14 февраля 2008
3429

Юрий Свердлов: Региональная политика с дальним прицелом

# 008-9(2260-1)
14 Февраль 2008
Стратегии развития российских регионов должны разрабатываться на основе долгосрочных документов федерального Центра, а не по опережающему принципу, как сейчас. К такому выводу пришли участники очередной Общероссийской конференции "Политика развития территорий единой России. Задачи обеспечения экологической безопасности граждан", которая прошла накануне в Москве, а также на региональных площадках ЦСКП в федеральных округах страны.


Тон обсуждению задал Дмитрий Козак, министр регионального развития РФ, дав в своем выступлении оценку ситуации, сложившейся в сфере регионального развития России.
По его словам, "как бы мы ни хотели централизовать власть, регионы в силу масштаба территории имеют огромную самостоятельность". Именно региональные и муниципальные лидеры, по его мнению, часто предопределяют развитие соответствующих территорий. Причем смена губернатора часто "разворачивает" развитие территории в совершенно противоположную сторону. Хотя с точки зрения влияния на экономические процессы регионов центральному Правительству принадлежит не менее 70 процентов полномочий. Кроме того, министр отметил опасную тенденцию, наметившуюся в последнее время, - дифференциацию уровня развития территории. "Если в 2004 году по объему производства валового регионального продукта на душу населения самый лучший регион отличался от худшего в 43 раза, - привел пример Дмитрий Козак, - то сегодня уже в 53 раза".
В улучшении сложившейся ситуации одним из основных инструментов региональной политики федерального Центра, как известно, является финансовая помощь из федерального бюджета. По словам Козака, "внутри Правительства развернулась нешуточная дискуссия о том, на каких принципах оказывать финансовую помощь. Один из подходов сугубо макроэкономический: если те деньги, которые мы направили, например, на развитие Южной Якутии, вложить в Центральный регион, то макроэкономический эффект по стране будет в два раза больше. И это правда! Но тогда мы должны честно сказать жителям Якутии: если вы хотите выжить, переезжайте в Центральный регион, потому что у вас нет никаких перспектив. Я думаю, что политика территориального, пространственного развития страны не должна быть продиктована только стремлением получить максимальный макроэкономический эффект в целом по стране, но и геополитическими соображениями сохранения территории".

Ориентир для муниципалитета
В ходе выступления Дмитрий Козак, повторяя мысль Президента, заявил, что концепция досрочного развития страны должна состоять из двух равноправных частей - развитие отраслей и развитие территорий Российской Федерации.
"Я думаю, мы с федерального уровня не должны мечтать о том, что увидим каждый субъект и муниципалитет Российской Федерации. Мы увидим только крупные макрорегионы со своими естественными конкурентными преимуществами", - заявил Дмитрий Козак.
В долгосрочном плане, по его мнению, необходимо заложить развитие федеральной инфраструктуры, разработать схемы территориального планирования Российской Федерации. Это в свое время должно стать ориентиром для субъектов и муниципалитетов в разработке своих стратегий и схем территориального планирования.
В настоящее время ситуация сложилась совершенно по-другому. "Мы соответствующим федеральным законом предписали субъектам в опережающем плане разрабатывать свои собственные генеральные планы, схемы территориального планирования. А мы складываем эту стратегию по клочкам, без наличия федеральных ориентиров", - отметил Дмитрий Козак. "Допустим, к 2010 году субъекты и муниципалитеты Российской Федерации выполнят предписание законов, а в 2011-2012 годах мы проснемся и нарисуем свое видение, проложим свои трассы поперек тех трасс и коридоров, которые запланировали субъекты и муниципалитеты. Это недопустимо!" - заявил министр.
Деньги к деньгам
Другим инструментом региональной политики являются межбюджетные отношения. И в этой связи министр напомнил, что сегодня трансферты регионам выделяются по принципу "деньги к деньгам", то есть направляются в те регионы, которые способны к софинансированию.
В итоге, по словам Дмитрия Козака, "деньги далеко не всегда попадают на те территории, где есть дефицит соответствующей инфраструктуры". "Пройдет еще какое-то время, и мы можем сконцентрировать все ресурсы на нескольких территориях, а остальные окажутся беспомощными. Это пассивная политика федерального Центра!" - сказал он, добавив, что проводить активную политику исключительно конкурсного распределения средств также недопустимо. "Мы должны понимать, какая территория в каких ресурсах нуждается, предоставлять эти средства и спрашивать за эффективность их использования, а не давать средства тому региону, где расторопней губернатор. В конечном итоге, поощряя таких губернаторов, мы наказываем население. Но ведь и там, где губернаторы, что говорится, не шевелятся, тоже живут люди! - отметил министр. - Я знаю, что у многих депутатов, которые увлекаются распределением денег на конкретные объекты, возникает много вопросов. Но кто бы ни возмущался, мы будем выделять деньги на региональные и местные полномочия, исходя из необходимости обеспечить достижение конечного результата, прежде всего удовлетворения потребностей жителей в социальных услугах".

Лучших поощрять!

Наконец, третий инструмент, который может и должен быть использован в разворачивании программы регионального развития, - это дополнительные механизмы, которые мотивируют региональные и местные власти к достижению конечного результата. "Если регион динамично движется по пути развития региональной муниципальной экономики, за это необходимо поощрять. И мне представляется, что сумма в 2,1 миллиарда рублей, которая предусмотрена на поощрение лучших регионов на 2008 год, ничтожно мала, она должна быть значительно больше", - сказал Дмитрий Козак.

Последнее, на чем остановился министр, - это полномочия. "Сегодня необходимо передать субъектам те полномочия публичной власти, которые можно децентрализовать. А те полномочия, по которым необходимы единые стандарты, мы должны оставить федеральными, установить единые правила для всей страны, но исполнение их делегировать на региональный уровень. Фактически сегодня губернаторы предопределяют, каким образом регулируются федеральные полномочия на территории, а ответственности за это нести не могут, поскольку она лежит на многочисленных территориальных органах", - заметил министр.

За "проблемные" регионы придётся платить
Реагируя на некоторые выступления коллег, Дмитрий Козак признал, что у нас есть так называемые проблемные территории, и мы должны за это платить: "Но нам нужно стремиться выстраивать такую политику, чтобы в конечном итоге прийти в состояние, когда таких территорий не будет, они сами себя окупят".

Говоря о Дальнем Востоке, Дмитрий Козак заметил: "Даже если мы туда протянем дороги, газ, электричество, все равно транспортные издержки будут огромные. Мы должны пользоваться такими инструментами, как особая налоговая, тарифная, таможенная политика в отношении отдельных территорий. Это могут быть особые экономические зоны. Мы устраиваем их на тех территориях, где нет проблем, а во всем мире делается наоборот".

"Что касается строительства, - отметил министр, - можно еще раз вернуться к оказанию финансовой помощи из федерального бюджета. На развитие в 2008 году мы выделяем всего-навсего 306 миллиардов рублей на все отрасли. Это копейки! Такой мизер не позволяет реально ничего решить. Эти 306 миллиардов мы сегодня предлагаем не делить на десять тысяч объектов, а определить приоритеты финансирования. И я предлагаю, чтобы это сделала Государственная Дума федеральным законом".

Не оставил без внимания министр и тему налогов: "Мы сегодня наносим большой урон развитию регионов. Наша налоговая система, просто как у унитарного государства. У нас огромное множество региональных льгот! Я удивлен, что у нас никто до сих пор в Конституционный суд не обратился по этому поводу, потому что на самом деле это нарушение равенства всех форм собственности. Почему частная собственность облагается налогом, а другая нет?"

Подводя итог встрече, Дмитрий Козак, заявил, что все, о чем говорилось, должно быть утверждено Правительством Российской Федерации и одобрено Президентом Российской Федерации. "Самое главное, - добавил он, - не погрязнуть в бесконечных согласованиях и дискуссиях. Я не знаю ни одной общественной проблемы, по которой надо было бы принимать решение больше месяца. Месяц можно отдать на обсуждение, потом принять решение и двигаться дальше".

Мнения
Юрий СВЕРДЛОВ
Заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям

Совершенно справедливо повышение ответственности руководителей на местах. Однако стоит обратить внимание на то, что нередки случаи нарушения федерального законодательства местными руководителями. Я знаком с результатами Счетной палаты по исполнению ФЗ No94 по госзакупкам. В регионах все далеко не благополучно. Причем даже на территориях недалеко от федерального Центра. Там цифры просто ужасающие.


http://www.pnp.ru/chapters/parlament/parliament_5691.html

14.02.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован