23 ноября 2001
2375

Юрий Курин: Закон - на службу инвестиций

В последнее время все чаще звучат оптимистические заявления о стратегических шагах российского правительства, принятых для улучшения инвестиционного климата в стране. Как полагают иностранные специалисты, последнее полугодие по динамике действий российского кабинета в этом направлении несравнимо с другими периодами. Об изменениях законодательной базы в области инвестиционной политики и проблемах привлечения капиталовложений рассказывает депутат Государственной Думы от Иркутской области, член фракции СПС, председатель подкомитета по банкротству в комитете по собственности ГД РФ Юрий Курин.

- Я считаю, что за истекшие два года работы Государственной Думы, правительства и президента основными мерами по улучшению инвестиционного климата стало принятие двух следующих законов.

Во-первых, по настоянию фракций СПС и "Яблока" была существенно уменьшена нагрузка в виде налога на прибыль. Этот шаг должен способствовать тому, чтобы инвесторы - как отечественные, так и иностранные - смелее вкладывали деньги в российский бизнес. Второе, что удалось сделать - это разработать и принять Земельный кодекс РФ.

Идеологические выдумки по поводу того, что введение частной собственности на землю позволит растащить родину и продать ее, пусть останутся на совести тех, кто их распространяет. Я бывал во многих странах мира: и в капиталистических, и в социалистических, и в развивающихся, и в странах переходного периода. Все государства, где нет частной собственности на землю, выглядят одинаково убого: бедность, неуютность, неухоженность земель, городов и т.д. Поэтому необходимо понять: инвестиций, т.е. вложения средств в экономику не будет до тех пор, пока инвесторы не будут знать, что земля под предприятиями находится в их собственности. Не может строить человек дом, если не будет уверен в том, что фундамент тоже принадлежит ему.

- Что еще надо сделать в рамках экономической стратегии государства?

- Нам предстоит решить еще массу проблем. Нужно перестроить экономику из потребительской в инициативную. Как бы ни было горько представителям старой экономической школы, как бы ни было горько старым хозяйственникам, руководителям бывших государственных предприятий, надо отказываться от финансирования производства из государственного кармана. Нужно понять: единственным источником для создания новых и развития действующих предприятий являются инвестиции. Инвестиции самого разного рода: получаемые от финансовых учреждений, по грантам, инвестиции частных лиц и т.д.

Для этого необходимо совершенствовать банковскую систему и продолжить совершенствование налогового законодательства. Кроме того, нужно дебюрократизировать экономику, снять административные барьеры для предпринимательской деятельности. В Москве, в столице государства, где самая высокая деловая активность, для открытия нового предприятия требуется не менее 40 дней. Это значит, что энергичный и работоспособный человек 40 дней ходит по конторам, получая бумаги на разрешение заняться активной производственной деятельностью. В этом смысле фракция СПС в Госдуме уже ведет определенную работу. Мы капитально сократили, путем принятия нового закона, количество видов деятельности, подлежащих лицензированию.

- Но одним принятием законов проблемы привлечения финансовых ресурсов не решить...

- Да, необходимо еще многое менять. Нужно развивать инфраструктуру. Нужны хорошие аэропорты, дороги, отели высокого уровня, ресторанные и переговорные комплексы для удовлетворения потребностей делового мира. Возьмем в качестве примера Иркутск - здесь один из самых аварийно-опасных аэропортов в мире. Деловые люди еще сто раз подумают, прежде чем сюда лететь.

Нужно решить и кадровый вопрос - обеспечить подготовку персонала, владеющего иностранными языками, знающего экономику, инвестиционное законодательство, международные стандарты финансовой отчетности. Необходим кадровый потенциал, способный привлечь инвестора. И нужны такие условия, при которых молодые высококлассные специалисты не уезжали бы за рубеж, а работали на наших предприятиях, в наших органах власти.

- А как зависит инвестиционная активность от региональных властей?

- Несмотря на то, что запасы природных ресурсов в различных российских регионах существенно отличаются друг от друга, некоторые из них больше других преуспели в привлечении прямых инвестиций. На мой взгляд, для сохранения инвестиционной привлекательности в регионах важна политическая стабильность - слаженная, целенаправленная работа всех ветвей власти: представительной, исполнительной, судебной, как на федеральном, так и на местном уровнях. Так, правоохранительные органы должны помогать развивать бизнес, а не давить его, депутаты Госдумы и местных представительных органов должны принимать законы, направленные на привлечение больших денег в регион, губернатор должен создавать атмосферу заинтересованности в инвесторах.

Инвестиционную привлекательность иркутской области постепенно повышают такие мероприятия, как ежегодно проводимые совещания по Азиатско-тихоокеанскому региону под председательством совета Федерации, как становящиеся все более регулярными мероприятия в рамках Байкальского экономического форума. Большое значение имеет наличие у нас в Иркутской области постоянно действующего международного выставочного комплекса "СибЭкспоЦентр". Но я считаю: темпы позитивных изменений в инвестиционном климате существенно снижает то, что в регионе еще не налажено конструктивное сотрудничество между областной администрацией, депутатами Госдумы, представителями в Совете Федерации и депутатами Законодательного собрания.

- Какая область экономики Иркутской области, на ваш взгляд, наиболее нуждается в инвестиционных вложениях?

- Я считаю, что в самых больших вложениях нуждается малый бизнес. Страшная цифра: малый бизнес в общем объеме производства в Иркутской области занимает чуть-чуть больше 1%. Для примера, в стране с устойчивой рыночной экономикой малый и средний бизнес дает не менее 50% валового продукта.

С одной стороны - так исторически развивалась область. На ее территории создавались такие промышленные гиганты как "Иркутскэнерго", БРАЗ, Усть-Илимский ЛПК, "Усольехимпром", "Саянскхимпром"... Но эти предприятия - очень неповоротливы. В условиях меняющейся экономики они не могут быстро перестроиться. Поэтому, на такого рода гигантах часто происходят финансовые, кадровые кризисы. Малый же бизнес, если он в регионе развит, позволяет мгновенно реагировать на рыночные изменения и использовать освободившиеся людские ресурсы.

Конечно, меры для развития этой сферы предпринимаются и предпринимаются достаточно давно. Но результат пока очень и очень незначительный. А что касается развития гигантов, то это - забота их крупных акционеров. Они сами должны заниматься привлечением инвестиций. Власть должна заботиться о тех людях, которые не являются ни крупными акционерами, ни крупными собственниками.



Инесса Паперная
Бизнес Мост, No9 (30)
ноябрь,2001
http://www.kurin.ru/index.php?articles_id=60
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован