30 сентября 2004
447

За месяц до смерти Клара Румянова повторяла: `Я не могу радоваться жизни - страны нет, мамы нет...`

Восемнадцатого сентября не стало популярной актрисы Клары Румяновой. Триста мультипликационных ролей остались за плечами этой хрупкой женщины. Ее неподражаемым голосом говорят Чебурашка, Заяц из `Ну, погоди!`, герои `Волшебника Изумрудного города`, `Рикки-Тикки-Тави`, `Паровозик из Ромашково`, `Козленок, который считал до десяти`, `Кот в сапогах`, `Малыш и Карлсон`. Она подарила стране волшебные сказки. Страна отблагодарила ее сполна: Румянова умерла одинокой нищей женщиной в совершенно пустой квартире.
Хоронить ее оказалось некому и не на что. После смерти матери она прервала все отношения с родственниками, а на черный день не оставила ни копейки. Парадокс, но ни одно средство массовой информации не осветило похороны великой актрисы.
Буквально за месяц до смерти Клары Михайловны мы связались с ней, чтобы договориться об интервью.
- Да кому это интересно? Меня, поди, уже никто и не помнит, - вздохнула Клара Михайловна. - Фильмы с моим участием проходят незамеченными, а мультфильмы, которые я озвучивала, уже много лет не демонстрируют по телевидению.
- Говорят, вы сильно бедствуете. Может, мы могли бы вам помочь?
- А кто сейчас не бедствует? Пенсия у меня мизерная - 1500 рублей, помощи ждать не от кого: мужа нет, детей родить не получилось. Я даже кошечку не могу завести. Ее же надо кормить. А лишних денег мне взять неоткуда.
- У вас сохранился такой молодой голос. Вероятно, вы по-прежнему могли бы озвучивать мультфильмы?
- Какие мультфильмы! - вскипела моя собеседница. - Где вы видите мультфильмы? Вот эту ерунду, что показывают в программе `Спокойной ночи, малыши!`, вы называете мультипликацией? Мне стыдно за нашу страну и страшно за будущее наших детей.
- Зато эта работа приносила бы какую-то прибыль...
- Не хочу метать бисер перед свиньями! Да и потом, меня уже давно никто не приглашает. Только в газетных интервью наши именитые мультипликаторы не устают твердить: мол, в ближайшее время мы планируем выпустить серию мультфильмов, озвучивать которые доверим Клары Румяновой. Гнусное вранье! Никто ко мне с подобными просьбами уже сто лет не обращался. Одно время меня донимали рекламщики. Но я ни за что не опущусь до такого уровня.
- Давайте об этом и напишем, - не теряла надежды я.
- Что вы говорите? О чем писать? Что бедная, несчастная, одинокая старуха сидит и жалуется на жизнь? Что ей не на что есть и пить? Таких, как я, миллионы. Обо всех не напишешь. Я вообще не хочу ни с кем общаться. Я даже не помню, когда ко мне последний раз гости приходили. Да и на улице я появлялась всего раза два за последний год. Никому я не нужна, да и мне никто не нужен. Видно, пришла пора мне место на кладбище подыскивать да гроб заказывать - хоронить-то меня некому.
- Наверное, я не вовремя позвонила...
- Этого `вовремя` никогда уже не будет. Вы меня извините за грубость, но мне действительно нечего вам рассказывать. Все самые светлые воспоминания остались в прошлом. Там же остались молодость, красота, благополучие. Сегодня у меня нет ничего.
- И все же я попробую вам перезвонить через месяц?
- Вы думаете, что-то изменится?..
В телефонной трубке раздались короткие гудки.
Мы должны были созвониться 15 сентября. Я упорно набирала ее номер на протяжении трех дней. Телефон молчал. А восемнадцатого числа в газетах появилось сообщение: `Умерла Клара Румянова...`
- Неудивительно, что она отказала вам, - говорили мне позже в Гильдии киноактеров. - У Клары Михайловны очень сложный характер. У нее и друзей-то поэтому настоящих не было. Мало кто сможет ужиться с такой женщиной.

Николай Рыбников дарил своей однокурснице золотые часы
Когда десятиклассница Клара Румянова увидела фильмы с участием Любови Орловой, она твердо решила: `Стану такой же актрисой!` И с первого раза поступила во ВГИК на курс Макаровой и Герасимова. Ее сокурсниками стали Николай Рыбников, Алла Ларионова, Нина Меньшикова и Вадим Захарченко.
- Вообще Клара нравилась многим ребятам. Она была миниатюрной брюнеткой с огромными глазами. Рыбников уже на первом курсе был от нее без ума. В это трудно поверить, но свою будущую жену Аллу Ларионову он тогда в упор не замечал, - рассказывает одноклассница Румяновой Евгения Житомерко. - Я до сих пор помню, как сидели мы у Клары дома, обсуждали книжные новинки, а в это время Рыбников ждал ее у подъезда. Клара была умной, начитанной девушкой и не переставала удивляться своему ухажеру: `Как он может часами просиживать штаны? Конечно, я никогда не стану встречаться с таким дураком`.
В это сложно поверить, но однажды молодой Коля Рыбников совершил поступок, который позже режиссер Юрий Чулюкин воплотил в своем фильме `Девчата`. Не зная, как растопить ледяное сердце любимой, Рыбников решил подарить Кларе дорогой подарок.
- Коля потратил всю свою стипендию, занял денег у друзей и купил Кларе изящные золотые часики, - продолжает Евгения Степановна. - Перед лекциями он встретил ее около института и преподнес подарок. Клара - девушка строгих моральных правил - влепила ему звонкую пощечину со словами: `Никогда больше не подходи ко мне`. В порыве ярости Рыбников выбросил подарок в окно. Но, в отличие от героини Надежды Румянцевой - Тоси, Клара не заплакала, а лишь усмехнулась: `Я же предупреждала, мне от тебя ничего не надо, заруби себе это на носу`. Кстати, Рыбникову дорого обошлась эта выходка: несколько месяцев он сидел на одной гречке, чтобы вернуть долг приятелям.
Неделю Рыбников не подходил к однокурснице. Но вскоре не выдержал и решил рискнуть последний раз. Надев парадный костюм, он пришел в дом к матери Румяновой, чтобы просить руки ее дочери. Когда Клара узнала об этом поступке, она в резкой форме высказала Николаю свое мнение о нем и попросила забыть о ее существовании.
Спустя пять лет после окончания института, в 1957 году, Рыбников женился на другой однокурснице - Алле Ларионовой. Это был один из самых красивых романов в отечественном кинематографе. Румянова, в свою очередь, продолжала поддерживать дружеские отношения со звездной парой. За два года до смерти уже великий актер Николай Рыбников перенес микроинсульт. Клара навестила его в больнице. Тогда Николай Николаевич осторожно поинтересовался у бывшей возлюбленной: `Ну, может, спустя столько лет ты мне признаешься в причине своего отказа?` В этот момент на глаза Клавдии Михайловны навернулись слезы: `Дурой я была, Колька! Я не разглядела в тебе того, кем ты был на самом деле. Только сейчас я понимаю, что ошибалась. Ты был именно тем мужчиной, который нужен мне. Сейчас уже поздно об этом думать`.


`Поженимся - брошу пить`, - уверял актрису Владимир Высоцкий
В 1975 году Клару Румянову пригласили на съемки картины `Сказ про то, как царь Петр арапа женил`. Здесь она познакомилась с Владимиром Высоцким.
- На тот момент Высоцкий был с Мариной Влади. Мы не знали ни имени этой женщины, ни откуда она приехала, ни как она выглядит. Но все вокруг шушукались, что у Володьки появилась новая любовь - французская бестия, - вспоминает костюмер картины Наталья Бетова. - В это же время Высоцкий бегал за Кларой с утра до вечера, клялся ей в любви, дарил цветы, читал стихи собственного сочинения. Правда, надо заметить, практически всегда он находился подшофе. Румянова всеми силами пыталась его отшить: `Ты слишком много пьешь, у нас с тобой ничего не получится`. - `Поженимся - брошу`, - уверял ее Владимир Семенович. Но Клара была неприступной. Когда съемки закончились, Высоцкий связался с художником-мультипликатором Вячеславом Котеночкиным и умолял, чтобы тот заменил Анатолия Папанова, который озвучивал Волка из мультфильма `Ну, погоди!`. Говорят, Котеночкин по этому поводу собрал худсовет, но Высоцкого категорически отказались утверждать. Однажды Клара сказала мне, что Высоцкий посвятил ей одну песню. Я думаю, что она больше придумала это себе. Мало ли кому Владимир Семенович посвящал песни? По-моему, это абсолютно ничего не значило.


`Клара мечтала, чтобы ее муж был коммунистом`
Личная жизнь Клары Румяновой не сложилась. Говорят, виной тому был тяжелый характер актрисы. В семейных отношениях Румянова всегда считала себя главой семьи.
Первый раз она вышла замуж в шестнадцать лет за молодого пианиста. В загсе потребовали письменное согласие родителей, чтобы зарегистрировать этот семейный союз.
- Брак продержался всего три месяца. Когда Клара поступила во ВГИК, ее муж поставил условие: `Выбирай: либо я, либо кино`. После этих слов Румянова разорвала с ним все отношения. Клара всегда была принципиальным человеком и ни за что не могла поступиться собственными взглядами, - рассказывает приятельница актрисы Вера Рыбакова. - Кстати, к тому моменту Клара была на втором месяце беременности. Втайне от родителей она сделала аборт у какой-то бабки на дому. С тех пор детей она больше иметь не могла, хотя очень хотела. Вторым мужем Румяновой стал лучший друг Сергея Бондарчука Анатолий Чемодуров. Красивый талантливый актер прославился в конце 40-х годов ролью Левашова в `Молодой гвардии`. После свадьбы Бондарчук решил сделать подарок молодой актрисе и предложил ей роль княжны Марьи в картине `Война и мир`. Румянова стала репетировать, но из-за ее дерзкого нрава Сергею Федоровичу пришлось заменить Румянову другой актрисой. Клара Михайловна на правах жены лучшего друга режиссера позволяла себе пропускать репетиции или опаздывать на несколько часов, спорить с режиссером, закатывать скандалы гримерам.
- В конце 60-х Чемодурова перестали приглашать сниматься в кино. У него не было никакой работы. В это время его супруга успешно сотрудничала с `Союзмультфильмом`, продолжала сниматься в кино. Вскоре Чемодуров начал пить. Причем это были настоящие запои с рукоприкладством, скандалами, - вспоминает Рыбакова. - Анатолий часто не приходил домой, Клара вытаскивала его из милиции, он стал продавать вещи, чтобы купить бутылку. В какой-то момент она не выдержала, в 1973 году они официально развелись. Румянова оставила бывшему мужу все: кооперативную квартиру, машину, мебель. Говорят, Анатолий потом женился, у него родились дети. А в середине 80-х его не стало.
Третий брак не продержался и пяти лет. Очередной супруг Румяновой, капитан дальнего плавания, буквально уничтожал ее своей бешеной ревностью.
- В последнее время про Клару писали в газете, что она одинокий человек, не смогла сохранить ни одну семью, - рассказывает соседка Румяновой Иветта Иннокентьевна. - Это не так. Она была самодостаточным и высокомерным человеком. Она часто повторяла, что никогда не станет жить с кем попало. Ей нужен человек ее уровня. И главное условие - ее мужчина должен был быть ярым сторонником коммунистических идей. Такие ей не попадались. В нее влюблялись многие режиссеры, оперные певцы и даже космонавты, но все предложения она отвергала.
Сама Румянова до конца своих дней оставалась коммунисткой. Так воспитали ее родители. Всю жизнь она выписывала `Советскую Россию` и, говорят, поддерживала отношения с Геннадием Зюгановым. Правда, в свое время факт собственного крещения ей пришлось скрыть от родителей.
- В церкви она тогда была всего один раз. После аборта ей было очень тяжело на душе. Поэтому она пошла в храм, где приняла обряд крещения, - поделилась Вера Рыбакова.


Иван Пырьев поставил крест на актерской карьере Румяновой
Почему амбициозная Клара Румянова, окончив во ВГИКе престижный курс Герасимова и Макаровой, так и не стала великой актрисой? Говорят, в этом виноват Иван Пырьев.
В начале 50-х Клара Румянова снялась уже в нескольких фильмах, и вдруг в 1953 году судьба свела ее с выдающимся режиссером, на тот момент генеральным директором киностудии `Мосфильм` Иваном Пырьевым. Иван Александрович снимал фильм по собственному сценарию `Испытание верности`. Надо заметить, что Румянова терпеть не могла сентиментальное кино. Новая картина Пырьева должна была стать классическим вариантом советской мелодрамы.
- Я хочу, чтобы ты играла главную роль, - предложил Пырьев Румяновой и дал просмотреть сценарий.
Дело происходило в кабинете режиссера на `Мосфильме`. Пока Клара читала сценарий, Пырьев не сводил с нее глаз. Он ждал, когда же молодая девушка прослезится и с восторгом примет предложение. Восторга не последовало.
- Мне не нравится ни роль, предложенная мне, ни ваш сценарий. Эта картина обречена на провал, - резко выступила Румянова. - Я отказываюсь сниматься в этом фильме.
Пырьев, на тот момент снявший уже более двадцати кинолент, пришел в ужас. О его сложном характере слагали легенды на киностудии, его боялись маститые актеры, из его кабинета с треском вылетали даже старейшие сценаристы, он матерился на съемочной площадке, словно заправский шофер. И тут - выпускница ВГИКа позволила себе такое смелое высказывание по отношению к его сценарию.
- Мать, ты думаешь, что говоришь?! - взорвался Пырьев. - Тебе не нравится сценарий, малолетка?! Убирайся вон из моего кабинета - и чтобы ноги твоей больше не было на `Мосфильме`! Я запрещаю тебе сниматься в кино! Отныне тебе будут отводиться роли только в массовках...
Так Иван Пырьев поставил крест на актерской карьере Румяновой - впрочем, подобным образом он обходился со всеми неугодными ему людьми. Около шести лет Клара оставалась за бортом кинематографа, пока министр культуры Екатерина Фурцева не уволила Пырьева с поста гендиректора `Мосфильма`. После этого Румянова снялась в двенадцати картинах. Самые яркие роли - это попадья в `Двенадцати стульях` (попа сыграл Михаил Пуговкин) и учительница в картине `Звонят, откройте дверь`... Но ни одна из этих ролей не принесла ей долгожданной славы Любови Орловой.
- За несколько дней до смерти Пырьев позвонил ей домой, - вспоминает бывшая подруга Румяновой Нина Голубева. - `Плохо мне, Клара, чувствую, близок мой конец. Грешен я, вот и решил обзвонить всех, кому жизнь сломал. Ты - первая. Прости меня за ту глупость. Знаешь, ты была права, фильм действительно вышел неудачный`, - признался режиссер...
А та роль, на которую первоначально утвердили Румянову, досталась Марине Ладыниной, с которой впоследствии Клара Михайловна подружилась. В прошлом году, когда умерла Марина Алексеевна, Румянова сказала: `Ну вот и мне пора. Мы с Мариной очень похожи. Обе мы одинокие и бедные. Она ушла из жизни, когда поняла, что никому не нужна. У меня такая же ситуация`.


`Во ВГИКе учится девчонка, которая может орать дурным голосом`
Самое удивительное, что Клара Румянова никогда серьезно не относилась к работе в `Союзмультфильме`. Всю жизнь она мечтала о большой драматической роли.
- Вообще, в детстве у Клары был очень низкий голос. Когда она во время войны выступала с матерью в госпиталях, раненые смеялись и дразнили ее `девочка с пропеллером, поющая басом`: на голове у маленькой Румяновой был огромный бант, - рассказывает соседка Клары Михайловны. - Студенткой ВГИКа она ездила с концертами в Подмосковье. Однажды Клара сильно простыла, чуть не умерла от крупозного воспаления легких. Пролежав в больнице больше месяца, она потеряла голос. Ее хотели выгнать из института. Сергей Герасимов показал ее фониатру. Тот развел руками: `У девочки редкие связки. Не знаю, каким голосом она будет петь после такой болезни, но говорить сможет нормально`.
Полгода Герасимов запрещал Румяновой разговаривать - общались они посредством записок. И вот когда ее голос полностью восстановился, все ахнули. Клара стала говорить детским мультяшным голоском.
- Первый шаг к мультипликации у нее произошел на съемках картины Сергея Герасимова. Клара снималась в `Сельском враче`, играла беременную девушку, - вспоминают ее коллеги. - По сценарию она должна была родить ребенка. В кадре был задействован месячный малыш, который во время долгого съемочного процесса утомился и заснул. Его тормошили, будили, но младенец ни в какую не желал просыпаться. Тогда Клара предложила: `Давайте я за него стану кричать`. Крик получился настолько правдоподобным, что его решили оставить. После этого эпизода слава о Румяновой распространилась среди мультипликаторов. На студии `Союзмультфильм` говорили: `Во ВГИКе учится девчонка, которая может орать любым дурным голосом`.
Тогда же ей стали звонить со студии и предлагать озвучивать мультипликационных персонажей. В ответ Румянова негодовала: `Вы что, издеваетесь?! Я не стану заниматься такой грязной работой. Я ведь великая актриса с мощнейшим потенциалом`.
Мультипликаторы огорчились, но про девушку не забыли...


В последнее время Клара Михайловна часто повторяла: `Хочу утопиться`
В начале 90-х годов Клара Румянова потеряла все: работу, средства к существованию, родных людей. После сорока лет службы в Театре киноактера ее сократили вместе с другими актерами. Тогда же погиб `Союзмультфильм`. В марте 1990 года умерла ее мама, Анна Петровна, которая была для Клары единственным близким человеком. А когда распался Советский Союз, у некогда сильной женщины участились депрессии. Она не раз пыталась покончить жизнь самоубийством. Но что-то ее останавливало. Соседки, изредка забегая к ней на чай, замечали у нее на столе горы снотворного.
- Однажды Клара позвонила мне: `Сегодня я решила уйти из жизни. Я все обдумала. Поеду на Ленинские горы, там недалеко Москва-река. Прыгну, и никто меня не найдет`. Немало трудов мне стоило отговорить ее от этого поступка. Вообще она часто повторяла: `Хочу утопиться`. Когда не стало ее мамы, мир для нее перестал существовать. Она все время повторяла: `Я не могу радоваться - страны нет, мамы нет... Зачем жить?!` - рассказывает соседка Иветта Иннокентьевна. - В ее доме много лет стояла оглушительная тишина. Последнее время Клара не смотрела телевизор, не слушала радио и все время твердила: `Нет смысла...` Никакие праздники она не отмечала, дни рождения игнорировала. В это время она закрывалась дома, отключала телефон и спала. Хотела, чтобы быстрее закончился этот день.
Единственный праздник, который не игнорировала Румянова, был День Победы.
- Когда она могла ходить, то каждое Девятое мая приходила на Красную площадь к Могиле Неизвестного Солдата, чтобы возложить цветы. Последнее время Клара больше лежала. А за неделю до смерти даже говорить перестала, - продолжает соседка. - Мы каждый день меняли ей постельное белье - никакие памперсы не помогали. Бывало, я приду, приготовлю обед, смотрю на нее и читаю по глазам: `Когда же ты уйдешь?` Наступило время, когда ее стало тяготить простое человеческое общение.
Смерть Клары Румяновой не стала для сотрудников Гильдии киноактеров неожиданностью.
- Мы постоянно звонили ей, интересовались ее самочувствием. Когда ее знакомые сообщили, что Клара Михайловна совсем плоха, мы стали готовиться к худшему. Чуда не могло произойти: мы знали, что у Румяновой рак молочной железы и слабое сердце. Когда-то ей сделали шунтирование, после операции она принимала лекарства, от которых впоследствии ее самочувствие ухудшилось. Последний месяц ее особенно подкосил. А за четыре дня до смерти ночью она встала и упала. Всю ночь пролежала на полу, пока ее утром не обнаружила сиделка. В результате Клара Михайловна заработала себе пневмонию. Так один недуг наложился на другой...
Организацией похорон занималась Гильдия актеров кино. Предсказания Румяновой сбылись: хоронить ее оказалось некому.
- У Румяновой были родственники - правда, все они жили в Нижнем Новгороде. Когда Клара Михайловна зарабатывала деньги, они частенько к ней наведывались. Когда она потеряла работу, от нее все отвернулись, - говорят знакомые актрисы. - Больше десяти лет никто из них не объявлялся. Вспомнили о родственнице только после ее смерти. Никто из них не принимал участия в процессе похорон, зато на следующий день они стали требовать у Гильдии актеров кино документы на трехкомнатную квартиру умершей и оставшиеся сберкнижки...
Последние десять лет жизни Клара Румянова посвятила историческим исследованиям. Она написала несколько пьес. Но ни одно произведение так и не увидело свет. Денег на публикацию у Клары Михайловны не нашлось. Столичные издательства отказались выпускать подобного рода литературу.


Московский Комсомолец
от 30.09.2004
Ирина БОБРОВАhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован