06 апреля 2007
4492

Юрий СИМАЧЕВ: `Важно смещать акцент с прямой поддержки НИОКР на стимулирование спроса в бизнесе`

Юрий Вячеславович, государство, наконец, добралось до реформирования науки, в связи с чем обострились дискуссии о целесообразности расширения масштабов государственной поддержки научного сектора, о перспективах альянса бизнеса и науки, о роли государства в стимулировании спроса в бизнесе на научные разработки. Расскажите о результатах ваших последних исследований в этой области

Мы проводили опрос в 570 московских промышленных предприятиях и 185 московских научных организациях в основном негосударственной собственности. Что мы получили? Первое, в бизнесе есть осознание необходимости повышать расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Сегодня промышленные предприятия тратят на НИОКР примерно 1,3% от выручки, при этом осознают, что расходовать надо существенно больше для обеспечения своей же конкурентоспособности, в среднем где-то 8,4% от выручки. Второе: есть доминирующая группа компаний (их более 60%), устойчиво ориентированных на расширение затрат на технологические инновации. Третье: при высокой динамики инноваций компании чаще финансируют НИОКР, то есть, отказываются от имитационной стратегии инноваций и чаще практикуют аутсорсинг исследований и разработок. Теперь о результатах научной выборки. В науке тоже ожидания самые что ни на есть благоприятные, то есть, 60% отметили фактический спрос на исследования и разработки, еще более оптимистичны взгляды на ближайшую перспективу. Причем эти ожидания в равной степени связаны как с государством, так и с частным бизнесом.

Но если у всех ожидания благоприятные, в чем тогда проблемы?

Надо понимать, что и наука, и бизнес имеют альтернативные пути повышения конкурентоспособности и, не исключено, что развитие научно-производственной кооперации связано с преодолением каких-то серьезных специфических барьеров - в первую очередь это проблемы, связанные с несовершенством инновационной инфраструктуры. Это недостаточность информации о перспективных разработках, неразвитость инструментов стимулирования кооперации и даже такая проблема как приоритет государства на присвоение прав на результаты исследования.

Дают ли ваши исследования ответ на вопрос, на кого сегодня в своей работе должны ориентироваться научные организации?

В настоящее время государственный спрос на НИОКР в значительной мере ориентирован на потребности самих научных организаций. Чиновники не могут четко сформулировать задачи, здесь инициативу перехватывают сами научные организации, однако их формулировки иногда сильно расходятся с потребностями бизнеса. Поэтому предлагается, давайте попробуем применить какой-то инструмент, который способствовал бы взаимодействию научных и производственных организаций. В качестве такого инструмента мы рассматриваем бюджетное софинансирование заказов компаний на НИОКР. Эта мера нейтральна к размерам компании, она работает по классу инновационно динамичных компаний и снижает риски.

Но сама по себе эта мера не может гарантировать стабильного спроса бизнеса на научные исследования и разработки

Во-первых, никто не сказал, что мы вообще получим позитивный эффект от того, что начнем подталкивать к взаимодействию промышленные компании с научными организациями. Компании, которые уже работали с наукой, довольно критично оценивают ее внутренние возможности. В свою очередь научные организации не слишком оптимистично оценивают свои перспективы после общения с бизнесом. Классическое возражение: "Мы доверяемся бизнесу, но у него отсталые потребности, а у нас наука ориентирована на далекую перспективу. Мы переориентируемся, и будет плохо".

И тем не менее Вы считаете, что необходима кооперация науки, бизнеса и государства, остается только найти инструменты, позволяющие наладить связь между этими пока еще разрозненными системами, которые вроде стремится к одной и той же цели, но по каким-то причинам не хотят или не могут учитывать интересы друг друга

Мы считаем, что такими инструментами может быть, во-первых, обеспечение прозрачности сектора исследования и разработок, развитие системы информирования о результатах, достигнутых в этом секторе, системы рейтингования научных организаций с целью снижения рисков для компаний при взаимодействии с наукой. Надо поддерживать процессы формирования центров превосходства, центров компетенции, расширять объем фондового финансирования исследований и разработок. Второе - снятие нерациональных ограничений и развитие инструментов по передаче прав на результаты исследовательской деятельности самим научным организациям, снятие ограничений по использованию внебюджетных средств научными организациями, имеющими государственную форму собственности. Третье - повышение восприимчивости компаний к передовым исследованиям и разработкам, прежде всего, через распространение опытов в формировании внутрифирменных инновационных систем. Четвертое - сбалансированность и стимулирование спроса и предложения. Мы считаем, что очень важно сегодня смещать акцент с прямой поддержки НИОКР на применении механизмов стимулирования спроса бизнеса на исследования и разработки. Сейчас идет очень резкий рост расходов на науку. Говорить после этого, что у нас доля частного бизнеса во внутренних затратах на исследования и разработки резко не растет, не очень актуально. Наши исследования показали, что при очень высоком уровне финансирования от государства научные организации объективно утрачивают интерес к адаптации в нужном бизнесе. Поэтому необходимо развивать механизмы стимулирования взаимодействия научных организаций и промышленных предприятий.

Наталья Быкова

6 апреля 2007

Справка: Юрий Вячеславович Симачев, заместитель директора Межведомственного аналитического центра.

orange.strf.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован