24 ноября 2001
905

За полномочия надо отвечать


В подмосковном пансионате "Бор" прошел третий международный семинар, организатором которого выступил Межрегиональный фонд информационных технологий (МФИТ)

В нем приняли участие члены Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных и региональных органов власти, ученые и предприниматели. Участники мероприятия обсудили актуальнейшую для нашей страны проблему бюджетного федерализма.

Открывая семинар, директор Фонда "Центр политических исследований и консалтинга" Андрей Федоров сказал: "Тема бюджетного федерализма в ближайшее время станет одной из самых интересных и волнующих для страны. Нынешнее развитие ситуации в мире и продолжающееся падение цен на нефть заставляет нас по-другому взглянуть на бюджет 2002 года. С этой точки зрения очень важно подумать над тем, каким должно быть наше экономическое развитие, каким образом будут дальше выстраиваться отношения между федеральным Центром и регионами".

Как сказал в своем выступлении директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, у нас более половины субъектов федерации депрессивные, они не могут самостоятельно воспользоваться плодами, которые дает улучшение экономической конъюнктуры. Им нужно оказывать поддержку, потому что иначе разрыв между ними и другими регионами может увеличиться до такой степени, что просто разорвет страну.

Как подчеркнул Михаил Делягин, уменьшается прозрачность в расходовании средств. Резко возросло число каналов, по которым распределяется финансовая помощь субъектам федерации. Если в прошлом году таких каналов было три, что уже затрудняло контроль над ними, то в проекте бюджета-2002 их количество увеличивается до шести.

Вместе с тем Михаил Делягин воздал должное и положительным моментам проекта бюджета-2002. Например, провозглашается курс на ужесточение контроля за использованием денег регионами вплоть до фактического введения внешнего управления по отношению к регионам-банкротам. Правда, следует иметь в виду, что усиление ответственности региональной власти без аналогичного повышения требовательности к федеральной никакого эффекта не даст.

Михаил Делягин полагает, что на сегодняшний день главным является переход от выравнивания регионов по некоему абстрактному среднему уровню к их выравниванию на основе обеспечения минимальных социальных стандартов.

Уже по одному выступлению Михаила Делягина можно представить, насколько серьезная и острая тема была предметом рассмотрения на семинаре. В течение двух дней его участники обсуждали экономические, политические и правовые аспекты становления бюджетного федерализма в России, основные пути совершенствования межбюджетных отношений, международную практику в этой области.

Звучали самые разные, порой прямо противоположные суждения. Например, начальник правового управления Госдумы Владимир Исаков обратил внимание участников на тот факт, что в России с 1994-го по 2000 год вообще не принимался закон об исполнении бюджета. Такая практика возобновилась только с нынешнего года.

С другой стороны, член Совета Федерации Александр Торшин заметил, что ситуация, которая сложилась в нашем государстве вокруг отчета об исполнении бюджета, никого уже не интересует. "Вы обратите внимание, что рассмотрение последнего отчета прошло почти без обсуждения и 100-процентным голосованием", - скептически заметил он.

О наболевшем - отсутствии должного контроля за использованием средств, противоречиях между Центром и субъектами федерации в бюджетном процессе - говорили многие. Депутат Госдумы Андрей Климов предложил законодателям установить четкие правила и критерии помощи т.н. "депрессивным регионам".

Аудитор Счетной палаты РФ Сергей Рябухин констатировал, что представители субъектов федерации далеко не всегда пользуются имеющимися законными возможностями для отстаивания своих интересов в спорах с федеральными ведомствами. Сразу же возникшая оживленная дискуссия между депутатами и представителем Минфина показала, сколь сложна и запутана у нас практика межбюджетных отношений и прохождения законопроектов.

Очень содержательным и полемическим было выступление члена Совета Федерации от Думы Таймырского автономного округа, а до недавнего времени губернатора Тюменской области Леонида Рокецкого. Он подчеркнул, что государственное финансирование, привычка жить на дотации нередко порождает иждивенческие настроения. Между тем многие вопросы образования, здравоохранения, благоустройства можно и нужно было бы решать в рамках развитой системы местного самоуправления. "К сожалению, - посетовал Рокецкий, - в последнее время и в Центре, и во многих регионах возобладала линия на фактическую ликвидацию подлинного самоуправления на местах".

Попыткам найти гармоничную, без административных и фискальных крайностей формулу отношений между субъектами Российской Федерации были посвящены выступления депутатов Госдумы Владимира Коптева-Дворникова, Владимира Мокрого, Светланы Смирновой, депутата Московской городской Думы Степана Орлова, начальника финансово-экономического управления аппарата полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Марины Сеньковской.

Семинар в "Бору" подтвердил - сегодняшнее состояние российского федерализма вызывает больше вопросов, чем ответов. И уж если Центр забирает себе все новые полномочия, то вместе с ними должен взять и ответственность за их реализацию.

Чего, к сожалению, не наблюдается.


http://www.klimow.ru/publictext/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован