04 октября 2005
2460

ЮРИЙ СОЛОМИН: `РАЗВЕДЧИКОМ МЕНЯ СДЕЛАЛ АНДРОПОВ`

Знаменитый артист не считает свои роли в советских фильмах конъюнктурными
НА ПРОШЛОЙ неделе завершились гастроли в нашем городе московского Малого театра. Рабочий график художественного руководителя театра народного артиста СССР Юрия Соломина очень напряженный, но в нем нашлось время для не совсем обычной встречи - с рабочими и сотрудниками ЛОМО. "Забывать старых друзей большой грех", - объяснил Юрий Мефодьевич. А вечером того же дня он стал кавалером ордена "Звезда созидания".

"Пусть хоть жена знает, что я народный артист!"

- Юрий Мефодьевич, много ли значат для вас звания и награды?

- Я в связи с этим всегда вспоминаю Фаину Раневскую. Переезжая с квартиры на квартиру, она всякий раз спохватывалась: "Ой, у меня тут где-то был чемоданчик с похоронными принадлежностями!" В самом деле, не оставлять же заслуженные награды для подушечек, которые несут перед гробом! Пусть хоть жена, дети знают, что ты заслуженный, а то и народный!

- Когда по телевидению шел "Адъютант его превосходительства", вся прекрасная половина Советского Союза сходила с ума по капитану Кольцову...

- То-то я думаю, откуда у нас столько ненормальных пожилых женщин! (Смеется.) А если говорить серьезно, то многие поклонники и поклонницы преданы мне по сей день. Дожидаются после спектакля. Несмотря на все мои запреты, дарят цветы.

- Что за запреты?

- Я знаю, что люди покупают цветы на последние деньги. Я говорю: "С меня хватит и открытки! Букеты брать не буду!"

Мозги стали другими

- В фильме "Блокада" вы сыграли майора Звягинцева. После того как с архивных документов был снят гриф секретности, многие стали называть эту картину конъюнктурной...

- А разве люди в блокадном Ленинграде не умирали с голоду? Разве не была нашпигована металлом каждая пядь земли? Так ложь или правда то, что мы показали? Я сейчас не говорю о той исторической правде, которая касается руководителей Ленинграда да и всего Советского Союза того времени. Мы и теперь ее не знаем. До сих пор многие документы закрыты. А за остальное мне не стыдно. Как вы думаете, был бы конъюнктурщиком режиссер, который снял бы новую "Блокаду" с сегодняшних позиций? Давайте, переснимайте! В таком случае и "Чапаева" нужно переснять. И "Броненосец "Потемкин", и "Кубанских казаков"! Я недавно смотрел "Кубанских казаков" по телевизору, и, вы знаете, у меня не было отвращения. Было ощущение красивой сказки. Ну так и тогда они так же воспринимались.
За 30 лет многое изменилось как вокруг, так и внутри нас. Я и сам смотрю старые фильмы со своим участием и думаю: "Наверное, я бы здесь сделал по-другому и здесь..." Но не для того, чтобы что-то исправить с позиции сегодняшнего дня. А потому, что у меня за 30 лет мозги стали другими. Но я все равно никогда не плюю в колодец, который может пригодиться. И не пилю сук, на котором сижу.

Роли распределяло КГБ

- В сериале "ТАСС уполномочен заявить" вы сыграли разведчика...

- Хотите упрекнуть меня и за это? (Смеется.) От съемок в "ТАССе" я сначала отказался, потому что был занят в другой картине. А через год - снова звонок: "Юрий Мефодьевич, это опять мы, "ТАСС уполномочен...". - "Чего вы хотите? Кого-то озвучить? Или переозвучить? Я этим не занимаюсь". - "Нет-нет! Вы приезжайте на студию. Есть разговор". Я приехал. И мне сразу предложили подписать договор. Объяснили: "Картина была закрыта. Ее нужно переснимать. Поступила команда свыше..." И, как я понял, "командой свыше" была указана и моя фамилия. Отказываться было бесполезно. Я прочитал сценарий, и он мне понравился. К тому же разведчиков в нашем кино тогда было раз-два и обчелся: Кадочников, Банионис... "Команда свыше" была и на предмет разрешения показать какие-то технические детали и секреты, о чем раньше не могло быть и речи. Это тоже было интересно.

- Вы сказали: "команда свыше". Под этим подразумевается кинематографическое начальство или люди из аппарата Андропова?

- Команду дал Комитет государственной безопасности, который возглавлял в то время Юрий Владимирович Андропов.

На Зурабова надеяться нельзя

- Юрий Мефодьевич, вы в своей киножизни соглашаетесь на любые роли?

- Артисты соглашаются на любые роли или от безденежья, или от бесталанности, или от старости. Я, к счастью, отношусь к категории людей, имеющих право выбора. И не первый год отношусь. К сожалению, годы эти уже заканчиваются, потому что я человек пенсионного возраста. Что там дальше Зурабов придумает, я не знаю. Я же рассчитывать, а тем более надеяться на Зурабова не могу! Я должен рассчитывать только на себя. И при всем при этом совсем недавно я отказался от одного фильма. От довольно-таки большой суммы отказался. Почему? Плохая роль, плохой сценарий.

Тайна японского чуда

- В своих мемуарах вы рассказываете о встречах со многими знаменитостями. Какие их этих встреч самые важные?

- С Высоцким и Куросавой. Я считаю Высоцкого великим поэтом. По его песням потомки будут изучать историю Советского Союза. Высоцкий мог сто раз уехать за границу, эмигрировать, однако же он этого не сделал. У него была человеческая боль за землю, на которой родился. Что же касается наших с ним отношений... Мы не были закадычными друзьями. Но между нами существовали очень добрые отношения. Володя часто подвозил меня домой на своей заграничной машине, когда я еще был "безлошадным".

- А чем вас больше всего удивила Страна восходящего солнца, где вы работали с Акирой Куросавой?

- Почти 30 лет назад в Киото мы снимали фильм "Мелодии белой ночи". И нам для съемок понадобилось пианино. С трудом удалось его найти у каких-то частных лиц. Теперь, как известно, японцы, китайцы, корейцы на всех музыкальных конкурсах получают если не первые места, то вторые, третьи - обязательно. Почему? Да потому что музыку им преподают замечательные русские педагоги. Я знаю многих из них! Русская музыкальная культура дала качественный рост японской музыкальной культуре.

Удивительно? Еще пример. Малый театр первый раз на гастролях в Японии побывал в 1990-м. Там залы на полторы тысячи мест. Продюсеру было невыгодно нас приглашать. "Зачем вы это делаете?" - спросил я его. Он ответил: "У нас в стране сейчас принята программа воспитания образованного, культурного человека. Культура даст отдачу и на производствах". В прошлом году залы уже были набиты битком! "Видишь, что сделала культура с людьми за 10 лет!" - сказал мне продюсер.

Владимир ЖЕЛТОВ
"Смена", 04.10.2005
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован