 по 2008 г. число компьютеров в техникумах увеличилось всего в 1,09 раза, а в вузах - в 1,13 раза. Некоторое оживление вносят темпы роста под-ключения к интернету - тут техникумы обогнали вузы (1,54 раза про-тив 1,3 раза), в остальном темпы роста составили 1,2-1,25 раза[13]. В России недостатки информатизации образовательной сферы ком-пенсируются в определенной степени ростом числа ЭВМ, при-обретаемых в личное пользование. Напомним, что в России на 1000 человек населения в 2005 г. приходилось 122 компьютера (для сравнения - в Австрии - 611, Германии - 545, Дании - 655, Велико-британии - 600)[14]. В первом квартале 2010 г. количество проданных по всему миру компьютеров выросло на 24 % по сравнению с тем же периодом прошлого года. Из-за кризиса российский компьютер-ный рынок в 2009 г. сократился на треть. Всего за год было продано около 7,3 миллиона компьютеров. В 2008 г. этот показатель составил 9,4 миллиона[15].
Не секрет, что основным стимулом приобретения компьютера в лич-ное пользование становится возможность выхода в интернет. В целом проникновение интернета в стране за 2009 г. увеличилось более чем на 20 %. Домашний интернет есть у 79 % российских пользователей[16]. Поэтому надо рассматривать интернет в глобальном плане как важную часть социальной составляющей информационного общества. На кон-ференции "РИФ+КИБ 2010" были озвучены следующие данные, харак-теризующие пользователей российского сегмента интернета - Рунета (32 миллиона человек). Популярнее всего, как и обычно, интернет у молодежи - в этой возрастной аудитории проникновение Сети состав-ляет 90 %, при чем среди московских девушек в возрасте от 18 до 24 лет опыт работы с интернетом имеется у всех 100 %. Характерно, что в 2009 г. рынок Москвы и Санкт-Петербурга насытился, и число рунетчиков выросло на 22 % в основном за счет регионов. Но пока интернет есть лишь у 37 % жителей страны[17]. Ассоциируясь с диаграммой М. По- рата можно ожидать, что настоящий прорыв в социальной составляю-щей экономики информационного общества наступит тогда, когда хотя бы у половины россиян будет дома возможность доступа в Интернет, когда на одного студента в вузе или в техникуме будет приходиться хотя бы полкомпьютера, а оснащенность отраслей народного хозяйства ста-нет существенно выше. По данным Росстата, сегодня можно говорить о высокой степени оснащенности только в области финансовой деятель-ности (119 компьютеров на 100 работников в 2008 г.), связи и научных исследований и разработок (по 48 компьютеров), государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального обеспе-чения (по 69 компьютеров) и высшего профессионального образования (84 компьютера)[18].
По данным "Яндекса", средняя скорость доступа в интернет в круп-ных российских городах в 2009 г. выросла почти втрое, с 410 до 1100 ки-лобит в секунду (при расчете этого показателя не учитывалась скорость доступа в Сеть в Москве и Санкт-Петербурге, которая составляет 8,5 и 7,4 мегабита в секунду соответственно)[19]. Важно, что высокоскоростной интернет становится доступным массовому потребителю - доступ к ин-тернету в среднем стоит 500-600 рублей в месяц. В табл. 2 приведены некоторые потребительские цены на мегабитный канал.

Таблица 2. Некоторые потребительские цены мегабитного канала доступа в Интернет*


* За год скорость доступа в Сеть в России выросла втрое // Эл. ресурс. Права доступа: [http://lenta.ru/news/2010/04/20/regions/]

Аудитория Рунета стареет. В 2000 г. в стране было почти 25 миллио-нов человек в возрасте от 10 до 19 лет. Сейчас, соответственно, столько же граждан в возрасте от 20 до 29 лет, а подростков в России к 2010 г. насчитывается лишь около 15 миллионов. Для россиян в возрасте от 16 до 24 лет это второе по значению средство информации после телевизо-ра. Если тенденция спада рождаемости сохранится, то к 2020 г. в Рунете основной контингент будет представлен пользователями в возрасте от 40 до 60 лет[20] с соответствующими потребностями в информации. Эта аудитория, на наш взгляд, становится важным фактором развития эконо-мики информационного общества в силу своей финансовой состоятель-ности и наличия профессиональных информационных потребностей.
Сегодня можно говорить о разделе экономических интересов по не-скольким сферам применения Интернета:
- Сфере медиаконтента и интернет-общения;
- Сфере интернет-торговли, интернет-платежей, электронных финансовых переводов и др.;
- Сфере интернет-провайдинга, хостинга и коммуникаций;
- Сфере разработки программного обеспечения, интернет- и интранет-порталов и сайтов, поисковых систем т. п.
В экономике информационного общества можно выделить и другие сферы экономических интересов, например сферу мобильной связи, цифрового радио- и телевещания, спутниковой связи. Свои экономи-ческие интересы имеют сферы почтовой связи и кабельной телефонии. На примере GPRS в мобильной связи и ADSL-доступа в интернет по обычным телефонным линиям мы видим, что происходит перераспреде-ление сфер влияния и серьезная борьба за новые рынки.
Объемы информации в Рунете быстро растут - в базах российских поисковиков уже 8,7 миллиарда страниц. В Рунете к концу 2009 г. было зарегистрировано 160 миллионов почтовых ящиков - то есть по четыре ящика на пользователя. Почти все эти ящики за исключением 7-8 мил-лионов корпоративных созданы на бесплатных почтовых сервисах и порталах. Если говорить о социальных сетях, то ежемесячно их посеща-ют 24,8 миллиона человек, а ежедневно - 14,9 миллиона, то есть около трети рунетчиков23. По поводу "бесплатности" можно сказать, что в ин-формационном обществе уровень некоммерческого представления услуг будет повышаться. Просматривается в перспективе даже некая аналогия с "информационным коммунизмом" и принципом "каждому - по по-требностям, от каждого по способностям", но сегодня "бесплатность" для коммерческих услуг - это маркетинговый ход, его не надо путать с тем, что сегодня создается и распространяется на правах свободного использования. Феномен безвозмездного коллективного и индивидуаль-ного труда над созданием программных продуктов с открытым кодом или свободно распространяемых заслуживает со стороны экономики информационного общества поддержки, которая сегодня практически отсутствует.
Кратко остановимся на показателях российского интернет-бизнеса. Как отмечалось на конференции "РИФ+КИБ 2010", объем рынка интернет-рекламы составил 19 миллиардов рублей, а сам рынок вырос на 9 %. На интернет-рекламу приходится 9,3 % затрат рекламодателей. Оборот электронной торговли в России составил 150 миллиардов рублей. Если в 2008 г. он вырос на 40 %, то в 2009 - лишь на 20. Средний покупатель тратит в интернет-магазинах 3 тысячи рублей в месяц[21].
Сформировалось несколько рынков - рынок электронной торговли, рынок моментальных платежей, рынок продаж электронных билетов.
По данным "Национальной ассоциации участников электронной торговли" (НАУЭТ)[22] в 2008 г. объем рынка электронной торговли в России составил 128 миллиардов рублей. В целом объем рынка за год вы-рос на 35 %. Структура рынка была распределена следующим образом: около 110 миллиардов рублей пришлось на продажи конечным потреби-телям, свыше 14 миллиардов - на госзакупки и около четырех миллиар-дов - на сектор B2B (бизнес для бизнеса). Рунетчики чаще всего поку-пали в интернете книги, диски, цифровую и фототехнику, мобильники, а также компьютеры.
Рынок моментальных платежей превышает рынок электронной тор-говли почти в пять раз. Его объем НАУЭТ оценивает в 536 миллиардов рублей. Сумма среднего платежа в 2008 г. составила 103 рубля, всего было проведено 5,2 миллиарда платежей с использованием 350 тысяч точек приема платежей.
Продажа электронных билетов в 2008 г. принесла компаниям почти 25 миллиардов рублей. Из них свыше 18 миллиардов рублей, пришлась на авиабилеты, на билеты в кинотеатры и на другие культурно-зрелищные мероприятия - 3,37 миллиарда рублей и на железнодорожные билеты - 2,82 миллиарда рублей[23].
Нужно отметить, что в последнее время в социальных сетях обозна-чилась ниша формирования нового рынка продаж - торговля лицензи-онным контентом (музыка, видео, софт). В распространении лицензи-онного софта через интернет мы видим важный фактор формирования экономики информационного общества, поскольку программное обе-спечение является характерным для него видом продукции.

3. Инновационная и инвестиционная составляющая экономики информационного общества в России

Обратим внимание на некоторую особенность, которая просматри-вается в традиционной экономике и экономике информационного обще-ства. Для России в настоящее время характерна сильная сырьевая со-ставляющая, за счет которой поддерживаются другие отрасли народного хозяйства и стабильность экономики в целом. При этом нам в голову не приходит, что сверхдоходные сегменты "информационной" отрасли могут участвовать в перераспределении своих доходов и вытаскивать на своих плечах убыточные или неприбыльные сферы. Предполагается, что такая практика - информатизация "всея Руси" за счет нефтедолла-ров - временная мера на период становления рыночной экономики, вот она-де заработает в полную силу, тогда... Что будет "тогда" - это отдель-ный вопрос, интересующая нас особенность состоит в том, что в период развития информационного общества роль сверхдоходной сырьевой со-ставляющей для его экономики могут выполнять экономически успеш-ные направления, например, названные выше направления электронной торговли. Если этого нет, то развивать информационное общество при-дется тому же сырьевому комплексу.
В экономике информационного общества имеются сферы, которые в силу технического прогресса и развития массового спроса могут в той или иной степени снизить свою доходность и, как следствие, инвестици-онную привлекательность, но остаться жизненно необходимыми. При-ведем небольшой пример. Информационное общество требует наличия линий связи, а широкополосный бум в России вызвал к жизни проблему дефицита пропускной способности магистральных линий связи. В по-следнее время абонентская база широкополосного доступа в регионах росла лавинообразно, а благодаря активному распространению безли-митных тарифов и довольно высокой скорости абонентских портов у массового пользователя проснулся интерес к видеоконтенту. Основны-ми "потребителями" полосы пропускания в корпоративном сегменте эксперты считают видеоконференции, в которых все большую роль на-чинает играть стандарт высокой четкости (HD). Ни доступ к информа-ционным приложениям, ни электронная почта, ни интернет-телефония не сравнятся с видеосервисами по утилизируемой пропускной способ-ности, причем обычный Web-доступ с рабочих мест при отсутствии технических ограничений может оказаться еще большим пожирателем емкости. Так вот, по оценке специалистов, если пять лет назад для воз-врата инвестиций в магистраль требовалось заполнить (утилизировать) монтированную емкость на 20-50 %, а дальнейший рост трафика обеспечивал оператору прибыль, то теперь, даже утилизация на уров-не 70-80 % не гарантирует окупаемости. Зачастую магистральные сети окупаются лишь в режиме 100 %-ной загрузки их пропускной способ-ности. Цена просчетов с выбором оборудования, тарифов на услуги и нерасторопности операторов при реализации магистральных проектов стала очень высокой. Возможность строить "на перспективу" экономи-чески выгодные и хорошо резервированные сети с запасом полосы про-пускания отсутствует вообще[24]. В связи с этим инвестиционная привле-кательность магистральных проектов может оказаться очень невысокой. А ведь на них строится технологический "фундамент" информационно-го общества.
Другая сторона вопроса - сроки проектов. Иллюзии быстрых и прибыльных интернет-проектов во многом развеялись во время краха дот-комов (термин, применяющийся по отношению к компаниям, чья бизнес-модель целиком основывается на работе в рамках сети Интернет), сейчас сроки окупаемости коммерческих интернет-проектов оценива-ются более реально, а для социальных проектов их часто вообще трудно определить. Вполне понятно, что российский бизнес рассматривает как инвестиционные проекты в сфере информационно-коммуникационных технологий только те, которые реально окупятся в ближайшие два-три года, а лучше - раньше, а все остальные проекты отсылаются на под-держку государства, различных фондов или рассматриваются как благо-творительность.
Возникает мысль, что для информационного общества нужна не-сколько иная, чем для традиционной экономики, инвестиционная поли-тика. Она сегодня реализуется как господдержка через национальные проекты, федеральные программы, гранты и широкий допуск бизнеса в высокодоходные сегменты. Последнее оправдано, на наш взгляд, при условии реинвестирования получаемых доходов в малодоходные и бюд-жетные сегменты, а также при условии наличия в высокодоходных сег-ментах как частных, так и государственных компаний. Сочетание ры-ночных механизмов и государственного регулирования согласуется и с тем, что информационное общество в основе своей - это планомерный, регулируемый процесс. При всей стихийности интернета в его сообще-стве проявляются действенные механизмы саморегуляции и существует определенный порядок развития магистральных коммуникаций, домен-ных зон и т. д.
В то же время экономика информационного общества является об-ластью концентрации высоких технологий, ее развитие имеет иннова-ционный характер и затрагивает практически все отрасли традиционной экономики, вследствие чего по идее представляет большой потенциаль-ный интерес для инвесторов. Посмотрим на статистические данные. Исследования патентной статистики показывают, что, несмотря на рост российского патентования в сфере информационно-коммуникационных технологий и связи с 2000 по 2007 гг. в 1,25 раза, доля данного сегмента в общем числе патентов несколько снизилась (0,95 раза в 2006 г.), но в целом пропорция не меняется с 2000 г.[25] Близкую динамику показывают данные об использовании передовых технологий - количество имеющих патенты на изобретения с 2000 по 2007 гг. возрасло в 1,31 раза. Развер-нутые сведения о темпах изменения основных показателей инвестици-онной и инновационной активности приведены в табл. 3.
Обращает на себя внимание то, что по данным официального стати-стического наблюдения России не приходится особенно уповать на то, что "Запад нам поможет". При тенденции роста зарубежного инвести-рования в сферу связи и информационных технологий его доля в общем объеме зарубежного инвестирования в целом низкая. Так что формиро-вать информационное общество у себя придется своими силами. Тут нам будет серьезно мешать наметившийся спад в удельном весе иннова-ционных товаров и т.п. в общем объеме отгруженных - фактически это говорит о том, что российская экономика информационного общества пока не ориентирована на освоение инновационного потенциала и об-ладает высокой инертностью. Это косвенно подтверждают данные о ро-сте в 8,5 раз с 2000 по 2007 гг. доли внедренных передовых технологий 7-9-летней давности. Характерно, что затраты на технологические ин-новации сократились почти на половину (в постоянных ценах 2000 г.).
Таким образом, в отношении инноваций и инвестиций мы зача-стую просто тащим в информационное общество застарелые проблемы советской-постсоветской экономики и сами создаем все необходимые условия для утечки мозгов и технологий.
Приоритеты инновационного развития были сгруппированы в ис-следовании "Долгосрочный технологический прогноз "Российский ИТ Foresight"[26] следующим образом:
1. Технологии организации и систематизации контента;
2. Технологии доставки и отслеживания контента;
3. Технологии искусственного интеллекта;
4. Технологии параллельной и распределенной обработки дан-ных;
5. Технологии ведения регламентированных процессов в интер-нете;
6. Технологии для организации совместной работы (collaboration) и виртуальных сообществ (community);

Таблица 3. Динамика инвестиционной и инновационной активности в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций*


* Рассчитано по: Российский статистический ежегодник 2008. М.: Росстат. 2009; Связь в России 2008. М.: Росстат, 2009.

7. Технологии моделирования и прикладные приложения инфор-мационных технологий;
8. Технологии, основывающиеся на новых физических методах.
Обобщенная характеристика потребности рассматриваемой нами
сферы в государственной поддержке, полученная в результате анализа данных экспертных оценок исследования "Долгосрочный технологиче-ский прогноз "Российский ИТ Foresight" по всем группам технологий, показывает, что сотрудничество государства, бизнеса и науки для ИКТ стоит на первом месте (80 %), далее идет развитие человеческих ресур-сов (66 %), развитие инфраструктуры НИОКР (46 %), государственное финансирование фундаментальных исследований (43 %) и менее вос-требованы улучшение предпринимательской среды (18 %) и межгосу-дарственные программы (1 %). Приведенные данные показывают, что государственная поддержка охватывает важнейшие задачи, без решения которых развитие приоритетных направлений невозможно.
Данное исследование показало, что эксперты выделяют для России часть задач, в которых она может быть мировым лидером. Тут мы вплот-ную подходим к проблеме международного разделения труда в мировой информационном обществе и к вопросу о том, надо ли пытаться делать плохо, но самим, то, что хорошо делают другие и можно у них купить. Небольшая, но насыщенная история российской информатизации по-казывает, что на определенном этапе мы упустили многие позиции по информационной технике, микроэлектронике и другим направлениям и сейчас, накопив определенные ресурсы, пытаемся их наверстать. Может быть стоит серьезно посмотреть на свои возможности и не разбрасывать ресурсы на "догнать и перегнать", а поддержать и развить то, что лиди-рует сегодня? Данный вопрос очень сложен и однозначного ответа на него, наверное, нет, поскольку многие его аспекты связаны с проблемой информационной безопасности страны и концепцией ее развития.
Считается, что успешное строительство информационного общества тесно связано с "миром без границ", но для создания национальной эко-номики информационного общества границы как раз нужны. При этом мы можем выносить производство, скажем, микроэлектроники в Китай или открывать у себя сборочные производства китайских, европейских, американских, южнокорейских и японских фирм (собранная продукция вопреки здравому смыслу считается российской), но достаточно ли это-го будет для решения своей национальной задачи?
Чтобы хотя бы отчасти ответить на этот вопрос нужно перейти к ис-следованию производственной базы информационного общества.

4. Производственная база экономики информационного общества

Под производственной базой экономики информационного общества мы понимаем те российские или совместные производства, которые вы-пускают нужную для формирования информационного общества в Рос-сии продукцию. Поэтому рассматриваемая производственная база пред-ставляет собой сегмент общероссийской экономики.
Если же продукция идет на экспорт, то она рассматривается с по-зиций глобального информационного общества и страна через экспорт-ную продукцию участвует в мировом разделении труда. Но особыми достижениями в экспорте информационной техники и технологий, если не считать отдельных прорывов (антивирусное программное обеспече-ние, системы распознавания текста и др.) Россия пока похвастаться не может, хотя многие лидирующие мировые информационные продукты созданы при активном участии выходцев из нее (пример - та же ОС Windows).
Приходится констатировать, что российская производственная база информационного общества создается на основе импорта технологий. Но проблема создания производственной базы - это ключевая проблема, без решения которой и говорить о самодостаточности не стоит. Самодо-статочность в экономике информационного общества возникает тогда, когда страна может полностью обеспечить свои национальные потреб-ности, включая покрытие расходов на импорт информационной техники и технологий доходами от их экспорта. Достижение самодостаточности можно считать определенным индикатором зрелости информационного общества.
На данном этапе, как мы уже говорили, Россия покрывает многие свои потребности для формирования информационного общества через импорт.
Производственная база экономики информационного общества включает в себя высокотехнологичные производства электротехниче-ской, электронной и радиотехнической промышленности, в том числе и нанотехнологии, в будущем вероятно к ним добавятся биоинформаци-онные и иные инновационные технологии.
В официальном статистическом наблюдении состояние производ-ственной базы экономики формируемого информационного общества рассматривается через выпуск соответствующей продукции (см. табл. 4). Там, где выпуск растет, можно говорить о соответствующем развитии необходимых производств, там, где сокращается, - об их свертывании или замещении импортом. Свертывание производств обусловлено пере-ходом на новые стандарты и поколения информационной техники, это нормальный процесс, тревожная ситуация начинается тогда, когда рос-сийский продукт или услуга не выдерживает конкуренции и замещается импортом.
Данные табл. 4 показывают, что в России есть виды продукции, кото-рые имели тенденцию роста производства до середины первого десяти-летия текущего века, а потом их производство стало сокращаться видимо из-за насыщения рынка. Такие тенденции обычно связаны с массовым техническим перевооружением и переходом на новое поколение техни-ки. Но возможны и результаты интервенции со стороны импорта более качественной зарубежной продукции. Мы полагаем, что для интервенций может быть характерно планомерное снижение производства, например это видно по телефонным аппаратам для АТС.

Таблица 4. Производство и внедрение некоторых видов информационной техники в России (в темпах роста относительно 2000 г.)*


* Рассчитано по: Российский статистический ежегодник 2008. М.: Росстат, 2009; Связь в России 2008. М.: Росстат, 2009.

Заключение

Конечно, рассмотренные нами аспекты представлены достаточно схематично и нуждаются в более подробном исследовании, но ясно одно - информационное общество в России должно быть, должна быть создана соответствующая ему экономика. Мы видим, что сегодня эконо-мика информационного общества в России развивается по двум основ-ным путям:
1. За счет направления и перераспределения средств (преиму-щественно бюджетных) на задачи развития информацион-ного общества и формирование условий для возникновения самоокупаемости в отдаленной перспективе там, где это воз-можно;
2. За счет допуска частного бизнеса в те сегменты, которые опла-чиваются массовым потребителем и приносят бизнесу бы-стрый доход.
Возникает опасная диспропорция, развитие которой может приве-сти к замедлению процесса формирования информационного общества в России. Мы уже увидели, как быстро и хорошо шла поголовная ин-тернетизация школ под эгидой федеральной программы, и как она на-чала стопориться при передаче платы за интернетизацию на плечи ре-гиональных бюджетов. На наш взгляд, полное устранение государства из высокодоходных сегментов возможно тогда, когда бизнес пропитан национальной идеей (как, например, в Японии), а не только идеей на-живы.
Создание экономики информационного общества в России по сути дела ставит перед нами проблему формирования национальной идеи. Понимание того, что информационное общество неизбежно и, что еще более важно - нужно, что мы хотим и готовы в нем жить, заставляет вспомнить и другую истину: "жить в обществе и быть свободным от него - нельзя". Образ "человека информационного", который сейчас формируется, потребует наличия соответствующего информационного государства, медицины, образования и пр., то есть создания реальной, а не только виртуальной среды обитания. При этом, поскольку биологи-ческая сущность человека не изменится, мир окружающей его техники полностью информационным не станет, то останется потребность в тра-диционной экономике, производстве одежды, обуви, продуктов питания и т. д.
Рассмотренные нами составляющие экономики информационного общества в России и по отдельности, и в целом показывают нерав-номерную динамику развития. Главным драйвером процесса являет-ся сфера связи, информационно-коммуникационных технологий и массовых коммуникаций. При этом социальная составляющая имеет серьезные диспропорции и недостатки. Инновационная и инвестици-онная составляющие экономики информационного общества в России, направленные на создание производственной базы, нуждаются, как сейчас модно говорить, в "модернизации". На данном этапе предпринимаемых усилий не достаточно, чтобы Россия заняла достойное место среди мировых лидеров информационного общества. Ну а говорить о создании своей производственной базы можно будет тогда, когда хотя бы половина используемой в России информационной техники и технологий будет иметь почетный лейбл "Made in Russia".


______________

[1] Более подробно см.: Черешкин Д. С, Смолян Г. Л. Нелегкая судьба российской информатизации // Информационное общество. N 1-2. 2008. С. 47-71.

[2] Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации // Российская газета. 16 февраля 2008 года.

[3] Рассчитано по: Связь в России 2008 // Статистический сборник, Росстат. М., 2009.

[4] При этом учитываются организации, осуществлявшие продажу (закупку) това-ров (работ, услуг) по заказам, полученным (переданным) в результате заполнения в интерактивном режиме специальной формы, размещенной на веб-сайте, или с ис-пользованием другого специализированного программного обеспечения. Заказы, переданные в виде обычного сообщения электронной почты, в том числе почтовой рассылки, не учитываются.

[5] С объемом переданной информации вообще надо быть аккуратным, имея в виду тенденцию утяжеления файлов тех же офисных приложений от Microsoft. - Прим. авт.

[6] 27.12.06 Новые нормы амортизации по компьютерам / Эл ресурс. Права доступа: [http://www.pravcons.ru/analisnews27-12-06-2.php] (доступ 21.04.2010).

[7] Рассчитано по: Табл. 5.9. Численность занятых в экономике по полу и заняти-ям // Российский статистический ежегодник 2009. М.: Росстат, 2010.

[8] Рунет в цифрах // Эл. ресурс. Права доступа: [/http://lenta.ru/articles/2010/04/22/ rif/].

[9] Рассчитано по: РСЕ 2009 // Статистический сборник, Росстат. 2010. Табл. 7.20.

[10] Рассчитано по: РСЕ 2009 // Статистический сборник, Росстат. 2010. Табл. 7.32.

[11] РСЕ 2009 / Статистический сборник, Росстат. 2010. Табл. 7.42 и 7.57.

[12] РСЕ 2009 // Статистический сборник, Росстат. 2010. Табл. 19.7.

[13] Рассчитано по: РСЕ 2009 // Статистический сборник, Росстат. 2010. Табл. 7.42 и 7.57.

[14] Россия и страны - члены европейского союза. 2007 // Статистический сбор-ник, Росстат. М., 2008. Табл.10.5.

[15] Продажи компьютеров за год выросли на четверть // Эл. ресурс. Права досту-па: [http://lenta.ru/news/2010/04/15/idc/].

[16] За год скорость доступа в Сеть в России выросла втрое // Эл. ресурс. Права доступа: [http://lenta.ru/news/2010/04/20/regions/].

[17] Рунет в цифрах // Эл. ресурс. Права доступа: [/http://lenta.ru/articles/2010/04/22/ rif/].

[18] РСЕ 2009 // Статистический сборник, Росстат. 2010. Табл. 19.7.

[19] За год скорость доступа в Сеть в России выросла втрое // Эл. ресурс. Права доступа: [http://lenta.ru/news/2010/04/20/regions/].

[20] Рунет в цифрах // Эл. ресурс. Права доступа: [http://lenta.ru/articles/2010/04/22/rif/].

[21] Рунет в цифрах // Эл. ресурс. Права доступа: [http://lenta.ru/articles/2010/04/22/rify].

[22] Рунет в 2008 г. наторговал на 128 миллиардов рублей // Эл. ресурс. Права до-ступа: [http://lenta.ru/news/2009/03/10/sales/].

[24] Елисеев И. Региональный широкополосный бум в России вызвал к жизни про-блему дефицита пропускной способности магистральных линий связи // Эл. ре-сурс. Права доступа: [http://www.osp.ru/nets/2009/03/7252830/].

[25] Попов С. В., Грум-Гржимайло Ю. В., Сергеева В. В. Оценка достижимости контрольных значений показателей, заданных в "Стратегии развития информаци-онного общества в Российской Федерации" на основе библиометрического ана-лиза // Альманах "Наука. Инновации. Образование". Вып. 8. М.: РИЭПП, 2009. С.301-309

[26] Итоговый аналитический отчет на тему: "Перспективные направления разви-тия российской отрасли информационно-коммуникационных технологий (Долго-срочный технологический прогноз Российский ИТ Foresight). М., 2007.

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован