08 июня 2007
1741

Зачем Патриарх посещает епархии?

В середине июня Его Святейшество планирует посетить Вологодскую епархию. Одним из наиболее распространенных вопросов, которые звучат накануне патриарших визитов, является вопрос о целях посещения того или иного города или области.

Как правило, журналистов интересуют какие-то конкретные факты: какие храмы и монастыри собирается посетить Патриарх, с кем из региональных руководителей он встретится и какие вопросы обсудит в ходе этих встреч. На поиски информации об этих аспектах патриарших поездок в епархии тратится много времени и сил. А между тем главное содержание визитов Предстоятеля Русской Церкви остается как бы за рамками журналистского внимания.

В чем же состоит это главное? Тут, к сожалению коллег-журналистов, ничего оригинального сказать не удастся. Основным содержанием любой поездки Святейшего Патриарха в епархии Русской Православной Церкви было и остается богослужение - совместная молитва с духовенством и паствой. И в этом молитвенном общении для церковного человека содержится куда больше смысла, чем в любом другом официальном мероприятии.

О церковном единстве в последнее время много сказано и написано - как правило, в контексте исторического подписания Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви. Но нельзя забывать и о другом аспекте церковного единства - о том, который был заложен в основание Церкви Самим Христом Спасителем, когда Он молился: "да будет едино стадо и един Пастырь" (Ин. 10, 16).

Единство Церкви как единение паствы и пастырей - одно из главнейших ее, Церкви, свойств. Недаром в православном катехизисе это свойство рассматривается первым - в соответствии с текстом Символа веры: "Верую ...во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь".

Поэтому традиционный взгляд на церковное единство подразумевает прежде всего молитвенное, евхаристическое (то есть теснейшее, таинственно-духовное, во Христе) общение архипастырей и пастырей с пасомыми. В древности молитвенное общение поддерживало христиан в условиях страшных гонений, удерживало от соблазна многочисленных расколов.

Недаром один из основоположников экклесиологии (науки о Церкви) священномученик Киприан Карфагенский (III в.) так настойчиво призывал христиан: "Бог один, и один Христос, одна Церковь Его, и вера одна, и один народ, совокупленный в единство тела союзом согласия". А еще раньше священномученик Игнатий Богоносец писал в своем послании к смирнянам: "Где является епископ, там да будет народ, а где Иисус Христос, там кафолическая Церковь" (8, 2). Это правило - "где епископ, там и Церковь" - издревле стало частью живого церковного Предания и неизменно соблюдалось и соблюдается до нынешнего времени.

И практический эффект - да простится такое словоупотребление - от укрепления этого единства трудно переоценить. Примером из новейшей истории Русской Церкви может служить любая поездка Предстоятеля Русской Церкви, например, прошлогодний визит Святейшего Патриарха Алексия в Латвию. Сам по себе визит был довольно насыщенным: в программе присутствовали и встречи с руководителями Латвийской Республики, и участие в торжественных государственном приеме, но центром и смысловым стержнем всей той поездки было совершение богослужения - начиная с первых же часов пребывания Патриарха на Латвийской земле.

Можно по-разному оценивать итоги того визита - говорить о политических вопросах, которые поднимались в ходе встреч с президентом Латвии В. Вике-Фрейбергой и другими руководителями республики, пытаться увязать церковную тематику с проблемой российско-латвийских отношений в целом - но нельзя не заметить, что самым непосредственным результатом того посещения стало бурное развитие церковной жизни в стране.

Поэтому, когда журналисты светских изданий и агентств иногда спрашивают - зачем Патриарх посещает ту или иную епархию - ответ почти всегда очевиден, как ни привычно он может выглядеть: Предстоятель Русской Церкви едет в епархии для того, чтобы помолиться вместе с верующим народом. Помолиться "о мире всего мира, о благостоянии Святых Божиих Церквей" - о том самом церковном единстве, которое Святые отцы почитали ценнейшим сокровищем и которое заповедали свято хранить.

Почти всегда такой ответ не устраивает представителей светских СМИ. И журналисты затем разочарованно и в привычном насмешливом тоне пишут о том, насколько было, допустим, воскресное богослужение в кафедральном соборе похоже на какое-нибудь "торжественное собрание трудового коллектива" времен застоя. Иному корреспонденту и такое масштабное событие, как подписание Акта о каноническом общении, покажется недостаточно интересным. При этом журналисты путают причину и следствие: ведь практически весь советский церемониал был скопирован с церковного богослужебного обихода - начиная с "икон" - портретов вождей и заканчивая "молитвословиями" - всевозможными докладами и выступлениями.

Удивляться здесь нечему. Слишком мало прошло времени с тех пор, когда стало возможным говорить и писать о Церкви не только в стилистике советской пропаганды на уровне штампов вроде пресловутого "опиума для народа". Поэтому слишком поверхностно пока судят о Церкви. Слишком самоуверенно и безапелляционно оценивают происходящие в ней события. Хватаясь за второстепенные факты и не замечая того, что, несмотря на все сложности, которые переживает Русская Православная Церковь вместе со страной и своей паствой, в ней сохраняется главное - то, что не позволит вратам адовым одолеть ее: в Церкви совершается молитва и приносится Бескровная Жертва за весь мир.

Мир может об этом не догадываться. Но ценность молитвы от этого не умалится.

А коллегам-журналистам, пишущим на церковные темы, хотелось бы посоветовать не так бездумно открещиваться от советской стилистики в работе. Просто потому, что в ней, в той стилистике, как и во всем советском церемониале, самым существенным изъяном было то, что она была пародией - пародией на церковное благочестие. И для того, чтобы отыскать нужный тон в освещении церковной тематики, не обязательно "разрушать до основанья" все, что составляло достояние отечественной школы журналистики. Да, пиетет перед номенклатурой, властью был жалок; но стоит заменить его на благоговение перед подлинной святыней - и все станет на свои места. Не нужно будет пытаться непременно отстраниться от предмета журналистского повествования и тем самым укреплять имидж "независимого СМИ". Не нужно будет делать вид, что богослужение, молитва - для тебя все это малоинтересно, поскольку "слишком примитивно для человека передовых взглядов".

Наоборот, куда важнее проникнуться содержанием того, о чем говоришь, пишешь или снимаешь. При этом чувство благоговения, которое естественно должно возникать тогда, когда предметом повествования становится Церковь, молитва, Таинства, вера - вовсе не станет помехой для создания качественного информационного сюжета. Наоборот, оно только поможет найти нужные слова и интонации для того, чтобы передать атмосферу церковного богослужения.

И тогда не придется мучительно выискивать непременно ироничные выражения для того, чтобы рассказать о содержании очередной поездки Патриарха. Вместо этого будет достаточно написать: Патриарх едет в епархию для того, чтобы помолиться вместе с паствой.

Это будет самой точной и адекватной подачей материала.

Источник: Патриархия. ру


08 июня 2007 г.

Михаил Моисеев
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован