Эксклюзив
Малый Алексей Алексеевич
22 апреля 2019
4674

Закупки в здравоохранении – в теории и на практике

Main 160619 malyi aa 8582 1

Актуальность вопроса эффективности экономики здравоохранения бесспорна. Нехватка средств и другие проблемы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), поиск дополнительных источников финансирования отрасли являются постоянными темами обсуждения на разных дискуссионных площадках. Признавая проблему дефицита средств ОМС, предлагаю уделить внимание их бережному расходованию.

Как показала практика, закупки - это сфера, где сконцентрирована подавляющая доля неэффективных и нецелевых расходов, где «оседает» коррупционная прибыль недобросовестных закупщиков. Дело профессора Покушалова Е.А. по обвинению в хищении 1,3 млрд. рублей на госзакупках в Новосибирском НМИЦ им. Мешалкина - это прецедент. Случившееся заставляет внимательным образом проанализировать ситуацию в сфере закупок других медицинских учреждений, в первую очередь, федерального уровня.

Активистами и экспертами общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» с начала 2014 года непрерывно проводятся многочисленные мониторинги и анализ закупок, позволяющий выявить как хронические проблемы в области организации закупок, так и болевые точки – явные нарушения закупочного законодательства отдельными заказчиками. Соответственно, вектор решений направлен, с одной стороны на совершенствование законодательства и системное решение проблем, с другой - на конкретных заказчиков, допускающих постоянное и злостное нарушение закона. Задача – создать прецедентную практику, когда каждое отклонение от нормы будет замечено, и на него будет обеспечена адекватная реакция компетентных органов. Только таким методичным образом проблему чистоты закупок в здравоохранении можно будет решить.

Акцент сделан на федеральные учреждения, научные центры, поскольку в них сосредоточены максимальные ресурсы, технологии и финансовые средства, а на закупки расходных материалов и лекарств направляется более половины бюджета соответствующего учреждения. В определенной степени, федеральные центры выступают прообразом, на которые следует равняться, и где по определению, все должно быть правильно. На деле это не всегда так.

В частности, при анализе закупок медицинских изделий Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр хирургии имени А.В. Вишневского" Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществленных в 2018 году, установлено, что 155 контрактов (73,0%) на сумму 481,0 млн. рублей заключены на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие. 182 контракта (85%) на сумму 544,7 млн. рублей заключены по итогам проведения торгов со снижением начальной максимальной цены контракта не более 1 %!

Большой объем закупок у единственного поставщика, в совокупности со снижением закупочной цены всего до 1% от НМЦК являются признаками, которые могут свидетельствовать о сговоре с участниками закупок, осуществлении притворных торгов, заключении контракта с конкретным поставщиком по максимальной цене. В случаях, когда цена контракта закупки изначально определена с нарушением и завышена, имеет место закупка по необоснованно высокой цене.

В подтверждение этому анализ сложившейся практики формирования начальной (максимальной) цены контракта ряда других федеральных учреждений выявил ряд фактов:

- Определение НМЦК заказчиками в подавляющем большинстве случаев производится на основании коммерческих предложений поставщиков, игнорируя реестр контрактов;

- При анализе ряда ценовых предложений, на основании которых сформирована НМЦК, установлено, что ценовые предложения содержат признаки подлога документов, а именно отличаются на одну и ту же величину по всему перечню товаров, что свидетельствует о формировании "ценовых предложений" простым подгоном цифр в таблицах.

- Отсутствует прозрачность и открытость запроса ценовых предложений. Есть основания полагать, что запросы направляются только ограниченному кругу - «лояльным» поставщиками или своим компаниям. Поставщики, с которыми заключались контракты, в подавляющем большинстве, не имеют сайтов или страниц в сети Интернет и не могли быть отобраны заказчиком из публичных источников информации, в частности, в сети Интернет. Таким образом, надлежит установить, как информация о предстоящей закупке попадала данному ограниченному кругу лиц, а также характер этих лиц.

По результатам выборочного анализа закупок медицинских изделий ФГБУ "НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России, выявлено 44 торговых наименования продукции, которые учреждение приобретает по значительно более высоким ценам, чем другие учреждения здравоохранения России. Все материалы находятся в распоряжении штаба.

При этом, в статье 34 Бюджетного Кодекса Российской Федерации определён принцип эффективности использования бюджетных средств, в соответствии с которым, участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств. Принцип эффективности предусматривает всесторонние меры по достижению экономности при осуществлении закупок с минимальными затратами финансовых средств и по минимальным возможным ценам. Мы не заметили, чтобы Заказчиком были приняты исчерпывающие меры по возможному снижению цены закупки, в том числе по исследованию рынка закупаемой продукции и анализу реестра контрактов, определению минимальных цен на продукцию, поиску поставщиков, способных осуществить поставки по минимальным ценам.

В 2018 году сразу нескольким федеральными заказчиками были приобретены медицинские изделия, входящие в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1517, с существенным, кратным превышением предельных цен. Согласно Постановлению, цены на закупку медицинских изделий не могут превышать зарегистрированные предельные отпускные цены, и указанный факт является грубейшим нарушением. Норма прямо действует для программы государственных гарантий, но цена на рынке от источника финансирования не зависит. Чем руководствуются заказчики, закупая значительно дороже?

Так, уже в 2019 году ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России закупил медицинские изделия, входящие в перечень, с превышением предельных цен:

- Стент коронарный Multi-Link, - по цене 19 000 рублей при предельной зарегистрированной цене по реестру 10 291,44 (1770902428319000038);

- Стент коронарный «Калипсо» с биорезорбируемым лекарственным покрытием, - по цене 27 860 рублей при предельной зарегистрированной цене по реестру 24 692,67 (1770902428319000039);

- Стент коронарный XIENCE Xpedition с лекарственным покрытием эверолимус на системе доставки, - по цене 44 000 рублей при предельной зарегистрированной цене по реестру 26 414,02 (1770902428319000052);

- Система коронарного стента с покрытием Зотаролимус Resolute Integrity, - по цене 45 000 рублей при предельной зарегистрированной цене по реестру 26 414,02 (1770902428319000052).

Выявленные обстоятельства являются признаками системных нарушений при закупках, нарушений антимонопольного законодательства, что никак не соответствует требованиям эффективности расходования финансовых средств. В случае сочетания факторов - сговора участников закупки и завышения цены, в результате чего закупка осуществляется у единственного и конкретного поставщика по максимальной цене, прослеживается не только неэффективное использование средств, но и состав преступления - растраты или хищения бюджетных средств.

Приведенные и другие аналогичные факты часто являются достаточным основанием для обращения в надзорные, контролирующие и правоохранительные органы для правовой оценки, а также с целью проведения углубленного изучения материалов и установления иных дополнительных фактов, свидетельствующих о нарушениях при закупках, принятия мер по прекращению указанных действий заказчика и привлечению должностных лиц к соответствующим мерам дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Наши активисты и эксперты продолжают свои мониторинги, вовлекая в эту общественную работу всё больше специалистов и просто неравнодушных граждан.

 

Малый Алексей Алексеевич, эксперт ОНФ

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован