23 мая 2008
2652

Юрий Соломин: `Мне близок по духу Чехов`

"Только образованные и культурные люди могут создать здоровую, процветающую экономику", - считает Юрий Соломин. И возглавляемый им театр решил по-своему позаботиться о будущем России, помогая детям воспринимать классическое искусство с раннего возраста.

В Международный день театра, 27 марта, в Москве началась благотворительная акция "Всей семьей в театр! Начните с Малого!". Она приурочена к празднованию Года семьи в России и потому продлится до 31 декабря 2008 г. Суть ее заключается в том, что зрители, купившие два билета в Государственный академический Малый театр, могут бесплатно получить третий - для ребенка от 5 до 14 лет. Многодетные семьи имеют право на два бесплатных детских билета. Юрий Соломин надеется, что это начинание поддержат не только театры России, но также музеи и филармонии.

- Юрий Мефодьевич, говорят, у вас в кабинете висит икона. Почему не как везде и у всех - портрет Путина? Вы так плохо относитесь к власти?

- Критически. Я ко всему отношусь критически. Но в то же время доброжелательно.

- Хотела спросить вас, верующий ли вы человек. Но для того, кто знает, как вы тонко воспринимаете и играете Чехова, вопрос отпадает сам по себе. Каждый выстраивает свои отношения с Богом. А вы?

- Я не могу сказать о себе, что я "очень верующий" человек. Так сказать, "наполовину". В бытность мою министром культуры мне удалось вернуть РПЦ более 1200 церквей, монастырей. Только в 1990-е годы в обществе обозначилось позитивное отношение к храмам. У меня была большая личная дружба с владыкой Питиримом. Кстати, наш Малый театр находится в его епархии. Я как-то признался ему, что хочу быть верующим, но чего-то недопонимаю в религии. Я внимательно читал Библию, считаю, что это огромный пласт истории. Тогда Питирим подарил мне детскую библию, с картинками. У меня тогда только что родилась внучка, и это было очень кстати. Теперь, если я чего-то недопонимаю в большой Библии, обязательно обращаюсь к детской. Всё становится ясно, и я засыпаю, как ребенок. Вообще, я считаю, что все 10 заповедей легко выполнять. Не стоит делать что-то такое, за что потом приходится просить прощения, а надо сразу стараться помочь ближнему, протянуть руку нуждающемуся. Так меня учила мой педагог Вера Николаевна Пашенная.

- Вас называют "чеховским актером Малого театра", отмечают особую "русскую национальную трогательность". Вы удивительно чисто и пронзительно понимаете Чехова. Не кажется ли вам, что Антон Павлович, в какой-то мере, - это совесть нации?
- В детстве мама прочитала мне "Каштанку". Она и сидит во мне по сегодняшний день. Моя жизнь прошла рядом с Чеховым. Это великий человек. Я ставил его пьесы, играл его пьесы. Он близок мне по духу. Сейчас вот Терехова предложила мне роль Сорина.

- В своей альма-матер вы ведете мастер-классы с участием студентов из Америки, Японии, Южной Кореи. Чем вам близка работа с иностранцами, столь далекими от русского духа?

- Научить быть артистом нельзя. Научиться - можно. Мой педагог Вера Николаевна меня верно поняла и направила на правильный путь, по которому я и иду. Я хочу, чтобы студенты поняли классицизм, великие традиции русского национального театра. Когда у нас иностранные студенты изучали русскую речь, я попросил своих педагогов (по речи, вокалу, по сценическому движению, по костюму) максимально точно воспроизвести чеховскую атмосферу, атмосферу того времени. И это удалось. Студенты настолько прониклись красотой русского языка, что некоторые из них плакали, когда наши занятия закончились.

- С 1998 года вы руководите Академическим Малым театром. Сейчас это уникальный коллектив с богатой историей и тщательно сохраняемыми традициями. Кстати, немцы тоже очень трепетны в этом отношении. Академизм - верность традициям, не так ли? Как вам удается сохранить их в наше суетное время?

- Трудно! Легче сделать новое, чем сохранить старое. Оказалось, что это никому не нужно. Академизм - это определенный уровень в профессии. Выше звания просто нет! Ведь не зря лучшие музеи, такие, например, как Пушкинский, носят это высокое звание. У них в постоянной экспозиции - Поленов, Шишкин, Гойя. А не "Черный квадрат". Хотя против Малевича я ничего не имею.

- Актер - профессия зависимая, зависимая от режиссера и, по большому счету, - от власти. Вы всю жизнь сохраняли потрясающее чувство собственного достоинства даже в то время, когда вы были чиновником, министром культуры. Как вам удавалось "не прогибаться"?

- А я и ушел, что бы "не прогибаться". Старался до 18.00 быть чиновником, после 18.00 - актером. Не получилось. Я - артист. Два года я пытался что-то сказать, но когда понял, что меня не слышат, просто поменял кабинет. Мой - лучше. Тем более, что это сделать нетрудно - надо только перейти через дорогу.

- Роль Арсеньева в "Дерсу Узала" Акиры Куросавы сделала вас известным мировому кинематографу. Повлияла ли на ваше восприятие такой удивительной страны, как Япония, личная дружба с Куросавой? Кстати, вот где умеют сохранять традиции! Правда ли, что японцы вас даже орденом наградили?

- Правда. Да, Япония очень традиционная страна. Я часто бывал там и не переставал удивляться. Например, в маленьком магазинчике или ресторане тебя провожают до дверей, при этом служащий кланяется, характерно складывая руки перед собой. И не важно, купил ты что-то или нет. В любом случае тебя проводят с поклоном и благодарностью. Однажды поймал себя на том, что, уже выйдя из магазина, я тоже стою вот так. Со сложенными перед собой руками. Акира Куросава был для меня Сенсеем - Учителем. Мы долго привыкали друг к другу. Почти два месяца репетировали, что называется, "за столом". Когда стали снимать, он постарался раскрыть мне все тайны мастерства, что называется, "не стесняясь". Обычно режиссеры этого не делают. Но мне посчастливилось работать с такими великими мастерами, как Марк Донской, Михаил Калатозов. Вот они, да еще Куросава, настолько любили и уважали своих артистов, что готовы были отдать им всё, что сами знали в профессии. Мы с Куросавой дружили более 30 лет.

- Знаю, что вы боритесь за сохранность русского языка. Правда ли, что Малый театр выступил инициатором выпуска аудиокниг?

- Да, я сам читал тексты некоторых церковных книг на радио. Но когда мне режиссер предложил продолжить работу, то из-за недостатка времени я отказался и порекомендовал наших актеров.

- Но сценическую речь, как театральную дисциплину, изучают все артисты. Почему именно ваши так хорошо читают старые тексты?

- Вы знаете, наверное, определенную роль сыграло то, что мы являемся приверженцами классического репертуара. Наши артисты понимают звучание и мелодику русского языка.

- В одном из интервью вы сказали, что вам не стыдно за всё, что сделали в профессии. Неужели нет ни малейшего недовольства собой?

- Я всегда старался работать честно и профессионально. И если я не хотел работать с каким-либо режиссером, потому что он бездарен, я просто отказывался от роли, но делал это в мягкой форме. Не люблю обижать людей.

- Как вы относитесь к современной антрепризе?

- Нормально. Но она бывает разной: плохой и хорошей, удачной и неудачной. Здесь многое зависит от режиссера и продюсера. Ведь антреприза - это лица. Узнаваемые лица. И подбор актеров очень важен.

- По роду своей деятельности вы встречались с королевскими особами - с королевой Великобритании Елизаветой II и королевой Нидерландов Беатрикс. Правда, что эти дамы демократичны и просты в общении?

- Королева Елизавета выбрала наш театр местом встречи с дипломатами и пришла от него в восторг. Мы преподнесли ей на память палехскую шкатулку. Когда я вручил ей сувенир, ее глаза вдруг засветились детским восторгом. Представляете, она глядела на меня снизу вверх - она очень невысокого роста - и чему-то радовалась, как девочка. Оказалось (это нам сказал один из представителей королевской свиты), Её Величество коллекционирует коробочки! Так что наш презент, что называется, попал "в точку"! Королева Беатрикс тоже была в нашем театре, там она принимала президента. Очень проста в общении. Я был приглашен на обед, который президент давал в честь нее в Кремле, так Беатрикс там так аппетитно и вкусно ела, что смотреть на нее было большим удовольствием.

- Сократ как-то сказал, что только дурак ищет общества, а умный одиночества. Знаю, что вы тоже большой любитель тишины и покоя. Вы сказали, что ваша любимица овчарка Маклай бережет ваш покой и нервы. Как псу это удается?

- Нам с Маклаем комфортно вдвоем. Он живет в нашей семье уже 13 лет, и за это время мы научились понимать друг друга.

- Я знаю, что у вас на даче есть еще собаки и даже кошка Дуся. Как всё это сообщество уживается между собой?

- Вы знаете, Наташа, это у людей больше проблем друг с другом, чем у Дуси с собаками. Выражение "живут как кошка с собакой" придумал человек, не очень-то любящий людей.

- Ваша дочь постоянно живет в Лондоне. Вы часто бываете там? Или больше хочется, чтобы Даша приехала в отчий дом и на природе поела настоящего украинского борща, который вы так любите?

- Даша, как это часто бывает, отошла на второй план. Сейчас с нами живет внучка Александра. Она тоже выбрала профессию музыканта, как и мама.

- Вы не жалели, что девочки не продолжили династию?

- Музыка - это был их выбор, и мы с женой отнеслись к нему с уважением.

- Если бы можно было начать всё сначала, что бы вы изменили в собственной жизни?

- Ничего. Пусть всё останется, как есть. Со всеми трудностями, болячками, проблемами. Я ни о чем не жалею.

Наташа Николаева
апрель 2008

http://www.kino-teatr.ru/teatr/person/156/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован