28 июня 2009
1161

Замок с секретом

Устойчивый трансграничный поток людей, товаров и грузов появился в России только 10-15 лет назад. Очевидно, что за столь недолгий срок менталитет пограничника ("граница на замке") просто не переломить. И в этом видится основная проблема для пересекающих границу законопослушных граждан - делать это быстро пока не получается. Какие бы реформы ни проводились, в конечном счете все зависит от конкретного Васи или Пети, стоящего у шлагбаума, у которого нет особых стимулов эффективно работать. Рискнем предположить, что даже переход на контрактную службу сам по себе мало что изменит. Серьезную оптимизацию должны пройти процедуры и правила, регламентирующие службу пограничника. Но этого не добиться без радикального совершенствования законодательства, касающегося пограничной сферы государства. А до тех пор процедура пересечения границы так и будет для автомобилистов затягиваться на несколько часов (в других странах оформление въезда или выезда отнимает до получаса).

Нынешние косметические улучшения на границе - вынужденная реакция на возрастающую нагрузку на пункты пропуска (ПП). Так, в 2008 году через них было пропущено 25,6 млн человек (на 1 млн больше, чем в 2007-м) и 8,1 млн машин. Впрочем, надо понимать, что одного желания пограничников здесь недостаточно. Пограничная инфраструктура совершенно не соответствует требованиям времени, кроме того, она не принадлежит пограничникам (автомобильные ПП подчиняются таможне, железнодорожные - РЖД), а в чужой монастырь со своим уставом, как известно, не ходят. Кроме того, существующие правила функционирования ПП архаичны, а уровень взаимодействия контролирующих органов невысок. "На протяжении 15 последних лет не удается выстроить эффективную работу пограничников, таможенников, а с недавних пор и Федерального агентства по обустройству госграницы (Росграница. - ,,Эксперт С-З"). Это сильно усложняет процесс пропуска грузов, - сетовал недавно заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Игорь Русу. - Оптимизация работы этих структур - большой резерв для увеличения пропускной способности транспортной инфраструктуры".

Уровень взаимодействия контролирующих органов навевает тоску и демонстрирует полную беспомощность власти перед межведомственной бюрократией. Вспомним, что еще три года назад был принят правительственный документ, в соответствии с которым на ПП должны остаться только два ведомства - пограничная и таможенная службы. "Одно окно" призвано ускорить прохождение грузов через границу. Однако воз и ныне там: на границе их встречают аж пять служб. Все они ютятся в старых помещениях, а разделить транспортную, ветеринарную инспекции и фитосанитарный контроль невозможно: не до конца понятна процедура, да и новые помещения для них не построены. Дело в том, что формирование Росграницы неоправданно затянулось на два года, и это время можно считать попросту потерянным для бизнеса и государства с точки зрения развития перевозок. Постепенно агентство начинает наверстывать упущенное, но главное, как считают многие транспортники, чтобы оно не превратилось в очередной государственный контролирующий орган, который не столько помогает, сколько мешает транспортному процессу.

www.expert.ru
28.06.2009
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован