24 января 2007
1364

Зампред комитета ГД по безопасности Михаил Гришанков рассказал Стране.Ru о законодательных инициативах в отношении чиновников-взяточников

Депутаты взялись за коррупцию
Во вторник стало известно, что в Государственной думе подготовлен рамочный законопроект о противодействии коррупции, который уже обсуждается в заинтересованных ведомствах. Как рассказал в интервью Стране.Ru председатель думской комиссии по противодейтствию коррупции Михаил Гришанков, в документе планируется дать основные определения, касающиеся коррупции, после чего соответствующим образом скорректировать целый ряд других законов, по которым будут непосредственно преследовать нечистых на руку чиновников. Депутат надеется, что документ, четко формулирующий стратегию борьбы с коррупцией в российском государстве, будет одобрен парламентариями уже в текущем году. После чего противодействие этому злу в нашей стране станет более эффективным.

- Законопроект о борьбе с коррупцией был принят в первом чтении еще предыдущим составом Госдумы. Почему его решили реанимировать именно сейчас?

- Сразу хочу уточнить, что речь не идет о реанимации старого законопроекта, принятого в 2002 году в первом чтении. Он не мог быть принят нами за основу потому, что содержал огромное количество внутренних противоречий. Кроме того, со времени его рассмотрения в первом чтении достаточно сильно изменилась действующая законодательная база. В прошлом году, например, Россия ратифицировала две международные конвенции в данной сфере: конвенцию ООН против коррупции и конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупционные преступления. Также у нас был принят целый ряд законов: о государственно-гражданской службе, о муниципальной службе, о государственной защите свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Следует отметить, что ратификацию названных конвенций мы считали главной задачей комиссии. После этого при комиссии была создана межведомственная рабочая группа по реализации упомянутых документов. В ходе ее работы и было решено подготовить рамочный закон о противодействии коррупции, на основе которого далее вносились бы необходимые поправки в действующие законодательные акты. Одним из инициаторов разработки такого закона и руководителем соответствующей рабочей группы стал депутат Аркадий Баскаев.

- Как вы заявляли ранее, антикоррупционный проект было решено разработать в виде рамочного законопроекта, по образцу закона "О противодействии терроризму". Что это означает на практике?

- В данном случае были избраны те же подходы. Сначала мы приняли новый закон "О противодействии терроризму", в котором сформулировали необходимые основные определения и параметры, а затем стали вносить соответствующие коррективы в различные законодательные акты. И в законопроекте о противодействии коррупции нами даны ключевые определения понятия коррупции, ее основных признаков и методов борьбы с нею. Все это достаточно детально прописано.

- Какие поправки предстоит вносить в действующее законодательство после утверждения рамочного документа?

- Как уже было сказано выше, в соответствии с ратифицированными международными конвенциями, мы наметили целую программу действий по совершенствованию российского законодательства в сфере борьбы с коррупцией. Теперь мы работаем, в том числе над подготовкой соответствующих поправок. Ряд экспертов, к примеру, высказывается за внесение отдельной главы в УК, посвященной коррупционным преступлениям. В этой связи дискутируется, в частности, возможность расширения круга субъектов коррупционных преступлений. К их числу, в соответствии с конвенцией против коррупции, относятся и преступления, совершенные в частном секторе.

Озвучиваются также предложения о сокращении перечня должностных лиц, привлекаемых к уголовной ответственности в особом порядке, в частности, имеющих депутатский иммунитет. Вопрос об адекватности системы иммунитетов очень важен, поскольку наши правоохранительные органы зачастую оказываются безоружными, скажем, перед чиновничеством из представительных органов власти. В Уголовно-процессуальный кодекс следует внести поправки, утверждающие систему правовых мер в отношении имущества, полученного коррупционным путем.

Помимо этого, нужно детально прописать механизм взаимодействия с иностранными государствами по возврату соответствующих активов. Также необходимо внести коррективы в закон о государственной гражданской службе, предусматривающие декларирование имущества не только самого чиновника, но и членов его семьи. Намеченный комплекс корректив достаточно обширен. Мы рассчитываем осуществить их в течении этого года.

- Вы не боитесь, что закон, учитывая предвыборные настроения в Госдуме в этом году, в итоге будет носить декларативный и конъюнктурный характер? Ведь успех борьбы с коррупцией, как известно, в первую очередь зависит не от законов, а от наличия соответствующей воли у государства.

- Несомненно, что для искоренения коррупции нужна четко выраженная государственно-политическая воля. И оппоненты действующей власти, очевидно, будут утверждать, что принятие данного законопроекта является предвыборным ходом. Но мы-то с вами говорим не об одном только этом законе, а о целом комплексе мер и мероприятий. Полтора года назад многие известные эксперты заявляли, что Россия никогда не ратифицирует упомянутые конвенции. Но мы это сделали, причем конвенцию ООН ратифицировали быстрее многих европейских стран.

- То есть воля все-таки есть?

- Воля заявлена достаточно четко и жестко. Вопрос в том, что далее ее следует последовательно и планомерно реализовать. Пока, надо признать, в данной сфере не всегда предпринимаются целенаправленные скоординированные действия. Но я считаю, что это временное явление. После того, как мы на законодательном уровне утвердим стратегию противодействия коррупции, практическая борьба с этим злом станет более эффективной. Хотя надо понимать, что за один день мы не сумеем победить коррупцию, которая и сегодня успешно существует даже в таких развитых демократических государствах, как, например, США. Или Великобритания, где на днях возник вопрос об отставке премьера Тони Блэра в связи с коррупционным скандалом. Что же до нас, то мы должны последовательно продвигаться в заданном направлении. И наша комиссия постарается приложить все усилия для ускорения этого процесса.

23.01.07.
Наталья Приходко
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2007.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован