08 октября 2004
502

Зачем России нужен Киотский протокол?

Россия активизировала процесс ратификации Киотского протокола. Недавно правительство одобрило ратификацию протокола, а спикер Госдумы Борис Грызлов высказал мнение, что нижняя палата парламента рассмотрит вопрос о ратификации документа в октябре. Киотский протокол к рамочной конвенции ООН об изменении климата был подписан в 1997 г. Согласно протоколу, промышленно развитые страны должны сократить свои общие выбросы парниковых газов к 2008-2012 г на 5,2 проц по сравнению с уровнем 1990 г.

Если Россия не ратифицирует протокол, он не сможет вступить в силу, так как после выхода США из протокола суммарный выброс остальных развитых стран без России оказывается менее 55 проц от общего выброса стран - участниц Киотского протокола, что необходимо для вступления протокола в силу. На сегодняшний день протокол ратифицировала 121 страна.

О целесообразности вхождения России в Киотский протокол, а также о возможных экономических и политических последствиях участия нашей страны в этом договоре ПРАЙМ-ТАСС рассказала научный координатор проекта "Россия и Киотский протокол" Анна Каширова.

ВОПРОС: Анна Владимировна, чем, на Ваш взгляд, вызвано решение ускорить процесс вхождения России в Киотский протокол?

ОТВЕТ: Решение о ратификации Киотского протокола, безусловно, является политическим, для его принятия были серьезные основания. Возможно, Россия приняла его по какой-то договоренности со странами Европейского Союза. Хочется верить, что эта цена адекватна.

ВОПРОС: А есть ли какие-нибудь экологические предпосылки для принятия такого решения?

ОТВЕТ: Конечно, ратифицируя Киотский протокол, Россия заявляет о своей готовности участвовать в мировом экологическом процессе. Мне кажется, что здесь важный шаг - заявить о своей готовности участвовать в мировом процессе борьбы за экологию, но трудно сказать, во что это обойдется России.

ВОПРОС: Вы имеете в виду экономические последствия?

ОТВЕТ: Дело в том, что Киотский протокол был разработан в 90-х годах прошлого века, в то время когда российская экономика переживала спад, и он уже морально устарел. В протоколе прозрачно не прописан объем квот на выброс углекислого газа, который будет продавать Россия, а действующий механизм торговли квотами непрозрачен и до конца не отработан.

ВОПРОС: А на каких условиях нашей стране было бы выгодно ратифицировать протокол?

ОТВЕТ: Я думаю, что пока процесс принятия закона о ратификации Киотского протокола еще не завершен, у России есть возможность настаивать на ряде условий. Причем, выдвигать эти условия нужно как можно быстрее, так как после ратификации рычагов воздействия у России будет гораздо меньше.

Если Евросоюз и Япония действительно заинтересованы в нашем участии в протоколе, то они должны пойти на существенные уступки и обеспечить льготные финансово-экономические условия участия российский предприятий в системе торговли квотами на выброс парниковых газов.

Одним из таких условий может стать двухуровневая система торговли квотами, при которой государство сможет финансировать экологические программы. Для этого можно национализировать те свободные квоты на выброс парниковых газов, которые образовались в результате экономического спада 90-х годов и создать специальный единый государственный орган - Агентство по торговле квотами на выброс парниковых газов. При этом агентство будет контролировать все финансовые операции, связанные с торговлей квотами, а за счет полученных средств будет выделять кредиты предприятиям на реализацию собственных экологических программ и осуществлять на национальном уровне расчет объемов выбросов парниковых газов.

ВОПРОС: А какой второй уровень предлагаемой Вами системы?

ОТВЕТ: Второй уровень предполагает, что российские компании могли бы иметь возможность реализовывать на свободном рынке по рыночным ценам те объемы квот, которые не подпадают под национализацию. То есть предприятия будут иметь возможность реализации дополнительных объемов квот, которые возникли в результате повышения энергосберегающего производства, внедрения новых технологий, а не из-за экономического спада 90-х годов.

ВОПРОС: На Ваш взгляд, нужно ли при ратификации протокола прописать уровень цен, по которым Россия будет продавать свои свободные квоты?

ОТВЕТ: Я думаю, что оптимальными могут считаться условия, при которых России гарантировался бы сбыт квот в объеме не менее 100 млн т. Также должна быть установлена твердая цена за квоту на выброс парниковых газов, которые будет продавать Россия, и эта цена должна быть установлена на уровне не менее 40 долл за тонну, тогда как сейчас рыночная цена квоты очень низкая и составляет до 10 долл за тонну. Рыночные цены на квоты будут установлены в январе будущего года, однако, велика вероятность того, что цены будут низкими. Поэтому наша страна может потерять 4-5 млрд долл в год, которые могли быть направлены на развитие энергосберегающих производств и природоохранные программы для выполнения условий Киотского протокола.

Кроме того, Россия должна получить компенсации за большое количество расположенных на территории страны лесов, поглощают углекислый газ. Россия может обратиться к другим странам-участницам протокола за компенсацией в 1-2 млрд долл в год в течение ближайших 15 лет на поддержание и восстановление лесов, причем эти средства должны использоваться под международным контролем и при внешнем аудите.

Также необходимо проработать юридическую базу присоединения России к протоколу, в частности, вопросы собственности на квоты и распределение средств от их продажи.




http://www.prime-tass.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован