Эксклюзив
Корчагин Юрий Александрович
08 июля 2015
13390

Юрий Корчагин: Экономические миражи

Как отработал и прожил Воронеж 2014 год и вошел в 2015 год

Мэр Воронежа Александр Гусев недавно доложил Гордуме, общественности и миру об итогах трудовой и иной деятельности воронежцев и мэрии в 2014 году. Доклад большой по объему (40 стр) и насыщен статистикой.

Воронежу, можно сказать, отчасти повезло. Временный рост государственных инвестиций и объемов производства на предприятиях ОПК привел к росту промышленного производства города за 2014 год на 12,8%, который вытянул рост промышленности всей области на высокий уровень 7,6% (РФ - всего лишь 1,7%). В 1 квартале 2015 года рост промышленного производства Воронежа пока сохраняется высоким, ИПП -112,2%, но в области он уже упал за 5 месяцев до 101%.

С инвестициями, отражающими будущее экономики города, ситуация обстоит хуже - они снизились в 2014 году на 10,1%. Инвестиции снизились во все крупнейшие предприятия Воронежа,что уже сказывается на экономике города в 2015 году как снижением числа рабочих мест, так и снижением поступлений налогов в областного и городской бюджеты (через трансферты).

По росту цен в 2014 году Воронежская  область и Воронеж «опередили» РФ. В области она составила 12%, в РФ - 11,4% (декабрь к декабрю).

Среднемесячная номинальная заработная плата работников крупных и средних организаций города  выросла в 2014 году по сравнению с 2013г. на 9,2 % и составила 29 754 руб. Для сравнения средняя номинальная  зарплата по области в 2014г. - 24127 руб. Но реальная средняя зарплата в Воронеже снизилась на 2,8% из-за высокой инфляции.

В 2015 году ситуация с зарплатой еще хуже. Среднемесячная номинальная зарплата работников организаций Воронежа в 1 кв. выросла на 6,5% по сравнению с  1 кв. 2014 года и составила 28545 руб, но  реальная зарплата, с учетом инфляции, составил лишь 90,5% к 1 кв. 2014г.

Среди городов-миллионников по средней зарплате Воронеж выглядит  плохо - третий снизу. Средняя зарплата еще ниже лишь в Омске и Волгограде. Самая высокая зарплата в  Екатеринбурге - 40097 рублей и  Красноярске - 38416 рублей.

Вместо роста рабочих мест - массовые сокращения

Среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий Воронежа в 2014 году составила 282,1 тыс чел, что на 5,0 % ниже уровня 2013 года. Число уволенных  по сокращению штата увеличилось за год на 577 человек и составило 1607 человек. По сравнению с 2013 годом количество вакантных рабочих мест снизилось на 5,8%.

В то же время, в службе занятости населения на конец 2014 года в Воронеже зарегистрированы в качестве безработных 3 906 человек, что на 10,3 % ниже показателя 2013 года. По данным доклада, среднегодовой уровень регистрируемой безработицы в 2014 году составил 0,9 %, по сравнению с 2013 годом (1,0 %) снижение на 0,1%.  В Воронеже на начало апреля 2015 года в департаменте труда и занятости населения состояло на учете 5000 человек, ищущих работу и не занятых трудовой деятельностью, 80% из них были зарегистрированы в качестве безработных. По сравнению с 1 апреля 2014 года число незанятых граждан уменьшилось на 12,3%, а число официальных безработных - на 11% (?).

Поневоле задумаешься на тем, доверять или не доверять подобной статистике. По официальной статистике при массовых сокращениях с занятостью воронежцев просто гладь да благодать. Безработица даже снижается.

Положение в области с безработными по статистике тоже благостное. Число безработных в области снизилось на 6%.

Вот так область и Воронеж  частенько и выходят в статистические лидеры в нынешнем «социалистическом» соревновании между регионами и городами.

Куда же подевались уволенные люди? Да ушли в теневую экономику или выживают случайными заработками. Либо пьют от безделья и безысходности.

В 2005 году на крупных и средних предприятиях Воронежа работало  310,3 тыс чел - на  9,1% больше, чем в 2014 году. И в краткосрочном, и в долгосрочном периодах происходит снижение числа рабочих мест, что наряду с конкурентами - мигрантами за рабочие места сильно усложняет жизнь воронежцев. Многим из них негде работать.

Программы развития или профанация?

В докладе немало места уделено муниципальным программам (МП), число которых достигло 14. Из них скроили Стратегический план, а Стратегия 2020 развития города лишь упомянута для понта. По мнению администрации города МП повышают эффективность расходования средств бюджета города. К сожалению, анализ их содержания и финансирования показывает, что все они носят формальный характер и созданы для отчетности.

Основным показателем по методике Минфина РФ, характеризующим реализацию программно-целевого принципа организации деятельности местной власти является доля расходов бюджета через МП. Поэтому в бюджете Воронежа все и вся запрограммировано. Даже расходы на туалетную бумагу. Отсюда доля расходов бюджета Воронежа, формируемых на основе  МП, в 2014 году составила 98,6 % (в 2013 году - 71,1 %). Что считается высоким достижением администрации города.

Что же дают и дали МП  жителям города? Поднимают эффективность труда мэрии? Экономят бюджетные средства? Поднимают качество образования, экологии, физкультуры? Ускоряют развитие инфраструктуры города, дорог? Повышают качество жизни его населения?

Скорее нет, чем да. Хотя все эти «новшества» и названы довольно звучно. Но новизны в них нет. Всегда существовали общая стратегия развития города (или МО) и частные программы развития, например, науки и инноваций, ЖКХ, энергосбережения и др. И они финансировались из бюджета ГО и вышестоящих бюджетов. Но Минфин РФ и мэрия Воронежа по его методикам пошли гораздо дальше. Они включили в отдельные МП всю рутинную деятельность мэрии, гордумы, управ и т.д., включая зарплату и премии их персонала.

Программа «Муниципальное управление» включает всю текущую работу и выплаты персонала властных структур города. МП  «Развитие образования» на 2014-2020 годы включает все расходы на образование и т. д. А насчет эффективности программно-целевого планирования и бюджетирования, как говорится, много шума из ничего. Зато за счет перекрестного финансирования выплат чиновникам из разных программ снизилась прозрачность получения ими доходов, они теперь проходят по различным МП. Снизилась прозрачность расходов в целом по основным статьям бюджета, которые теперь финансируются перекрестно по разным программам.

Нарастающее снижение расходов и  прозрачности бюджета Воронежа

Расходы бюджета 2014 года Воронежа составили 16,71 млрд руб и выросли по сравнению с 2013 годом в номинальном исчислении на 14,1 %. В реальном исчислении - на 2% (инфляция 12%). Этот небольшой рост бюджета города оказался временным - бюджет 2015 уже сильно сократился.  Расходы бюджета 2015 снизились по сравнению с 2014 годом в номинальном исчислении на 5,5%, а с учетом инфляции - на 17,5%. Это привело к снижению расходов даже по главной статье бюджета 2015 - на образование. Они снизились  (коррекция на 17.06.2015г.) - на 6,7% в номинальных ценах и на 20% в сопоставимых ценах с учетом инфляции.

В целом расходы бюджета 2015 снизились по всем статьям, за исключением статьи «общегосударственные вопросы», по которой содержатся чиновники и весь персонал местной власти Воронежа. Рост расходов по этой статье в 2015 году огромный - на 30%, хотя очевидна острая необходимость сокращения расходов на весь раздутый и неэффективный аппарат власти, включая местную.

Все это действо проводится в рамках МП «Муниципальное управление» и, как видим, привело лишь к росту затрат на чиновников. Среднемесячная заработная плата работников органов местного самоуправления Воронежа составила за 2014 год 47519 руб при средней зарплате в Воронеже 29753,5 руб. У работников контрольно-счетных органов города  средняя зарплата еще выше - 69788,5 руб.

Большое число МП и перекрестное финансирование статей расходов из разных программ усложнило контроль расходов и снизило прозрачность бюджета. Зато позволило увеличить выплаты муниципальным служащим без изменения существа и качества их работы.

Диаграмма. Динамика доли Воронежа в консолидированном бюджете области, в процентах.

Собственно все бюджетные манипуляции с бюджетами городов приводят к их уменьшению и ухудшению ситуации с финансированием инфраструктуры,  инженерных сетей, образования, медицины, экологии, массовой физкультуры, зон и мест отдыха и т.д. Крупные и средние города стали налоговой дойной коровой для нынешней вертикали власти. Что особенно характерно для Воронежа, бюджет которого вдвое меньше бюджета Ростова-на-Дону, хотя налоговые базы и население городов близки. Бюджетная обеспеченность Воронежа одна из самых низких среди крупных городов. Крайне низкая доля налогов Воронежа и низкие трансферты из областного бюджета не позволяют сформировать бюджет его развития. Денег не хватает даже на решение текущих проблем и задач.

Безосновательный оптимизм

Излишне оптимистический тон доклада в части экономики, инфраструктуры,  бюджета, социальной политики, почти полное отсутствие самокритики и уход от острых  проблем Воронежа не соответствует реально плачевной ситуации в гражданской промышленности, экономике, социальной сфере, развитии инфраструктуры и в качестве жизни города.  Повторяется воронежская ситуация начала 90-х с крахом ВПК, экономики, с ростом безработицы и т.д. И даже в худшем варианте, потому, как сейчас добавилась международная высокотехнологическая изоляция страны. И поставила барьеры на пути роста и развития обрабатывающей промышленности с высокими технологиями, на пути повышения ее конкурентоспособности.

Усилилась деградация человеческого капитала. Особенно в связи с падением морали и нравственности в российском обществе, раздутой коррупцией, в том числе в ОПК, с  деградацией образования и науки.

Российские проблемы с отсталой электроникой только усугубились. Собственных нанотехнологий и элементной базы у нас нет и не будет, а с ними не будет и конкурентоспособной военной техники в условиях изоляции. Надо налаживать отношения с развитыми странами.

Особенно пагубна для роста экономики и сектора высоких технологий деградация национального человеческого капитала в науке и высоких технологиях. Престарелые главные конструкторы страны завели их в тупик, подорвали авторитет наших достижений даже в области ракетной техники, как это случилось с КБХА. Не лучше обстоит дело и с воронежской связью от «Созвездия», с его человеческим капиталом и научно-техническим руководством.

Продукция ОПК двойного назначения, если она не проверяется мировым рынком, - фикция. Особенно в электронике и связи, где наши позиции традиционно слабы.

Воронежский рост промышленного производства за счет роста инвестиций в ОПК - мыльный пузырь. Он скоро лопнет, а для всей области уже лопнул. Рост ИПП области прекратился. ВРП ускоренно падает. Снижается даже объем производства с/х. Бюджетные инвестиции в продукцию ОПК, если избегать высокопарных слов, это использование бюджетных средств на непроизводительные расходы и повторный учет госзатрат в ВРП и ВВП. В части роста экономики - это самообман до тех пор, пока предприятия ОПК не выйдут на уровень производства 60-80% гражданской продукции в своих выпусках. Но  авралом и на авось тут ничего серьезного не получится. Опыт на сей счет накоплен «богатый».

Секретный покров организаций ОПК позволяет «создавать» в российской статистике сколько угодно изобретений, патентов, опытных образцов, инноваций, не востребованных гражданской экономикой. И создавать мнимый тренд роста и развития высоких технологий.

Фундаментальная наука в РФ практически умерла с отъездом талантов за рубеж. Именно там они и получают свои Нобелевские и иные международные премии. Заглянул на сайт своего родного Института  физики СО РАН. Международные премии у его сотрудников отсутствуют. Что уж тут говорить о других естественных науках, если даже российские физики сдали свои позиции в мировой науке. Поэтому импортозамещение в высоких технологиях в условиях изоляции от передовых стран невозможно. Что признают даже высшие руководители ОПК.

http://www.lerc.ru/?part=articles&art=5&page=72

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован