06 августа 2002
178

Закон о партиях: несколько соображений

Текущая политическая повестка дня, если отбросить скандалы, связана с обсуждением проекта закона о партиях, внесенного президентом в Думу. Что, в связи с этим законом, заставляет трепетать партийные сердца (надеюсь, понятна условность применения термина `партия` в российском политическом контексте, см. по этому поводу предыдущий комментарий Ю.Коргунюка), и насколько оправдан этот трепет?

Нетрудно составить список претензий, которые обычно предъявляются нашей партийной системе. Пройдемся по одному из возможных списков и попытаемся разобраться, сможет ли новый закон повлиять на недостатки, присущие нашим партиям.

Партий слишком много, даже на выборах, и в них трудно разобраться. Обсуждаемый закон призван сократить их число за счет жестких требований к числу членов и региональных организаций. Однако вспомним, что в 1995 г. 49 партий за короткий срок выполнили требования по сбору большого числа подписей и были допущены к выборам. Сбор подписей превратился в вид платных услуг. Легко представить, что за два года, которые проект закона отводит партиям на выполнение своих требований, появится новый вид услуг, предлагаемых политическими технологами. Надувательство со списками преобразуется в надувательство с членством. В результате требованиям закона смогут удовлетворить несколько десятков партий. Избирателям все равно, сколько их будет, шестьдесят или тридцать. И то, и другое - много.
Партии абсолютно эгоцентричны: заняты сами собой и борьбой за власть и абсолютно равнодушны к избирателям за исключением короткого периода выборов, когда им нужны не избиратели, а их голоса. К этому дефекту закон о партиях не имеет никакого отношения. На него влияет избирательная система, которую определяет закон о выборах.
В партиях собирается множество случайных людей, нередко покупающих места в партийных списках или включаемых в эти списки за сомнительные услуги перед своими боссами. Смотри комментарий к предыдущему пункту.
Партии не предлагают обществу привлекательных программ, сливаясь в одну скучную серую массу, лишенную всякого интеллектуального блеска. За последнее революционное десятилетие ни одна партия не предложила никакого программного документа, который стал бы событием. Проект закона о партиях обязывает партии иметь программы, но он не может стимулировать создание качественных документов.
Партии безответственны ни за своих лидеров, ни за свои немногочисленные и мало понятные инициативы. К этому дефекту проект закона о партиях также не имеет отношения. Ответственность партий обуславливается двумя факторами - их зависимостью от избирателей, т.е. от избирательной системы, и от участия партий в исполнительной власти, в реализации своих программ. Нынешняя Конституция сводит это участие к минимуму.
Партии совершенно закрыты для общества, их финансовая закрытость плодит коррупцию в парламенте. Проект закона обязывает партии публиковать свою финансовую отчетность, предусматривает ответственность за искажение информации. Однако при нынешнем общем состоянии власти это создаст лишь дополнительные условия для коррупции, а открытость превратится в очередной фарс.
Наконец, у нас практически нет партий, а есть политические клубы, перемежающиеся свитами лидеров. Эта проблема обусловлена, в том числе, некоторыми из перечисленных выше. Следовательно, закон, если он будет введен в действие, побудит упомянутые клубы тратить часть своих средств, в том числе - получаемых, согласно закону, от государства, на разного рода мистификации: о членстве, о программе и т.п., что только разнообразит клубную жизнь. А партий не появится.
Итак, принятие внесенного президентом закона о партиях не повлияет на партии и партийную систему в целом. Значит ли, что его не надо принимать? Отнюдь! Этот законопроект не на много лучше и не на много хуже других. Просто надо понимать, что сам по себе он не в состоянии что-либо изменить. Можно лишь утверждать наверняка, что в случае его принятия партии до осени 2003 года будут еще больше отвлечены от избирателей.

Реальные усилия по созданию эффективной партийной системы, а она необходима, должны учитывать всю цепочку взаимосвязей: парламента и исполнительной власти, партий и парламента, граждан и партий. Это значит, что необходимы, помимо принятия закона о партиях, скоординированные изменения Конституции, избирательной системы, изменения политической культуры и традиций.

Сейчас решается, примет ли Дума к рассмотрению только президентский проект закона о партиях, или добавит к ним другие проекты. Если случится первое, то это будет означать, что Дума продолжает послушно следовать президентской политике и готова принять участие в очередной политически бессмысленной акции, наподобие принятия законов о государственной символике. Второй вариант будет означать, что Дума почувствовала слабину президентской власти (чему она сама дала за последнее время немало поводов) и решила завалить законопроект испытанным способом - растворив его среди конкурентов. Ведь понятно, что существующим политическим недоноскам, которых мы из экономии интеллектуальной энергии называем партиями, не нужны никакой контроль, никакая регламентация.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован