21 марта 2008
3015

Юрий Васильев: Налоговые стимулы модернизации экономики

Недавно на встрече в Кремле Владимир Путин предложил руководству Государственной Думы в кратчайшие сроки выработать план на законодательное обеспечение концепции долгосрочного социально-экономического развития страны. Значительное место в концепции отводится совершенствованию налоговой политики.

О том, как пытаются реализовать этот аспект концепции развития страны депутаты Госдумы, корреспондент edinros.ru попытался выяснить в беседе с членом Генерального совета Партии, председателем думского комитета по бюджету и налогам Юрием Васильевым. Именно этот комитет несет основной груз работ по разработке и "обкатке" законопроектов по налоговой политике.

- Юрий Викторович, как обстоит дело сегодня с законодательной базой налоговой политики, что удалось сделать за эти годы по ее совершенствованию?

- За последние годы в области налогового и бюджетного законодательства создана необходимая правовая база для решения поставленных стратегических задач руководством страны. В сфере законодательного обеспечения проводимой в России налоговой реформы главным итогом нашей законодательной деятельности за истекшие годы стало практическое завершение самого сложного этапа налоговой реформы - этапа формирования налогового законодательства как самостоятельной отрасли права.

Существовавшей до конца 90-х годов в стране налоговой системе был присущ ряд недостатков, препятствовавших экономическому развитию страны и требовавших их неотложного устранения.

- Какие это были недостатки?

- Cложность, противоречивость и запутанность нормативных актов о налогах и сборах, излишнее число применяемых налогов и сборов, отсутствие экономических оснований при взимании многих из них, дублирование налогов, недостаточность гарантий защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, а главное, общее избыточное налоговое бремя на экономику и население страны.

Серьезным недостатком налоговой системы являлось и наличие в законодательстве большого числа лазеек для ухода от налогообложения, включая необоснованные налоговые льготы.

Огладываясь на путь, пройденный нами с 2000 года, за период проведения масштабной налоговой реформы, можно отметить, что в Российской Федерации закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой.

- То есть, созданы основы для дальнейшего совершенствования налоговой политики. Какие этапы реформирования налоговой базы необходимо пройти в ближайшем будущем?

- В рамках следующего этапа налоговой реформы (2008-2011 годы) необходима дополнительная настройка налоговой системы, основанная на понимании того, что формирование доходов бюджетов - основная, но не единственная функция налогов.

- В каком смысле?

- Налоговая система является не самостоятельным институтом, а частью общей системы управления страной, то есть, должна способствовать достижению целей общегосударственного масштаба, прежде всего повышению благосостояния и качества жизни людей через качественный долгосрочный экономический рост.

- И какие инструменты для реализации этих целей может дать налоговая реформа?

- Стабильность, эффективность, которые могут быть достигнуты в обществе, благодаря социальной направленности в налоговой политике. Именно эти инструментарии должны стать безусловными ориентирами налоговой политики, предопределяющими любые изменения налогового законодательства.

- Ну и конечно, снижение налогового бремени, о котором сегодня все говорят?

- В качестве одного из приоритетных направлений проводимой налоговой реформы мы рассматриваем задачу последовательного снижения уровня налоговой нагрузки, направленного как на обеспечение принципа справедливости налогообложения, так и на поощрение развития отечественного бизнеса, а также на повышение благосостояния населения страны.

Необходимо отметить, что принятые в последние годы законодательные меры позволили обеспечить весьма существенное снижение налоговой нагрузки, в среднем на 1 процент ВВП в год. В результате Россия вошла в число стран с наиболее низким уровнем налогообложения.

При этом следует отметить, что снижение налоговой нагрузки не привело к потерям бюджета. Наоборот, за счет расширения налоговой базы, выхода налогоплательщиков из тени налоговые доходы консолидированного бюджета постоянно растут.

Комитет считает необходимым организацию детальной и всесторонней проработки депутатами Государственной Думы и представителями Правительства вопросов о размере единой ставки НДС и сроках ее введения.

Но при этом, решение данного вопроса должно осуществляться с учетом принятых расходных обязательств федерального бюджета, заложенного на долгосрочный период увеличения социальной направленности бюджетной политики, а также прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры. Только на основе взвешенного анализа всех возможных экономических и социальных последствий предполагаемого снижения ставки НДС может быть найдено оптимальное решение этой задачи. Владимир Путин не случайно подчеркнул, что, к налоговым проблемам надо подходить взвешенно и осторожно. "Снижение НДС - это очень правильно и очень важно, только надо подходить к этому очень осторожно", - заметил Президент.

Хочу отметить, что реализация законодательных мер по сокращению налоговой нагрузки осуществляется в едином комплексе с мерами по решению другой, не менее важной задачи налоговой реформы, состоящей в усилении роли налогов в стимулировании экономического роста, инвестиционной и инновационной активности. Требуется также упростить налоговую систему, минимизировав возможности произвольного толкования законодательства. Вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики. И все эти меры должны служить главной цели- дальнейшему снижению налогового бремени. Мы должны стремиться к установлению единой и максимально низкой ставки НДС.

- Можете ли Вы назвать конкретные нормативные акты, которые уже приняты Госдумой или находятся на разработке в бюджетном комитете, способные реально стимулировать экономику и реализовывать социальную направленность налогов?

- Прежде всего, хочу отметить, что разумная налоговая политика способна сыграть ключевую роль в стимулировании развития важных отраслей промышленности, в поддержке малого бизнеса, работающего в сфере научных технологий. Как справедливо считает председатель Госдумы Борис Грызлов, что "если мы установим фиксированный налог, который сейчас есть у малых предприятий, то мы могли бы, во-первых, оставить программистов в России - это еще один шаг к тому, чтобы не было "утечки мозгов", а во-вторых, мы могли бы реально вывести эти предприятия из тени".

С 2008 года освобождаются от обложения НДС отчуждение и передача прав на результаты отдельных видов интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с инновациями. Это права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства ноу-хау, а также выполняемые организациями научно-технические, опытно-конструкторские и технологические работы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции и технологий.

Начиная с 2006 года, введена, так называемая, "амортизационная премия". Она дает возможность единовременно списывать расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и затраты на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.

С 2008 года плательщикам налога на прибыль предоставлено право в отношении амортизируемых основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности, применять специальный коэффициент к основной норме амортизации, позволяющий повышать эту норму в 3 раза.

Создан механизм стимулирования развития производственных холдингов на территории Российской Федерации, посредством освобождения от налогообложения дивидендов, полученных российскими организациями в результате стратегического участия в капитале других предприятий, а также двукратного снижения ставки налога на доходы физических лиц, не являющимися резидентами Российской Федерации.

Расширен перечень расходов, на которые налогоплательщики, работающие в сфере малого бизнеса и перешедшие на уплату единого сельхозналога, а также на упрощенную систему налогообложения, могут уменьшать полученные ими доходы. В этот перечень, в частности, включены расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также ряд иных статей затрат.

И этот перечень можно было бы еще продолжить. Главное, что я хочу отметить, что реализация данного направления нашей законодательной деятельности будет неуклонно продолжаться и в дальнейшем, исходя из поставленных Президентом РФ стратегических задач, предполагающих стимулирование масштабных инвестиций в человеческий капитал, создание налоговых стимулов для развития инновационной экономики.

В настоящее время Комитетом прорабатывается возможность реализации таких важных законодательных мер, как сокращение сроков полезного использования отдельных видов амортизируемых основных средств, расширение прав налогоплательщиков в части определения амортизационной политики для целей налогообложения, введение механизмов, позволяющих дополнительно стимулировать научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Проводится работа по подготовке поправок в налоговое законодательство, предполагающих введение специального, наиболее благоприятного режима налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в инновационной сфере, в том числе в области информационных технологий. Реализация данной меры явилась бы мощным стимулом для развития инноваций в стране.

- А как решается задача в сфере социальной направленности налогов?

- Вопросы налогового стимулирования организаций к осуществлению инвестиций, направленных на повышение уровня социальной защиты граждан, которые Президент России совершенно обоснованно назвал инвестициями в человеческий капитал - занимают особо важное место в работе нашего комитета. В настоящее время мы работаем над подготовкой концепции законопроекта, предусматривающего более полное включение в перечень расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, затрат организаций на повышение образовательного уровня работников, их лечение и профилактику заболеваемости, на цели, связанные с улучшением пенсионного обеспечения.

Представляется очевидным, что данные виды расходов должны быть в максимально возможной степени освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.

При этом Комитет считает необходимым уже в самое ближайшее время подготовить и принять закон, предполагающий освобождение от обложения указанными налогами как взносов, направляемых на софинансирование пенсионных накоплений со стороны государства, так и дополнительных взносов работодателей, уплачиваемых в пользу застрахованного лица.

На повестке дня стоят вопросы увеличения предельных размеров отдельных видов налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, в том числе стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов с учетом темпов инфляции, а также расширения финансовых возможностей государства по мере улучшения макроэкономической ситуации в стране.

В целом же говоря о реформировании подоходного налога мы исходим из того, что сохранение плоской шкалы подоходного налога, безусловно, сыграло и продолжает играть важную роль как для повышения собираемости налога, так и для решения важнейшей задачи борьбы с "зарплатными" схемами.

Комитет считает, что настало время подготовить и принять закон, предполагающий освобождение от уплаты подоходного налога лиц с доходами ниже прожиточного минимума. Если государство не обеспечивает своему гражданину прожиточный минимум, оно не имеет морального права требовать от него уплаты подоходного налога.

Считаем существующую систему единого социального налога неэффективной, поскольку она неоправданно подменила страховой принцип на фискальный, разрушив тем самым систему стимулов для развития институтов пенсионного обеспечения, здравоохранения и социального страхования.

В связи с этим единый социальный налог, который в силу своего целевого характера должен носить ярко выраженную страховую основу, должен быть скорректирован с учетом реформирования отраслей пенсионного обеспечения, здравоохранения и социальной защиты. Для плательщика он станет не безвозмездным изъятием в доход государства, а целевым взносом с персонифицированным эффектом.

http://www.edinros.ru/news.html?rid=41&id=129024
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован