16 мая 2008
5862

Юрий Симачев: Какой будет экономическая политика нового правительства?

Принципиальные изменения в экономической политике маловероятны, однако есть определенные предпосылки к усилению внимания к определению и реализации мер, направленных на обеспечение долгосрочного устойчивого экономического роста. К числу таких мер можно отнести те, которые направлены на поддержку малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для расширения бизнеса малых и средних инновационных фирм, совершенствование и расширение инструментов стимулирования инновационной деятельности и диверсификации экономики, определение долгосрочных перспектив развития российской экономики и приоритетных направлений технологической модернизации. Можно надеяться, что взаимоотношения государства с бизнесом приобретут более доверительный характер в сочетании с большей ответственностью в исполнении взаимных обязательств, при этом существенное развитие получат различные механизмы частно-государственного партнерства.

Сейчас многие эксперты говорят о перегреве российской экономики. Также мы видим стремительный рост инфляции. Какие шаги может и стоит предпринять правительству для решения этих проблем? Как они могут отразиться на бизнесе и фондовом рынке?

Да, действительно есть признаки перегрева российской экономики. Можно также говорить об определенных признаках снижения эффективности бюджетных расходов. Это в известной мере является следствием снижения внимания к совершенствованию инструментов реализации государственной политики, ограниченности набора таких инструментов, их недостаточной фокусировкой на реальные "провалы рынка" и специфику отдельных секторов экономики. В принципе Правительством РФ уже предприняты определенные шаги в формировании активной государственной политики, ориентированной на долгосрочную перспективу: разработан проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития, формируются планы практических действий. Конечно, есть проблемы в этой работе, но, что важно, "окно возможностей" по определению и реализации "политики развития" открыто.

В связи с новыми назначениями и перестановками, возможны ли переделы в крупных бизнесах? Какие сектора и компании могут в первую очередь подвергнутся перераспределению собственников?

Переделы в крупных бизнесах всегда возможны. В то же время, если мы обсуждаем этот вопрос с позиций усиления прямого участия государства в экономике, то мне это представляется возможным только в стратегических секторах экономики (сырьевой, отдельные сегменты ОПК), причем в весьма ограниченных масштабах, а применительно к нестратегическим секторам это маловероятно.

Каким будет положение бизнеса при президентстве Дмитрия Медведева? Стоит ли ожидать некоей либерализации? И почему?

Мы уже наблюдаем определенные признаки либерализации, по крайней мере применительно к малому бизнесу, причем это является развитием тех идей и предложений, которые обсуждались на заседании президиума Государственного совета в марте 2008 года. Наряду с этим очень важны комплексные меры по созданию общей благоприятной среды для роста бизнеса, для обеспечения его доступа к различным ресурсам, в том числе путем обеспечения целостного развития инновационной инфраструктуры. Я думаю, что необходимость решения стратегической задачи перехода экономики на инновационный тип развития потребует в среднесрочной перспективе более широкой либерализации регулирования, усиления внимания к привлечению прямых иностранных инвестиций, причем по мере развития "нестратегических" секторов и повышения их роли в экономике можно ожидать сокращения масштабов прямого участия государства в стратегических секторах экономики.

Будет ли государство продолжать наращивать своё присутствие в экономике? Возможно ли усиление административного присутствия в экономике? В чем оно может проявляться? Для каких целей наращивается это присутствие и как оно отражается на бизнесе?

Не думаю, что государство будет наращивать свое прямое присутствие в экономике, полагаю также, что неизбежно будет идти оптимизация и гармонизация государственного регулирования с позиций развития внешнеэкономической деятельности, расширения высокотехнологичного экспорта и расширения условий для интеграции российских компаний в глобальные цепочки формирования стоимости. В то же время, надеюсь, будет расширен "инструментарий" проведения активной государственной политики (новые задачи требуют дополнительных механизмов). Отмечу, что, по-моему, есть весьма существенные резервы в повышении эффективности применяемых государством инструментов, их обязательно надо задействовать для снижения риска опережающего роста бюджетных расходов.


16.05.2008
www.kommentarii.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован