Компания IDF Eurasia выяснила, что треть россиян готовы согласиться на работу, даже если им предложат меньшую зарплату в сравнении с той, которую они изначально запрашивали. Около 52 % россиян ответили, что, скорее всего, не согласятся на такое предложение, и 17 % — были точно уверены, что такой вариант им не подходит. Эксперты уверены, что согласие на работу с меньшим заработком — решение правильное и взвешенное, а недостаток денежных средств можно восполнить и из других источников.
Модель рынка труда в России всегда была специфической — все экономические кризисы в РФ переживали за счет сокращения зарплат, подчеркивает Наталья Проданова, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления Москвы ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».
Кроме этого, эксперты отмечали, что люди боятся ухудшения ситуации из-за второй волны коронавируса. Первая — нанесла серьезный удар по реальной заработной плате: показатель значительно упал во втором квартале года, до -8 %, и эта тенденция отрицательной зоны будет сохраняться и дальше, уверен председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза.
Вторая волна пандемии может привести к еще большему общему падению реальных располагаемых доходов населения. Если в начале распространения пандемии все надеялись, что это быстро пройдет также, как и грипп, то сейчас люди более реалистично смотрят на вещи и понимают, что главное — это стабильное рабочее место, поэтому и жертвуют частью заработной платы. Это настрой большинства работников исходя из опыта первой волны пандемии.
Владимир Гамза отметил, что у россиян постепенно вырабатывается коллективный иммунитет, а ученые разработали эффективные лекарства и вакцину. Это означает, что к весне-лету 2021 года «мы вполне можем уйти от этой ситуации, после чего можно ожидать укрепления позиций бизнеса». При этом не стоит надеяться на быстрое восстановление доковидного уровня заработных плат. Это произойдет не ранее чем к концу 2022 года. Большинство людей это интуитивно понимает, поэтому сознательно идет на сокращение заработной платы.
Опрос IDF Eurasia показал не то, что население в отчаянии готово на абсолютно любую заработную плату ради записи в трудовой книжке, а то, что люди идут на такой шаг, воспринимая его как взвешенный и временный, считает директор E.M.FINANCE Евгений Марченко.
Практика урезания зарплат с целью сохранения рабочих мест началась с марта 2020 года, и в большинстве случаев это происходило по согласованию с сотрудниками. Так, на сокращение дохода во II квартале пошли 6,2 % от общего количества рабочей силы в РФ. В итоге, 36 % населения в пиковый период карантинных мер имели финансовую подушку безопасности, поэтому временное снижение денежного потока было неприятным, но не смертельным.
На днях в СМИ появилась информация, что вкладчики Сбербанка за сентябрь 2020 года уменьшили объем валютных депозитов на 440 млн долл., что некоторые аналитики расценили как подготовку ко второй волне.
По словам эксперта, рынок «придет в себя» только после снижения нагрузки на сектор здравоохранения до нормального уровня. Затем понадобится какое-то время на восстановление потребительского спроса.
Комментировали:
Владимир Гамза
Председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике