28 марта 2007
3709

Занятия физкультурой и спортом должны быть доступны каждому

27 марта исполнилось ровно полгода, как в Московской городской Думе была создана комиссия по физической культуре и спорту и делам молодежи. Ее председателем был избран депутат Виктор ИВАНОВ (фракция "Единая Россия"), которого мы попросили рассказать о целях и задачах комиссии, об основных "векторах" ее работы и планах.

- Наш город по праву считается одной из ведущих спортивных столиц мира, ведь у нас сохранилось и продолжает активно развиваться все то, что связано со спортом высших достижений. Однако сегодня власти города заботят иные проблемы - развития массового спорта и здорового образа жизни населения, прежде всего в среде детей и молодежи, и всеобщей доступности занятий физкультурой и спортом. Не случайно и на федеральном уровне был принят национальный проект "Здоровье", который во многом перекликается с этими проблемами. Естественно, что в Думе тоже была образована комиссия, которая призвана заниматься законодательным регулированием вопросов физкультуры и спорта в Москве, правовым обеспечением развития инфраструктуры этой сферы, созданием условий для занятий физкультурой и спортом москвичей, пропагандой здорового образа жизни, подготовкой кадров и т.д. Правда, спортивная проблематика составляет одну из основных частей нашей деятельности, вторая - касается всего спектра молодежной политики города, и это направление работы возглавляет депутат МГД Ирина Великанова (фракция "Единая Россия"), избранная заместителем председателя комиссии.

В последние годы в Москве многое делается для развития физкультуры и спорта. В частности, в рамках городской комплексной программы "Спорт Москвы", действовавшей в течение 2004 - 2006 годов, во всех административных округах столицы были открыты центры физической культуры и спорта, появилось более 1000 спортивных объектов - от современных ледовых дворцов до физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов) и дворовых плоскостных площадок. Кстати, несколько лет назад Москомспортом совместно с Москомархитектурой и МосНИИпроектом-4 были определены нормативы строительства дворовых спортплощадок, в результате чего стало ясно, к чему мы должны стремиться, чтобы организовать планомерную спортивную работу на местах. Так вот, за последние три года были открыты 2700 плоскостных сооружений для занятий детей и подростков физкультурой и спортом, нормативы выполнены на 98 процентов. В соответствии с планами строительства спортплощадки должны возводиться в каждом новом районе Москвы.

Еще одним достижением реализации комплексной программы "Спорт Москвы" можно считать то, что более чем в два раза возросло финансирование спортивной отрасли из бюджета города. Если в 2004 году на эти цели было выделено около 5,7 млрд. руб., то в 2006 году расходы на развитие физкультуры и спорта составили свыше 14,7 млрд. руб.

А недавно Правительством города была принята новая программа "Спорт Москвы 2", которая рассчитана на 2007 - 2009 годы и направлена на решение таких основных проблем отрасли, как отставание развития спортивной базы от нормативного уровня, нехватка тренерских кадров, недостаточная эффективность развития широкого спектра видов спорта. Понятно, что в одночасье такие задачи не выполнить, ведь только, например, обеспеченность города в крытых спортивных объектах составляет на сегодня всего 25 процентов, но мы будем настойчиво заниматься их осуществлением. Тем более, как сообщил нашей комиссии председатель Москомспорта Михаил Степанянц, для этой работы заложена хорошая основа - соглашение, подписанное в марте 2006 года с Комитетом по спорту РФ, о совместном строительстве ФОКов. Выгода в этом деле для нас заключается в том, что Москва была включена в федеральную программу и в течение трех лет в столице должны быть введены в строй 150 физкультурно-оздоровительных комплексов. В том числе это спортзалы размерами 42х24 и 36х18 метров, обустроенные всей необходимой инфраструктурой, бассейн и ледовый каток. Уже подготовлен для передачи в Росспорт пакет проектной и проектно-сметной документации, в соответствии с которой к концу текущего года в городе появятся 55 новых крытых объектов, остальные ФОКи будут возведены в 2008 - 2009 годах.

Что касается строительства крупных спортивных сооружений, то в отношении к ним тоже изменились подходы, теперь внимание будет усилено к тем объектам, в которых город действительно нуждается. Скажем, Москва занимает лидирующие позиции в таком виде спорта, как легкая атлетика, где разыгрываются 47 комплектов медалей, а у нас на сегодня нет ни одного хорошего, отвечающего мировым стандартам легкоатлетического стадиона. В связи с этим мэр Москвы принял решение о строительстве такого стадиона на территории школы высшего спорта "Москвич", что в Текстильщиках. Есть планы, что он будет построен в 2008 году, потому что наш город намерен подать заявку на проведение в 2011 году чемпионата мира по легкой атлетике - третьего по значимости и степени интереса после Олимпийских игр и чемпионатов мира по футболу спортивного события на планете.

По оценкам экспертов, в целом на финансирование программы "Спорт Москвы-2", включая разные источники, понадобится более 74,5 млрд. руб.

Нельзя не отметить и другие две важные особенности программы, которые наша комиссия намерена держать в поле зрения, - это доминирующее внимание к проблемам спорта среди инвалидов и подготовка высококвалифицированных кадров, преподавателей школ и организаторов спортивной работы среди населения. Собственно, мы этим уже занимаемся. Как известно, в октябре прошлого года Мосгордума приняла закон, которым с 1 января 2007 года органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований были переданы отдельные полномочия города Москвы в сфере организации досуга, социально-воспитательной и спортивной работы с населением по месту жительства. Так вот, прошло чуть больше двух месяцев, а наша комиссия совместно с комиссией по государственному строительству и местному самоуправлению уже провела заседание, посвященное тому, как муниципальные власти справляются со своими новыми обязанностями, что мешает им и чем мы, законодатели, можем помочь им в преодолении трудностей. Проблемы у них оказались схожие, и в основном связанные с необходимостью капремонта помещений, которые передаются муниципалитетам для организации и проведения досуга, социально-воспитательной и спортивной работы и недостатком финансирования на эти цели. Мы пришли к выводу, что на данном этапе органы местного самоуправления должны больше взаимодействовать с органами государственной власти Москвы. Хочу также сказать, что в этом году на проведение массовой работы среди москвичей из бюджета города будет выделено более 1,5 млрд. руб., но по возможности эта сумма должна быть увеличена, по крайней мере такие заверения прозвучали из уст финансистов, представлявших на нашем заседании Правительство Москвы.

Одним из основных направлений работы комиссии является законотворчество, и в этом плане нам немало удалось сделать. В частности, принципиально важным делом для нашей комиссии стало инициирование подготовки и внесения в Государственную Думу пакета поправок МГД к проекту федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Так, мы предложили предоставить субъектам РФ право - за счет своих средств и при возможности участия в осуществлении некоторых полномочий РФ - заниматься пропагандой физической культуры, спорта и здорового образа жизни и профессиональной подготовкой специалистов; оказывать финансовую, материально-техническую и иную помощь сборным командам России; организовывать и проводить всероссийские смотры физической подготовки призывников; разрабатывать программы и учебные планы занятий физкультурой и спортом и другие. Причем затраты на эти цели должны закрепляться в расходных обязательствах субъекта РФ. Затем мы предложили расширить перечень полномочий субъектов РФ, включив в них такие актуальные задачи, как строительство, ремонт, реконструкцию и рациональное использование спортивных сооружений, находящихся в государственной собственности субъекта РФ. Но главное, мы посчитали необходимым уточнить полномочия органов местного самоуправления в части строительства, ремонта, реконструкции и рационального использования спортивных сооружений, находящихся в муниципальной собственности, поскольку местные власти обязаны не только создавать условия, но выполнять все мероприятия по развитию физкультуры и спорта на своей территории. Эти затраты, во избежание претензий в не целевом расходовании средств, также должны планироваться в бюджетах субъекта РФ и муниципальных образований.

Если говорить о делах молодежи, то самым ярким и значительным событием стало создание Молодежной палаты при Мосгордуме, и наша комиссия приняла самое активное участие в этом процессе. В частности, следует отдать должное Ирине Великановой, которая с завидной энергией, совершенно искренней заботой о молодежи и чувством гражданской ответственности "прошла" весь путь создания нового молодежного органа Москвы - от отбора кандидатов в члены Палаты до ее первого заседания, состоявшегося 26 февраля этого года.

О Молодежной палате уже сказано немало, я хотел бы напомнить об одной главной ее задаче - быть кузницей кадров, которым в скором времени предстоит прийти на смену руководителям и специалистам социальной и бюджетной сфер Москвы, в системе государственного и муниципального управления. Так случилось, что нынешняя молодежь стала первым поколением, выросшим в новой постсоветской России, и ее становление прошло на фоне резких и сложных преобразований нашего общества, в обстановке разрушения общепринятых стереотипов и норм поведения. И, вероятно, поэтому среди большей части современной молодежи оказалась слабо развита культура ответственного гражданского поведения, самоорганизации и практически полный отказ от участия в общественно-политической деятельности. Но ведь именно этому поколению предстоит определять развитие нашей страны в будущем, и нам необходимо не только привлечь самых лучших представителей молодежи к созидательной общественной деятельности, но и научить их этому, научить грамотно и ответственно управлять, начиная от жилого дома до города в целом.

Вот лишь небольшой перечень дел, проведенных нашей комиссией за полгода, и впереди немало работы. Мы будем продолжать совершенствовать правовую базу в сфере физкультуры и спорта и работать над созданием условий для занятий физкультурой и спортом среди населения по месту жительства. Мы будем также заниматься вопросами развития и поддержки детских и молодежных объединений, занятости и трудоустройства молодежи, профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде, вопросами военно-патриотического воспитания молодежи, развития молодежного парламентаризма и многими другими.

Майя Саламова
Московская правда - Московское собрание, 28 марта 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован