06 июля 2003
827

Юрий Маликов: `Миллиарды должны быть государственными`

"Увезу тебя я в тундру", "Не надо печалиться", "Мой адрес - Советский Союз", "Багульник", "Там за облаками", "У деревни Крюково"... Эти песни были записаны ВИА "Самоцветы" много лет назад, но до сих пор они звучат по радио и доносятся с телеэкранов, их напевают киногерои и даже мультяшные персонажи. Кажется, что эти песни знают все, они давно стали народными. За плечами "Самоцветов" сотни гастрольных городов и тысячи концертов, миллионные тиражи пластинок и любовь слушателей, которая принесла им славу и популярность. Сегодня мы беседуем с заслуженным артистом Российской Федерации, вице-президентом Международного союза деятелей эстрады и бессменным художественным руководителем ВИА "Самоцветы" Юрием Федоровичем Маликовым. В 2001 году он стал лауреатом национальной премии "Овация" и народной премии "Золотой граммофон".


- Юрий Федорович, музыкальный коллектив, название которого неразрывно связано с вашим именем, действительно, всегда был и сейчас остается легендой советской и российской эстрады. А кем вы сами себя ощущаете - шестидесятником, деятелем шоу-бизнеса или же просто творческим человеком?
- Если говорить о шестидесятниках с точки зрения бардовской культуры, которая возникла именно в то время - время моей молодости, то я ею не интересовался. Для меня были ближе джаз, классика, наконец, "Битлз", которые заложили фундамент и основу всей дальнейшей популярной музыки в мире. То есть влюбился я в музыку джазовую, образование получил как классический музыкант, а работаю в области популярной музыки. Поэтому тогда я ощущал себя, наверное, просто свободным человеком. С другой стороны, и сейчас, в общем-то, пытаюсь не принадлежать ни к какому поколению.
Жанр, которым я занимаюсь, - молодежный, несмотря на то, что я уже дважды стал дедом. Я причисляю себя к сторонникам молодежной музыки, а она не приемлет разграничений в возрасте. Кроме того, шестидесятники - это, наверное, не только возраст, но и образ мышления и какая-то духовная свобода. Шестидесятники - это все-таки больше поэзия того времени: Окуджава, Визбор, Вознесенский, Галич. Но их творчеством я интересовался меньше. Мне больше нравился Высоцкий, но его песни я услышал впервые уже в начале семидесятых (и по сей день слушаю его с большим удовольствием). Это тот самый гений, который, как мне кажется, будет интересен всегда.

* * * * * * *
Именно в начале 70-х в нашей стране зарождался вокально-инструментальный жанр. "Самоцветы" наряду с "Поющими гитарами", "Веселыми ребятами", "Голубыми гитарами", "Песнярами" стали первыми отечественными ВИА. Им постоянно приходилось преодолевать устоявшиеся во всем советские стереотипы и давление бюрократической системы. В Москонцерте даже не было официальных ставок для такого рода коллективов - раньше деньги платили отдельно "солистам-вокалистам" и отдельно "музыкантам". В новых же ансамблях участники сами пели и аккомпанировали себе.
* * * * * * *

- Юрий Федорович, как вы считаете, ваше поколение нашло себя? Оно решило для себя задачи, которые считало главными в своей жизни?
- Я могу говорить о себе и о людях, которые работали вместе со мной. Нам тогда было невероятно интересно то, что мы делали, - очень хотелось заниматься своей профессией. Потому что она приносила помимо какого-то финансового подкрепления еще и огромный душевный подъем, ощущение радости оттого, что ты занят делом, которое нравится и тебе, и тем людям, для кого мы работали.

* * * * * * *
В 1970 году Юрия Маликова - музыканта Москонцерта, выпускника кафедры М. Ростроповича Московской консерватории - пригласили на гастроли в Японию. Западная музыка и новейшая аппаратура, представленная на международной выставке "Экспо-70", потрясли его. Отказавшись от карьеры классического контрабасиста, Ю. Маликов решил создать собственный ансамбль и исполнять современные популярные песни на русском языке. Весь гонорар за выступления он потратил на японские электрогитары, синтезаторы и усилители, которые в Советском Союзе было не достать ни за какие деньги.
Вернувшись в Москву, Юрий Маликов стал набирать молодых музыкантов в новый ансамбль. Еще в Японии он рассказал о своей идее известному конферансье Борису Брунову, который помог им выступить 8 августа 1971 года в популярной передаче Всесоюзного радио "С добрым утром!" Это определило их дальнейшую судьбу. На редакцию обрушился шквал писем, в них слушатели просили еще раз поставить прозвучавшую песню "Увезу тебя я в тундру". И тогда по строчке "Сколько хочешь самоцветов мы с тобою соберем" так и решили назвать ансамбль - "Самоцветы".
* * * * * * *

- Легко было работать в те времена? И как оплачивалась слава?
- Вообще, в советское время было какое-то разумное сочетание патриотизма и определенного здравого смысла с элементами хозрасчета. В нашей организации - Москонцерте, - в которой я проработал более сорока лет, мы за свой труд что-то получали. И чем больше мы вкладывали своего труда, тем больше зарабатывали. Хотя, конечно, деньги тогда такого значения не имели.

- В каком смысле?
- Да в прямом. Едешь в город на гастроли и заранее знаешь, что ни за какие деньги ты там не сможешь нормально питаться и жить... А люди в таких условиях жизнь проживали. Уже за одно это спасибо реформам - сумел заработать, будешь жить нормально...

- А не сумел...
- Да, согласен, не все у нас в порядке. Но это произошло. А что, когда люди дрались в очередях, для того чтобы элементарно купить бутылку водки, было лучше? Быстро забыли. Это было всего тринадцать лет тому назад. А вспомните, что творилось в 37-м году. Мой отец, который воевал и прошел с орденами всю войну, человек, который искренне верил в Идею, пережил в 53-м году то, что было в 37-м. Оказался чуть ли не изгоем в жизни. Да и вообще, все эти стукачи, анонимки, письма с наговорами - с этим как? А ведь это было в нашей жизни. Положительного и негативного хватало во все времена: и в 30-е, и в 70-е, и в 90-е.

- И кое-кто в 80-е, а затем и в 90-е годы смог неплохо устроиться в жизни...
- Да, был такой период. Но вы знаете, это зависело еще и от той специальности, профессии и должности, которую занимал конкретный человек в тот период, когда шла не то чтобы перестройка, а переформирование наших политической и экономической систем. А если человек был просто артистом, он артистом и остался. Очень мало кто попал из так называемого шоу-бизнеса в большой бизнес. А шоу-бизнес, к сожалению, не стал бизнесом. У нас что-то происходит в этом деле, но на очень местечковом уровне. По сравнению с покупкой "Челси" наш шоу-бизнес всего лишь мелкий междусобойчик.

- А вы считаете правильным, когда на средства, добытые из наших недр и принадлежащие по сути народу, делаются такие частные покупки?
- А были эти средства когда-нибудь народными? Наверное, неправильно произошло перераспределение собственности. Но обратного хода нет. И мы можем сейчас сколько угодно рассуждать о превратностях судьбы. Главное - попытаться не допустить в дальнейшем каких-то общегосударственных ошибок. Ведь ни в одной стране мира, наверное, нет такого колоссального расслоения населения, как у нас: от людей с многомиллиардным состоянием до влачащих нищенское существование.

- Где же, на ваш взгляд, выход?
- Налоги, налоги и еще раз налоги.

- Вы имеете в виду ренту - отчисления государству за пользование земными недрами и природными ресурсами?
- Ну, наверное, да. Эти отчисления в бюджет надо увеличить. То есть, пусть бизнес будет частным, но нужен жесткий контроль государства. Отнимать ничего не надо, потому что опять все станет бесхозным. А надо дать возможность людям зарабатывать. В том числе и на нефти и газе - не миллиарды, конечно. Чем выше доходы в природной сфере, тем выше должен быть налог. Ведь существуют же показатели. Поверьте мне, себя они не обидят. Даже если у них забирать в виде налогов девяносто процентов...

- То "вторые девяносто" все равно останутся у них.
- Это точно. Как говорится, дай им Бог процветания, но не на миллиардном уровне, а на миллионном. Ведь миллион - тоже хорошие деньги, которых им хватит на всю оставшуюся жизнь. А миллиарды пусть останутся государству.


Жукова И. Карюков В. Юрий Маликов: "Миллиарды должны быть государственными"
// Народник. - 2003

www.samotsvety.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован